Журнал № 3 - 2011(5), рубрика: "ТОГУ и мир"

Стиль «Инкруаябль» и… редкий рецепт пива с малиновым сиропом

инкруаябль 1 [большая картинка]

Научно-популярный, в стиле винтаж, отчет по командировке в Польшу, составленный неким профессором кафедры информатики, прожившим три дня и три ночи на небольшом островке науки у берегов Люблинского Католического университета, куда он был выброшен судьбой после долгих мытарств с визой, билетами и зубрежкой английского, написанный 9 июня 2011 года…

16 - 18 мая 2011 года мне посчастливилось представлять Тихоокеанский государст-венный университет на XII Международной конференции «Сетевое общество – сетевая экономика в Центральной и Восточной Европе», проходившей в Польше. Организатором сего мероприятия выступил старейший европейский вуз – Люблинский Католический университет им. Иоанна Павла II, единственный вуз Польши, имеющий и государственный, и церковный статус.
Перелет Хабаровск – Москва – Варшава прошел точно по расписанию. В Варшаве цвели каштаны, сияло солнце. От Варшавы поездом добиралась до Наленчова, регистрация участников и открытие конференции проходили именно там. В этом году участниками конференции стали представители почти 20 стран, в их числе – Польша, Литва, Латвия, Австрия, Украина, Белоруссия. Россию представляли только пять человек – я, Наталия Тюленева из Томского государственного университета и трое коллег из Волгоградского государственного технического университета. Впрочем, за точность подсчета не ручаюсь, потому что форум был грандиозный – 14 рабочих групп, более тысячи участников, каж-дый десятый из них – студент или магистрант.

инкруаябль 2 [большая картинка]

инкруаябль 3 [большая картинка]
Искренне порадовалась за украинцев и белорусов – они приезжают в Польшу каждый год большими группами: по 2-3 профессора, 5-6 магистров. В этом году они даже выводили в научный свет «малышей» – студентов 2-4 курсов. Головастые «малыши» трогательно старались и совершенно искренне «сияли». Практика следующая: профессор представляет свою команду – говорит несколько слов о направлениях работы и научных интересах, а магистры и студенты делают рабочие (абсолютно все – презентационные!) доклады и участвуют в дискуссиях. Причем приветствуются активное участие, яркие научные споры, сильные аргументы в полемике. Высоко ценятся неординарность мышления, маркетингово-продуманное качество «подачи» презентационного материала (безотносительно к званиям и регалиям докладчика), профессиональные «фишки». А кроме того, знание языков. Кстати, в польских школах изучают одновременно два иностранных языка – русский и английский. Многие знают еще и немецкий – рядом Германия и Австрия.
Я представляла доклад «Пси-культура и виртуальная реальность: визуальные игры в стиле инкруаябль», была председателем особой секции, объединившей специалистов в области виртуальной психологии и виртуального искусства. Пока даже в Европе таких профессионалов немного. За одним из них, коллегой из Польши Дариушем Вадовски, я «гонялась» весь день, потому что его доклад «Мифологизация Сети» соответствует тематике диссертационной работы моего соискателя Елены Бурнаевой. Предварительно договорились издать коллективную монографию на русском, польском и английском языках. Надеюсь, что Дариуш Вадовски даст свой отзыв на диссертацию Елены Михайловны. Отзыв зарубежного независимого специалиста дорогого стоит.

инкруаябль 5 [большая картинка]

инкруаябль 6 [большая картинка]

Неформальной кулинарной «звездой» конференции был крупный поросенок-барбекю, которого я в погоне за Дариушем Вадовски практически не успела распробовать – проглотила, как Бобик, не жевавши. Рабочий график конференции был следующим: в 6.30 – бассейн, с 7.00 до 7.40 – время завтрака, в 8.00 начинали работать секции – до 19.00. Потом отводился час на ужин, а после ужина – общение, танцы, «поросенок» и прочее, в лучшем случае до часу ночи. Сказывалась, конечно, девятичасовая разница во времени. Мужчины, участники конференции, надеюсь, оценили редкий рецепт пива с малиновым сиропом: в бокал вначале наливается тягучий малиновый сироп, а потом пиво – результат удивительный – очень вкусно! А какие шпикачки, домашние колбаски, сыры, тающее во рту печенье…
По-особому важно отметить, на мой взгляд, следующее.

