Журнал № 4 - 2012(11), рубрика: "ТОГУ и мир"

Наука без границ

В сентябре Тихоокеанский государственный университет посетила профессор из Швейцарии, наша бывшая соотечественница, Елена Денисова-Шмидт. Повод весьма приятный и беспрецедентный для вуза: впервые в истории университета наши исследователи выиграли грант на проект, руководитель которого – учёный, приглашённый из-за границы.

Наука [большая картинка]

Наша собеседница — профессор Елена Денисова-Шмидт

***

– Елена Викторовна, расскажите немного о себе. Где вы преподаёте?

– Я работаю в Швейцарии, в университете Санкт-Галлена, на кафедре «Культура и общество России». Это такая же кафедра регионоведения, как у вас в ТОГУ, только по изучению России. В сфере моих научных исследований – коррупция и неформальные отношения в российском бизнесе и образовании. Я русская, но уже 10 лет живу за рубежом. Сначала я работала в Берлинском университете им. Гумбольдта, а последние пять лет преподаю в Швейцарии.

– Каким образом вы стали участником одного из научных проектов ТОГУ и оказались в нашем вузе?

– Два года тому назад я познакомилась с Эльвирой Октавьевной Леонтьевой (профессор кафедры «Социология, политология и регионоведение» ТОГУ – прим. автора) во время работы летней школы, проходившей в Праге. Мы выступали в одной секции, которая была посвящена неформальным отношениям и коррупции в странах Восточной Европы. Эльвира Октавьевна представляла тогда результаты своего докторского исследования о коррупции и неформальных отношениях в образовании. Моё же выступление было о коррупции и неформальных отношениях в бизнесе. Мы стали общаться и сотрудничать, а в апреле этого года получили грант Министерства образования и науки Швейцарии. Тогда я приехала как приглашённый преподаватель в ТОГУ заниматься с первокурсниками; по результатам этой работы в Германии был издан сборник «Коррупция в повседневной жизни, бизнесе и культуре: взгляд российских студентов». В июле уже Эльвира Октавьевна приехала ко мне, и мы разрабатывали учебные материалы для моих студентов. После родился новый совместный проект, грант на который мы получили от Министерства образования и науки Российской Федерации.

– Чем настоящий проект отличается от предыдущего?

– Швейцарский проект был посвящён неформальным отношениям в российском бизнесе. А этот – неформальным отношениям в образовательной среде. Сейчас мы здесь, в вузах Хабаровска, проводим пилотное исследование, затем у нас будет анкетирование и фокус-группы.

Наука1 [большая картинка]

Студенты ТОГУ приняли участие в составлении ассоциативной карты (апрель, 2012 г.) 

***

– Эти проекты как-то взаимосвязаны?

– Они, безусловно, взаимосвязаны. Мы используем примерно одни и те же методы исследования, одни и те же теоретические основы. Ведь откуда берутся неформальные отношения в бизнесе? Из университета, где учат всему, с чем человек попадает на производство, в бизнес и так далее.

– Каково прикладное значение первого проекта и ожидаемое – второго?

– Результатом первого проекта стала разработка учебных материалов, в основном для моих студентов, а также нескольких кейсов по ведению бизнеса в России. Прикладным значением для студентов ТОГУ стало написание исследовательских работ. Их пробы пера как раз и вошли в сборник статей, о котором я упоминала ранее. По сути это первые научные публикации ребят. Эти работы можно рассматривать и как выражение их гражданской позиции, ведь речь там идёт о коррупции. Все студенты без исключения осуждают в своих работах это явление, считают его большим злом. Статистика ряда мировых агентств показывает, что коррупция в России очень высока. И было интересно посмотреть, что сами студенты думают об этом.

Нынешний проект рассчитан на один год, и мы ещё пока не сформулировали его прикладные цели. Но хотелось бы увидеть следующее. Если университет – это определённая школа жизни, то он формирует систему жизненных ценностей студентов, в том числе и отношение к коррупции. Как это происходит? Действительно ли коррупции и неформальным практикам учит университет, или мы что-то преувеличиваем?

– Можно ли уже говорить о каких-то результатах?

