Журнал № 4 - 2012(11), рубрика: "ТОГУ и мир"

Образ ТОГУ в блогосфере: партизанский креатив или новое культурное пространство?

Сегодняшнее положение дел, какой бы стороны нашей жизни это ни касалось, описывается ёмкой формулой: «Нет в он-лайне – нет в реале». Поэтому одной из важнейших задач стратегического развития ТОГУ является формирование позитивного имиджа университета в электронных СМИ.

блогосфере [большая картинка]

Без сомнения, наш вуз добился больших успехов в этом направлении: официальный сайт ТОГУ занимает вторую позицию в рейтинге самых высоко оцениваемых сайтов Хабаровска1 ; по версии испанской исследовательской группы Laboratorio de Internet2 , веб-сайт ТОГУ в 2012 году оказался на 25-м месте в российском списке, на 1624-м – в мировом рейтинге и на 1-м месте в ДФО; информационное пространство ТОГУ включает 16 позиций3 , в том числе информационный портал для абитуриентов, молодёжный портал togulife, научные и художественные журналы и так далее. Однако в условиях всё более ожесточающейся конкуренции следует активно искать новые пути для повышения узнаваемости ТОГУ как бренда, в то же время грамотно выстраивая информационную политику. Обратимся к печальному примеру нашего соседа.

Бесконечные финансовые вливания, открытие нового кампуса на о. Русском и внимание первых лиц государства, широко освещаемое официальными СМИ, создали ДВФУ определённые конкурентные преимущества. Однако, говоря о формировании имиджа учебного заведения как рыночного продукта, не следует недооценивать роль блогосферы, являющейся мощнейшим манипулятором общественного мнения, способной создавать и обрушивать репутации в одночасье.

блогосфере1 [большая картинка]

В качестве образца подрывной партизанской деятельности можно привести исключительно активное и весьма авторитетное в столице Приморья сообщество vladivostok4, чьи посты, создающие негативный «белый шум» вокруг ДВФУ, регулярно выходят в топ «Живого Журнала». Трудно сказать, чем руководствуются отдельные авторы этого сообщества, позиционирующие себя как преподаватели и студенты ДВФУ и одновременно азартно создающие вокруг своего вуза атмосферу перманентного скандала. Бесконечные обвинения администрации в коррупции и воровстве, издевательство над новым логотипом ДВФУ, муссирование темы отсутствия питьевой воды на о. Русском, рассказы об ужасающих штормовых ветрах, которые непременно сдуют зимой обречённых студентов в залив Петра Великого, радостно подхваченная блогосферой тема «кинутых» волонтёров (негативный резонанс усиливала специально по этому случаю созданная группа «ВKонтакте») и прочая и прочая – всё это «слегка» обесценивает колоссальные усилия, прилагаемые к раскручиванию бренда ДВФУ на рынке интеллектуально-образовательных услуг.

блогосфере2 [большая картинка]

 Потенциальные абитуриенты давно не смотрят телевизор и уж тем более не читают газет. Свою картину мира они формируют в Сети. Учитывая пример деятельности vladivostok.livejournal, следует крайне внимательно анализировать информацию о нашем вузе, вбрасываемую в дальневосточный сегмент Рунета.

блогосфере3 [большая картинка]

Вот что думает по этому поводу автор весьма авторитетных и популярных сайтов («Русский журнал»5 , «Частный Корреспондент»6, «Дилетант»7), кандидат философских наук, доцент кафедры «Философия и культурология» ТОГУ Андрей Тесля:

«На данный момент наблюдается движение по пути наименьшего сопротивления, использование готовых ходов и простейших мотиваций и зацепок. С этим трудно спорить, поскольку и наипростейшие возможности следует использовать.

Однако возникает вопрос: какой, собственно, бренд мы стремимся построить? Если постоянно подчёркивать «досуговую» активность студентов, говорить, писать и показывать всевозможную самодеятельность, вроде театра-студии, фотостудии, всевозможных музыкальных групп и так далее, то тогда итоговый образ университета выстраивается как некое место приятного времяпрепровождения и, что едва ли не существеннее по последствиям, времяпрепровождения «лёгкого».

блогосфере4 [большая картинка]

Этап 1: участники флешмоба собрались перед ТОГУ

***

блогосфере5 [большая картинка]

Этап 2: в определенное время нужно было занять своё место

***

блогосфере6 [большая картинка]

Этап 3: флешмоб «Я люблю ТОГУ» удался!