инкруаябль 7 [большая картинка]
Во-первых, бросается в глаза то, что зарубежные коллеги свободно владеют двумя-тремя языками. Нам бы надо учить не только английский, но еще осваивать хотя бы один из восточных языков – корейский или китайский. Сегодня без знания языков профессиональный уровень преподавателя считается в Европе недопустимо низким.
Во-вторых, единственным критерием для оценки статуса преподавателя в Европе считается индекс цитируемости (еще выше – индекс цитируемости  в международных элитарно-научных изданиях Оксфорда, Кембриджа, Сорбонны – индекс Хирше). Мы чертовски отстаем по этим показателям!
В-третьих, нужны специалисты таких востребованных сегодня профессий, как web-журналисты, профессиональные web-дизайнеры (не путать с заурядными программистами!), искусствоведы в области виртуальных искусств, виртуальной «среды обитания»; специалисты по «осетевлению» – социологи, психологи. На Дальнем Востоке таких специалистов – единицы, остро (и давно уже!) стоит проблема их подготовки. Возможно, стажировки за рубежом помогли бы решить эту проблему.
В этой связи хотелось бы добавить, что председателем научного комитета конференции профессором Славомиром Партыцки от имени ректора профессора Станислава Вилька было высказано пожелание обсудить возможное сотрудничество с ТОГУ. И не только в плане совместных научных исследований, но и в том, что касается обмена студентами, аспирантами, магистрантами, докторантами. Среди предполагаемых вузов-партнеров в России польская сторона видит Томский государственный университет и Тихоокеанский государственный университет. В Люблинском Католическом университете имени Иоанна Павла II, старейшей европейской школе, могли бы стажироваться студенты, аспиранты, преподаватели нашего вуза.
Так как проект в экономическом отношении, конечно же, затратный, то, возможно, имеет смысл обратиться за помощью к губернатору Хабаровского края Вячеславу Шпорту. Ведь он не раз выказывал обеспокоенность по поводу качества подготовки специалистов для нужд Дальнего Востока. Учиться у профессоров старейшего европейского вуза не зазорно, тем более что с переходом на двухуровневую систему образования (бакалавриат – магистратура) единственным критерием для приема преподавателя на работу в вузе должен стать индекс цитируемости, в том числе в международных изданиях.
Мною получены предложения о сотрудничестве от Даугавпилсского университета (Латвия), который представлял профессор В. Меньшиков, Литовской военной академии (профессор Антанас Макштутис) и ряда других вузов. В этих странах большинство населения по-прежнему говорит по-русски, и, возможно, стажировки наших магистрантов и аспирантов было бы легче организовать в этих вузах. Кроме того, это поможет более активно формировать научные школы, поддерживать хрупкие научные коллективы, возможно, в формате научно-образовательных центров.
Пользуясь случаем, хочу сердечно поблагодарить руководство Тихоокеанского государственного университета, нашего Факультета компьютерных и фундаментальных наук и моих коллег с кафедры «Информатика», потому что без их помощи эта командировка вряд ли бы состоялась. Спасибо!

P.S. Рафинированно-интеллигентные европейцы, трепетно относящиеся к своей истории, по достоинству оценили «инкруаябль». Тем, кого заинтересует, что же это такое, сообщаю, что я привезла и передала в библиотеку ТОГУ два тома материалов конференции, любезно преподнесенные в дар нашему университету профессором Славомиром Партыцки.
Можете полюбопытствовать. Всем желаю удачи!

Альбина Затулий.

На снимках:

  • Люблинский Католический университет
  •  Люблинский замок. Церковь Святой Троицы
  • Один из видов Люблина
  • Фотография Маурисио Брангер. "Женщины на Кафе-Террасе, Варшава". 1925 г.
  • Церковь Люблинского Католического университета

Фотографии с сайта
Люблинского Католического университета

Фотографии