– Об этом  пока рано говорить. Мы как раз сейчас получаем заполненные студентами анкеты, анализируем, думаем, что будем делать дальше. Меня поразило то, что очень многие студенты хабаровских вузов считают, что скачивать какую-либо работу в Интернете и выдавать за свою – совершенно нормально. В Швейцарии за плагиат очень серьёзно наказывают и денежным штрафом, и отчислением из университета. И случаев плагиата как такового в Швейцарии очень мало. В единичных случаях встречается самоплагиат: когда студенты учатся в вузах разных стран – в Швейцарии, затем в Германии, в Англии – а по возвращении в Швейцарию пытаются сдать свой реферат, защищённый, например, в Англии, ещё раз, под новым соусом. Специальные компьютерные программы сразу такое распознают, и в университете студентов наказывают. Вообще все работы – рефераты, задания к семинарским занятиям и прочее – проходят в вузе тщательную проверку.

– Будут ли по результатам этого проекта разработаны какие-либо пособия?

– Мы планируем научные публикации на русском и английском языках, издание нового сборника. Я уже встретилась с ребятами, чьи статьи были опубликованы в книге в рамках первого проекта, провела с ними анализ работ: обратила внимание на некоторые формальные критерии, на содержание и пригласила их принять участие в новом сборнике. Он так же, как и первый, будет посвящён проблеме коррупции. Рабочее название: «Можно ли преодолеть коррупцию в России? Если да – то как, если нет – то почему».

– Студенты каких вузов примут участие в вашем анкетировании?

– Это вузы Хабаровска. Я пока не хотела бы называть конкретные учебные заведения. Мы планируем привлечь студентов четырёх-пяти университетов. Среди них будут и гуманитарные, и технические – хотелось бы проследить зависимость между направленностью вуза и темой нашего проекта.

– Как давно работаете по теме коррупции и неформальных отношений? Есть ли совместные проекты с другими учёными?

– Я очень активно занимаюсь этой проблематикой последние четыре-пять лет. Такой серьёзный проект с российским университетом у меня впервые. Есть примеры сотрудничества с другими вузами. Например, в Швейцарии в университете Фрибурга регулярно проходит конференция по коррупции и неформальным отношениям в странах Восточной Европы. Я постоянно выступаю там с новыми материалами. Я также частый гость научно-исследовательского семинара под руководством Хайко Пляйниса в Центре изучения Восточной Европы при Бременском университете в Германии. А после Хабаровска я поеду в Лондон – там сейчас живёт самый большой специалист в области коррупции и неформальных отношений в России, тоже русская, Алёна Леденёва. Алёна Валерьевна работает в Школе славянских и восточноевропейских исследований в Университете Лондона. Одна из её книг посвящена блату: как устроен русский блат, что именно это означает. Я очень рада, что она пригласила меня к себе.

– Елена Викторовна, как вы оцениваете современное состояние социологии?

– Я не совсем социолог, скорее, работаю в смежных областях менеджмента и регионоведения. А социологическими методами – анкетированием, включённым наблюдением, различными видами интервью – я пользуюсь для проведения эмпирических исследований. Это очень широко распространено, например, в Швейцарии, в других странах Европы. В Швейцарии регулярно проходит Швейцарская социологическая конференция для молодых учёных, не обязательно социологов, которые занимаются социологическими исследованиями, я тоже туда всё время приезжаю. Так, в сентябре прошлого года выступила с докладом, посвящённым интервью с экспертами. Я проводила интервью с российскими экспертами в области бизнеса и на конференции рассказывала, как это делать, с какими сложностями можно столкнуться, когда исследуешь такую серьёзную и щекотливую тему, как правильно анализировать интервью, на что нужно обращать внимание. Я думаю, что социология как наука очень хорошо развита на Западе и её методы востребованы специалистами из других областей.

– Ваш взгляд на российское высшее образование.

– Да, я, наверное, тот человек, который может судить об этом, потому что у меня есть и российское образование, и немецкое, и швейцарское. У нас различные подходы к системе образования. Согласно известной мне статистике, 92% российских выпускников этого года, судя по тем ЕГЭ, которые они сдавали, собирались поступать в вузы. В Швейцарии другая статистика: только 15% выпускников идут в вуз.

– У нас считается, что если у тебя нет высшего образования, ты не устроишься никуда…

– В Европе другой подход. У нас очень развита система дуального образования, эквивалента профессионального образования в России, которое получают в техникумах, училищах. В европейском обществе позитивное отношение к людям, которые получают только среднее профессиональное образование. Они действительно пошли и чему-то научились, стали специалистами в своём деле, могут работать. В Швейцарии развита система дуального образования на базе среднего. Допустим, девушка пошла учиться в медучилище, и её с первого дня учёбы одновременно принимают на работу медсестрой: она два-три дня работает в больнице, остальные два-три дня ходит в училище и посещает теоретические занятия. С первых дней она на практике видит, что её ожидает в профессии. И когда она получает диплом медсестры, то уже всё умеет на практике. Я думаю, в системе среднего профессионального образования есть большой плюс.