***

На что мы ориентированы: привлечь молодёжь, «пасущуюся» в социальных сетях в рамках «пустого времяпрепровождения», или привлечь родителей, заинтересованных в будущем своих детей, а также ту молодёжь, которая ориентирована на серьёзную работу, исследования и так далее?

Если первое – то выбранного основного направления вполне достаточно. Можно шире использовать имеющиеся социальные сети (например, livejournal.com и facebook.com), больше выкладывать видеоматериалов и тому подобное, но это движение в рамках той же логики.

блогосфере7 [большая картинка]

Если нас интересует второе – то мы не только не достигаем поставленной цели, но даже не приближаемся к её сознательной постановке и разработке вытекающих из неё задач.
В рамках последних имеет смысл демонстрировать публично то, что можно представить как научную работу университета, в частности:

– организация выступлений ведущих специалистов – и из России, и иностранных – не официального характера, а построенные по типу «мой путь в науке», «мой научный опыт как опыт жизненный» и тому подобное  – с видео- и аудиозаписью, выкладываемой в Сеть;

– видеолекции ведущих преподавателей университета – основные курсы, пропедевтика и тому подобное (соответственно создание банка видео- и аудиолекций);

– публичные лекции и семинары преподавателей университета на базе ТОГУ – для старшеклассников, с организацией, например, нечто вроде «тематических лекториев»;

– публикация научного бюллетеня ТОГУ с информацией о лекториях, семинарах и тому подобного, как перспективного плана, так и с обозрением уже проведённых (например, с периодичностью один раз в два месяца в *pdf и с отражением в новостях в соцсетях и с созданием дружеского специализированного сообщества – или нескольких, тематических: технических, информационных, гуманитарных и других).

блогосфере8 [большая картинка]

Иными словами, задача – представить университет как пространство научной работы, продемонстрировать серьёзное отношение к исследованиям и их широкий профиль и в итоге работать над брендом ТОГУ как научном, образовательном, исследовательском бренде. И уже в качестве «бонуса» – всё то, что предъявляется публично сейчас не как нечто «самоценное», а как демонстрация того, что обучение в университете может быть ещё и временами «приятным времяпрепровождением», дополнением к работе, а не замена её».

блогосфере9 [большая картинка]

В качестве удачного примера Андрей Тесля упомянул опыт «стильно и уверенно выступившей» группы OMAX, однако, заметил он, данное начинание «слабо ассоциируется именно с университетом».

Продолжая разговор о необходимости создания культурного пространства университета, наш собеседник отметил ещё один важный, на его взгляд, момент: недостаточную информированность потенциальных абитуриентов и их родителей о блестящей профессуре ТОГУ.

«Из тех, кого я близко знаю: Леонид Бляхер со всероссийской известностью и крепкой научной репутацией, Эльвира Леонтьева – с международными научными контактами, многолетними исследованиями, с организованной ею студенческой, но вполне серьёзной  научной школой. Если Л.Е. Бляхер сам может представить свои исследования, то, например, о работах Э.О. Леонтьевой (и научных, и студенческих) нужно рассказывать другим, сама она слишком «научна» для этого.

Самое главное, что работающие в ТОГУ учёные зачастую никак не ассоциируются с университетом, и сам университет, со свой стороны, не делает практически ничего, чтобы закрепить связку научной и публицистической активности за собой и использовать эти достижения как демонстрацию качества обучения, наличия преподавателей, которые могут действительно обучать студентов».

Свои рассуждения Андрей Тесля завершил довольно мрачно: «ну и самое последнее, что пришло на ум, – это то, что продвигать университет с нынешним его «знаком/брендом» затруднительно. Он ведь во весь голос кричит «я забыт в 90-х», из эпохи «малиновых пиджаков» и пальцев «веером». Собственно, визуальный бренд разрабатывается под определённую концепцию, а нынешний говорит о том, что «уж как вышло».

Во второй части статьи от теоретических умозаключений обратимся к практическому опыту – анализу деятельности группы для абитуриентов «Приглашение в ТОГУ – 2012» http://vk.com/togu2012, организованной в преддверии наборной кампании по инициативе профессора Л.Е. Бляхера. Группа работала в тестовом режиме, на добровольных основах; её координаторы буквально на ходу осваивали тактику и приёмы партизанского маркетинга, сканируя Вконтактные профили в поисках возможных абитуриентов, рассылая личные приглашения, расклеивая листовки и набивая рекламные трафареты, выкладывая на YouTube трогательные самодельные ролики8 , устраивая бодрые акции и перформансы.

