Журнал № 4 - 2011(6), рубрика: "ТОГУ и мир"

СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ: НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ РАЗВИТИЯ

СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 3 [большая картинка]

Кто лучше ректора может представить свой вуз, рассказать о его достижениях и направлениях дальнейшего развития? Очевидно, никто. Именно поэтому журнал «Мой университет» предоставил возможность рассказать о нашем новом партнере – Северо-Восточном федеральном университете имени М.К. Аммосова его ректору, профессору Евгении Михайловой.

СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 4 [большая картинка]

Северо-Восточный федеральный университет создан на базе семи учреждений. Это три вуза: Якутский государственный университет, Педагогическая академия и Инженерно-технический институт; и четыре академических научно-исследовательских института: институт экологии, институт экономики, институт математики и институт здоровья.
Первый этап создания многопрофильного научно-образовательного комплекса, в котором обучаются, прежде всего, жители северо-восточных территорий Российской Федерации, завершён. И Северо-Восточный федеральный университет охватывает своей научно-образовательной деятельностью практически более четверти территории нашей страны.
Итоги приёмной кампании 2011 года подведены, и впервые в университет поступили представители 28 российских регионов, а также со всего Дальнего Востока и ещё иностранные студенты из шести зарубежных стран. Это для нас впервые.
СВФУ становится самостоятельной и самоуправляемой организацией, обладающей в значительной степени автономией в связи с тем, что университет получил статус федерального государственного учреждения в форме автономного, что даёт, прежде всего, финансово-экономическую самостоятельность, свободу в осуществлении профессиональной деятельности и возможность самостоятельно распоряжаться заработанными средствами. И, конечно же, предпринимать определённые изменения, которые касаются и учебного процесса.
7 октября прошлого года подписана программа развития университета. Надеемся, что эта программа откроет новые горизонты как для вуза, для региона, так и для страны в целом. Программа даёт возможность приобретать уникальное оборудование для научных исследований, обновлять учебно-лабораторную базу и обеспечивать академическую мобильность преподавателей университета.
Приоритетом является общесистемный проект. Это новое качество университета, здесь практически задействованы все преподаватели и студенты, аспиранты, сотрудники. Самое главное, у нас есть единое понимание того, что лучшей социальной защитой, социальной поддержкой студентов, конечно же, является качественное образование. И в этом плане первым шагом для нас было то, что мы в коллективе приняли Кодекс корпоративной культуры. Студенты, преподаватели – все поддержали. И в рамках этого кодекса у нас сегодня проводится совместная коллективная деятельность.
За 2010 – 2011 учебный год две трети наших преподавателей прошли подготовку на курсах повышения квалификации во многих вузах нашей страны – в Московском госуниверситете, в Санкт-Петербурге, в РУДН, в Новосибирске и так далее. Десять процентов преподавателей прошли обучение в вузах за рубежом. Всё это для того, чтобы они могли ещё лучше работать.

ТОГУ и СВФУ 1 [большая картинка]


Мы создали общественный совет наставников, он состоит из 100 членов. В него входит работающий преподавательский состав, который достиг 70 лет и старше. Он создан для того, чтобы их авторитет, опыт и признание в коллективах предприятий и учреждений республики, прежде всего, помогли университету в том, чтобы каждое предприятие и каждое учреждение, которое есть на северо-востоке страны, с помощью университета стали обучающейся организацией. В этом плане мы за этот учебный год обучили более четырёх тысяч специалистов различных отраслей.
Мы также надеемся на то, что совет наставников будет, прежде всего, помогать выпускнику университета находить своё место в трудовом коллективе, где ему предстоит работать. Благодаря поддержке, например, ассоциации строителей, которая создана в университете, практически 100 процентов выпускников трудоустроены по специальности, а в целом, начиная с 2003 года, правительство Республики Саха (Якутия) ежегодно принимает постановления, которые квотируют рабочие места для наших выпускников всех трёх уровней образования.
Благодаря этому у нас обеспечивается высокий уровень занятости и трудоустройства, закрепляемости молодых специалистов. Например, если взять показатель по университету, в этом году это 99 процентов, из них 96 процентов трудоустроились по специальности.
Для того чтобы обеспечить лучшую подготовку, мы в разы увеличили денежные средства на проведение учебных и производственных практик, а летний трудовой сезон 2011 года посвятили тому, что создали условия для 80 студенческих отрядов с охватом более полутора тысяч студентов – это практически в четыре раза больше, чем в прошлом году.
В среднем заработную плату мы для студентов установили 15 тысяч, но они так хорошо работали, что заработали в среднем по 20 тысяч рублей. Практически из этих студентов 200 человек работали в университетском кампусе, 20 человек работали в Сочи на олимпийских объектах, 70 человек ездили, например, на путину на Сахалин – то есть это то, что мы называем трудовой закалкой.

СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ:НОВЫЕ ГОРИЗОНТЫ РАЗВИТИЯ 1 [большая картинка]

СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 2 [большая картинка]

Кроме этого, для того чтобы помогать становлению молодых людей, мы начали реализовывать общественно значимые проекты. Например, 700 студентов института математики и педагогического института в этом году совершенно бесплатно обучали население компьютерной грамотности. Практически около 30 тысяч человек, в основном пенсионеров, они обучили, как пользоваться компьютером.
Более того, и медики (это стоматологические отряды), и юристы тоже бесплатно для населения работали в летнее время. И я надеюсь, что мы всё это будем продолжать, потому что вопрос занятости населения, в том числе и студентов, безусловно, серьёзный вопрос.
2011 год мы назвали Годом студентов с девизом «Умом и усердием». Отрадно, что в этом году более трёх тысяч наших учащихся начали заниматься в научно-исследовательских кружках, мы их создали 211. 102 студента старших курсов участвуют сегодня в финансируемых научно-исследовательских работах и 27 студентов работают по совместному проекту с компанией «АЛРОСА» по разработке технологий добычи и переработки алмазоносных руд.
По рекомендации Министерства образования Российской Федерации мы сегодня создаём малые инновационные предприятия, которые, прежде всего, открывают рабочие места для наших студентов, аспирантов и временные рабочие места в летнее время. Есть такой опыт работы, например, когда студенты-строители работали в селе Аппаны, это недалеко от города Якутска, и построили три жилых дома для жителей села.
Наиболее эффективной мерой поддержки студентов является развитие социальной инфраструктуры самого вуза. Территория университетского кампуса, на мой взгляд, должна, конечно же, создавать особые условия жизни студентов в период их обучения. Университет должен иметь возможность предоставления целого спектра услуг для студентов: это и питание, и проживание, вплоть до прачечной и магазинов, и продажи, например, учебной литературы.
Мы имеем развёрнутую сеть столовых, буфетов. Практически стоимость питания мы удешевили более чем в два раза, если сравнить с общегородскими ценами в Якутске. Такого уровня цен мы достигли тем, что полностью взяли на себя расходы по коммунальным услугам. При поддержке коммунальных предприятий нашей республики постоянно отслеживается уровень цен, разнообразие и качество продуктов.
Оплата за проживание в общежитии студентов у нас установлена в 5 процентов от стипендии, в Якутии это 121 рубль в месяц. Для того чтобы обеспечивать комфортное проживание, конечно же, мы покупаем и холодильники, и телевизоры, и бытовую технику.
В каждом корпусе у нас действует бесплатный Wi-Fi. Университет сегодня выделяет на это средства, это обходится где-то в 8–9 миллионов в год. Если бы Интернет был более дешёвым в Якутии, то, возможно, пользователей и с нашей стороны было бы гораздо больше, я имею в виду со стороны преподавателей.
Мы работаем над тем, чтобы создать фонд целевого капитала. У нас 10 февраля состоялось первое собрание учредителей, практически создан эндаумент. Работаем и над тем, чтобы создать научный фонд университета, чтобы стимулировать преподавателей, которые работают и повышают, увеличивают, укрепляют научную репутацию вуза. Хотелось, чтобы научные фонды были поддержаны, особенно в первую очередь работодателями. В рамках государственно-частного партнёрства у нас ведётся и строительство в Мирном. «Сургутнефтегаз» и компания «АЛРОСА» строят учебный корпус для филиала СВФУ.
Мы уже начали создание ссудного фонда для студентов, чтобы оказывать им финансовую помощь, для покрытия других расходов, например, связанных или с какими-то вопросами, которые касаются изучения иностранных языков, или, скажем, самостоятельного проживания, или зарубежных поездок, семестрового обучения.

Профессор
Евгения Михайлова,
Ректор Северо-Восточного федерального университета
имени М.К. Аммосова
(г. Якутск).

По материалам
официального сайта СВФУ

На снимках:

  • Северо-Восточный федеральный университет в Якутске - главная кузница кадров Республики Саха (Якутия)
  • Профессор Евгения Михайлова
  • Памятник М.К.Аммосову перед зданием клиники Медицинского института СВФУ
  • Семинар на историческом факультете СВФУ
  • Студенты Института математики и информатики СВФУ на лекции

Фото Мичила Яковлева,
предоставлено Редакцией новостей СВФУ


Фотографии