Что касается высшего образования в Швейцарии, то, думаю, у нас большой акцент делается на иностранные языки. И студенты действительно их знают – параллельно изучают по пять-семь языков. Они получают возможность ездить в другие страны учиться. В отличие от российских студентов и школьников, они со школы принимают участие в различных программах обмена между европейскими странами, и им это всё засчитывается. Студент нашего вуза может на семестр уехать учиться в Англию или Германию, и всё, что он там делал, ему зачтут в швейцарском вузе.

Ещё одно отличие, которое я бы отметила, – возможность выбора изучаемых предметов: наши студенты примерно 80% занятий выбирают сами. А в российских вузах формируются группы, и у всех студентов в них одинаковое расписание. У нас это не так: как таковой группы нет, у каждого студента своё расписание. Может быть, этого и не хватает – определённого коллектива, поддержки. Студенты самостоятельно выбирают и посещают занятия, и это способствует конкуренции между преподавателями. Ведь нужно что-то действительно интересное предложить студентам, чтобы они записались на твой курс.

Беседовала Ольга Волкотрубова.

Фото Михаила Бойко и предоставлено Эльвирой Леонтьевой

* * *

  • ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Вовлечение зарубежных учёных в образовательный процесс в нашем университете пока не является обычной практикой. Тем более ценной была возможность прослушать спецкурс по основам исследовательской деятельности, который провела в апреле 2012 года со студентами направления «Зарубежное регионоведение» Социально-гуманитарного факультета профессор из университета Санкт-Галлена (Швейцария) Елена Денисова-Шмидт.

Наука2 [большая картинка]

Этот визит был частью проекта по обмену учёными, поддержанного Министерством образования Швейцарии, в котором участвовали профессор Е.В. Денисова-Шмидт и профессор кафедры социологии, политологии и регионоведения ТОГУ Э.О. Леонтьева. Двух исследователей объединил интерес к изучению коррупции и неформальных практик, а этот проект стал первым шагом в их совместной работе, который и привёл Елену Денисову-Шмидт из далёкой Швейцарии в Хабаровск.
На примере собственных исследований, связанных с изучением межкультурных коммуникаций и коррупции, Елена Викторовна показала студентам основные этапы научного исследования, обращая внимание на самые первые и трудные для начинающих авторов шаги: как сформулировать проблему, собрать материал, построить текст и так далее. Несмотря на серьёзные вопросы, обсуждаемые швейцарским профессором, занятия проходили в непринуждённой, дружественной атмосфере, которую сумел создать лектор буквально с первого часа знакомства с группой. Всего за 10 часов занятий студенты успели не только получить массу полезных знаний, но и попробовать начать самостоятельную работу с использованием методик ассоциативных карт, мозгового штурма и другого. И в конце спецкурса их ждал сюрприз. Елена Викторовна предложила издать в Германии сборник, в котором молодые авторы опубликуют свои размышления о коррупции. Основой этих размышлений может быть личный опыт или эмпирические факты проявления коррупции, описанные другими авторами в СМИ, литературе, фильмах и так далее.

Предложение вызвало интерес, стороны договорились о сотрудничестве и сроках. И вот после целого лета активной работы швейцарского профессора с редакцией и переписки со студентами появился результат – сборник студенческих эссе «Коррупция в повседневной жизни, бизнесе и культуре: взгляд российских студентов», опубликованный в Бремене, в издательстве Europaischer Hochschulverlag. И, несмотря на то, что эти первые попытки начинающих исследователей, возможно, покажутся кому-то неакадемичными и слегка наивными, не будем забывать, что дорогу осилит идущий. Скоро книжка появится в библиотеке ТОГУ, а пока что её можно купить во всех крупнейших интернет-магазинах мира.

Ещё одним приятным сюрпризом для авторов этого сборника стало то, что свой авторский экземпляр они получили лично от Елены Викторовны, которая приехала в ТОГУ в сентябре этого года. К слову сказать, этот визит прошёл в рамках нового проекта, теперь уже поддержанного Министерством образования и науки России. В 2012-2013 гг. кафедра социологии, политологии и регионоведения и кафедра философии и культурологии будут выполнять его под руководством Елены Викторовны как приглашённого исследователя. А это значит не только то, что новая книжка обязательно будет, но и то, что она будет лучше прежней.

Эльвира Леонтьева

Фотографии