Основатель-демиург группы магистрант ТОГУ Александр Малахов за месяц добился значительного прироста реальных участников (с 0 до 800, в отдельные периоды – до 1000) и небывалого среди вузовских групп числа уникальных посетителей.

Среди посетителей группы оказались пользователи более чем из сотни городов мира. Причём не только из ожидаемых мест – Комсомольска, Благовещенска, Якутска, Владивостока, Находки и Уссурийска, но даже и из таких зарубежных мегаполисов, как Харбин, Пекин, Сеул, Осака и Сингапур.

За летний сезон, развиваясь с нуля, группа собрала больше 2,5 тысячи комментариев, 6 тысяч лайков и почти 500 перепостов – показатели многократно (часто в десятки раз) превосходящие цифры, характеризующие университетские группы вузов ДФО и всех отслеживаемых нами университетов за его пределами (а таких более 50).

Чтобы было ясно, насколько возросло присутствие ТОГУ в социальных сетях с началом работы группы, приведём пример: с начала 2012 года до середины сентября (когда создавался данный материал) основная группа университета (khv_togu) собрала сто лайков и около сотни комментариев.

В пиковые моменты приёмной кампании группу ежедневно посещали сотни человек, а всего за время активной работы группа собрала более 35 тысяч просмотров.

Даже попытки создания презентующих группу видеороликов можно признать успешными: 4 видеоролика без какой-либо специальной раскрутки набрали 2,5 тысячи просмотров на YouTube (размещены от имени пользователя dariaafrica). Это немного по меркам сервиса, но, учитывая специфику и то, что практически для всех участников проекта это был первый подобный опыт, результаты заслуживают высокой оценки. В качества иллюстрации того, как трудозатратно продвигать специфическое (про-университетское) видео на YouTube, можно привести то обстоятельство, что 30 роликов, размещённых на официальном канале ТОГУ-тайм за последние полгода, набрали 4 тысячи просмотров.

Боевой отряд группы, работавший круглые сутки в режиме он-лайн, состоял из студентов-второкурсников ФАДа (напомним, что дело происходило в июне, в разгар сессии, которую ребятам никто не отменял), именно они генерировали абсолютно оригинальный контент: мотиваторы, опросы-голосовалки, тематические дни (ТОГУ-дружба, ТОГУ-любовь, ТОГУ-ЕДА, КОТОГУ и прочее).
 Параллельно с соцсетями осваивалась платформа ЖЖ: пост Юли Доценко (группа ДАС-02) «Один день из жизни студентки-дизайнера», размещённый в популярнейшем ЖЖ-сообществе, вышел в топ. Аналогичный пост Никиты Невского (группа ДАС-02) «Один день из жизни студента-дизайнера» также имел убедительное количество просмотров.

В рамках работы группы были проведены флешмоб «Я люблю ТОГУ», ночное световое шоу «ТОГУ-ФАД», рекламная акция в «Магазинах Радости», а также снят поразительный триллер «В подземельях ТОГУ».

Наибольший резонанс (при нулевой стоимости) вызвало пульсирующее сердце из студентов-дизайнеров групп ДАС-01 и ДАС-02. Фотографии и ролики «Сердца ТОГУ» обошли все хабаровские новостные порталы, собрав сенсационное количество лайков, позитивных комментариев и перепостов; флешмоб был откомментирован в Твиттере и ЖЖ высокопоставленных краевых чиновников и вообще привлёк внимание к бренду ТОГУ буквально накануне открытия приёмной кампании.

Можно считать, что основные задачи, поставленные перед группой (максимально широкий охват аудитории, выработка механизмов манипуляции этой аудиторией) были, по возможности, выполнены, косвенным доказательством чего явился более чем удачный набор 2012 года. (На ФАДе на одно бюджетное место было подано 8 заявлений.)

Вот как оценивают полученный опыт модераторы группы http://vk.com/togu2012

Валентин Козловских, группа А-02:

- Признаюсь, с самого начала мне было очень интересно принять участие в данном проекте. Для меня это фактически первый опыт серьёзной, ответственной работы в коллективе, позволивший развить немалое число навыков. В общем и целом, работая над проектом, я получил огромное удовольствие, мне была приятна каждая новая высота, взятая группой. Плюсы подобного формата: малое количество материальных затрат одновременно с большой отдачей группы.

Минусы: в группе мало участвовали другие факультеты, вся основная работа выполнена студентами ФАД. Мнение: группа должна продолжать своё существование, и это доказано результатами её непродолжительной, но действительно плодотворной работы.

Евгения Моисеенко, группа ДАС-02:

- Cреди молодёжи, в частности студентов и поступающих в вузы, популярно общение и обмен информацией в соцсетях. Cамой популярной соцсетью является «ВКонтакте», и в связи с этим было принято решение создать именно здесь группу «Приглашение в ТОГУ», в которой активные представители своих факультетов занимаются продвижением позитивного имиджа университета, тем самым увеличивая прирост абитуриентов и желающих учиться именно в нашем вузе.

Активисты группы создавали мотиваторы, снимали небольшие ролики об университете, устраивали акции, участвовали в флешмобах, что, несомненно, повлияло на развитие группы и увеличение количества её участников.

Игорь Швидкий, группа А-02:

- О только что создавшейся группе «Приглашение в ТОГУ» я узнал от моих друзей. Меня это сильно заинтересовало, и я решил принять участие, о чём не жалею, так как познакомился со многими позитивными и креативно мыслящими людьми, а также приобрёл большой опыт работы в группе, организации флешмоба, съёмках фильма и многом другом…  В общем, это было моё «красочное» начало лета! Каждое мероприятие, достижение группы приносило огромное удовольствие и радость!

Михаил Нам, группа А-02:

- Было очень весело работать в группе ТОГУ и привлекать студентов для поступления в наш самый замечательный университет. Приобрёл навык контакта с людьми, «разработал» улыбку до ушей и очень много всего. Мы очень хорошо потрудились. Надеюсь, что и в дальнейшем мы превзойдём ваши ожидания!
 
Ксения Кельчина, группа А-01:
С таким делом, как продвижение группы, я столкнулась впервые. Различные флешмобы, собрания, голосования за всевозможные предложения помогли мне почувствовать себя частью коллектива. Это благотворный опыт работы в группе людей, объединённых одной целью.

Одной из ключевых фигур проекта, с момента основания группы и до сегодняшнего дня, является студентка-журналистка второго курса Евгения Верченова, чья профессиональная состоятельность не вызывает сомнения. Тем интереснее было услышать её впечатления:

«Работа в группе началась с приглашения выпускников школ Дальнего Востока в неё. «http://vk.com/togu2012 Вступай в группу для абитуриентов...» – писала я. И администрация «ВКонтакте» заблокировала мой профиль за рассылку спама. Когда искренне любишь свой вуз, прорекламировать его не составляет труда, это получается не реклама, а рекомендация от души. Я рада, что группа в социальной сети «ВКонтакте» «ТОГУ-2012. Приглашение в будущее» продолжает жить и по сей день. Там уже первокурсники ТОГУ знакомятся, обсуждают свои общежития. В эту группу загружены отличные мотиваторы, которые сгодятся ещё на много лет вперёд. Создавали их наши студенты. Думаю, эти «завлекалочки» используют и на следующий год в разгар приёмной кампании. Хорошо бы их расклеить на стены ТОГУ, чтобы абитуриент, приехавший из глубинки, где, возможно, иметь в своём доме доступ к Интернету – роскошь, увидел любовь студентов к своему родному вузу. В группе абитуриенты смогли пообщаться со студентами, задать все интересующие их вопросы, а не выслушать официальную информацию от администрации вуза. Каждый день летом я заходила в группу и пыталась помочь поступающим рассмотреть Тихоокеанский университет с новых сторон, помогала открыть им что-то новое, то, о чём раньше они не знали. Так день за днём и происходило знакомство с нашим ТОГУ. Когда участвуешь в таком проекте, то сам начинаешь испытывать гордость за такое мощное образовательное учреждение!»

блогосфере10 [большая картинка]
Дарья Боброва, группа ДАС-91:

- С 1 июня 2012 года во всем известной социальной сети «ВКонтакте» начала функционировать страничка Тихоокеанского государственного университета, направленная на привлечение и знакомство с ним потенциальных абитуриентов.

Приоритетным направлением деятельности группы явилась рассылка приглашений. Были привлечены студенты всех факультетов вуза. Из них ведущими стали студенты ФАИТ, СГФ, ФАД. Отдельно стоит выделить студентов Факультета архитектуры и дизайна, так как именно их жизнеутверждающие мотивационные постеры и тонкий творческий юмор позволил добиться высокой волны посещаемости – более тысячи оригинальных просмотров за день! Им принадлежит наполнение группы основным контентом. Также на их счету проведение всевозможных мероприятий, способствующих быстрому росту участников группы. Так, на период с 1 по 20 июня количество участников в группе превысило 500 человек. Более половины из них – лица моложе 20 лет.

Студенты ФАД получали нескрываемое удовольствие от работы в группе: от создания обоев для рабочего стола с символикой ТОГУ, организации дневных и ночных флешмобов, съёмки видеоприглашения и организации масштабного мероприятия развлекательного характера в «Магазинах Радости». Также в пространстве Интернета, внутри группы, проходили свои мероприятия, а именно: тематические дни, сопровождающиеся полезной и доступной информацией для абитуриента о предстоящих в его жизни переменах. Одними из самых удачных, собравших наибольшее количество отзывов и повысивших статистику группы, являются: «Один день из жизни студента», «День сериалов», «День любви», «Выпускной».

Во время работы приёмной комиссии группа меняет стратегию и становится более серьёзным информативным порталом. Активно ведётся общение с абитуриентами, создана услуга «Вопрос –ответ». В лентах обсуждения активно раскрепощаются абитуриенты, готовые обсудить различные нюансы поступления, а также узнать у студентов, чего ждать от студенческой жизни.
В сентябре в группе количество пользователей составило 945 человек. Рубеж в 1000 человек пока не преодолён. Однако о присутствии ТОГУ в социальных сетях было заявлено достаточно громко, и можно с уверенностью сказать, что впереди нас ждут новые многотысячные рубежи.
 
Денис Шелевой (председатель профсоюза студентов ТОГУ), который участвовал в работе группы, консультируя абитуриентов по наиболее ответственным вопросам, считает, что «сегодня, в период бурного развития коммуникационных технологий, в корне меняются подходы к информационной политике вуза. Молодое поколение, выпускники школ гораздо охотнее используют поиск информации в Интернете, читают обсуждения и отзывы в социальных сетях, задают вопросы, ощущая себя в интерактивной среде в «домашних условиях». Таким образом, значительно увеличивается уровень доверия и снимаются барьеры в общении людей разного статуса.

Отмечая «впечатляющие результаты» и стремительный рост популярности группы, Денис вспоминает, как «во время работы приёмной кампании абитуриенты получали ответы на свои вопросы в режиме on-line от представителей соответствующих подразделений ТОГУ быстро и, что важно, на доступном для понимания языке, минуя все очереди, перерывы и выходные, необходимость ехать и искать кого-то на месте и прочее». В целом Денис Шелевой убежден в «востребованности и актуальности реализованного проекта!»

блогосфере11 [большая картинка]

В заключение приведём мнение идейного вдохновителя группы, доктора философии, профессора Леонида Ефимовича Бляхера, который первый обосновал необходимость продвижения бренда ТОГУ в соцсетях:

 «Сегодня интернет-коммуникация становится всё более плотной. Из средства развлечения и информирования, она превращается в новую и крайне эффективную деловую среду. Пожалуй, наиболее явно это видно в отношении молодого поколения, активно присутствующего в социальных сетях, делающего покупки в интернет-магазинах, узнающего новости из интернет-таблоидов. Использовать эту коммуникативную и деловую среду для продвижения бренда ТОГУ, для привлечения абитуриентов в вуз и решила группа энтузиастов.

Было использовано две стратегии продвижения. Условно говоря, их можно обозначить как «присутствие» и «привлечение». Первая предполагала постоянное позитивное упоминание об университете во всевозможных социальных сетях («Одноклассники», «ВКонтакте», Фейсбук), сайтах городов региона, в группах школ. Здесь стоит отметить заслуги студентов специальности «журналистика» и, особенно, Евгении Верченовой. Вторая (и основная) была связана с организацией и работой группы абитуриентов ТОГУ в социальной сети «ВКонтакте». Здесь нельзя не отметить руководство доцента А. Ивановой и магистранта специальности «социальная работа» А. Малахова. Им удалось в кратчайшие сроки создать группу более чем из 1000 участников, удачно совмещать работу в Интернете с акциями и мероприятиями «в реале». Понятно, что у победы (удачного набора) всегда «много родителей», но если учесть, что себестоимость этого проекта была на несколько порядков дешевле, чем любая другая форма привлечения абитуриентов, то представляется, что именно за ней будущее».

Подготовила Алина Иванова.

В статье использованы плакаты, созданные студентами ТОГУ

Фотографии