Журнал № 2 - 2010(2), рубрика: "ТОГУ и мир"

Хабаровск – Харбин: архитектура как способ коммуникации

Хабаровскими архитекторами – преподавателями ТОГУ накоплен богатый опыт международного сотрудничества. Среди наших партнеров – и строительные фирмы, и заказчики из Харбина.

Хабаровск – Харбин архитектура как способ коммуникации_3 [большая картинка]

Хабаровск – Харбин архитектура как способ коммуникации_2 [большая картинка]

Хабаровск – Харбин архитектура как способ коммуникации_1 [большая картинка]

Харбин резко отличается от классических китайских городов: он был построен русскими для русских всего сто лет назад. До середины XX века там существовала мощная русская диаспора – законсервированная эмигрантская культура была привита к северному хейлунцзянскому «дичку». Гибрид, подросший за сто лет, поражает воображение.

Сегодня наши соотечественники с архитектурным образованием, впервые попав в Харбин, испытывают культурный шок, так своеобразно выглядит попытка китайцев придать городу историческое измерение, историческую перспективу за счет нагромождения разрозненных фрагментов псевдоклассических декораций. Потом понимаешь, что это мощный процесс присвоения себе чужого культурного наследства, лихорадочное и неотвратимое пожирание и переваривание европейского культурного наследия с целью создания собственного стиля. А он у Харбина, без сомнения, имеется – этот город не спутаешь ни с чем.

Типичный пример: телевышка в виде Эйфелевой башни на крыше небоскреба. Сначала не веришь глазам, а потом думаешь: «Что ж, может быть, в этом есть простая и неотвратимая правда». Так постпетровская деревянная Россия перемалывала прусское барокко и версальский классицизм, и через двести лет И. Фомин справедливо напишет, что русский ампир является стилем «не менее национальным, не менее русским, чем архитектура допетровского времени, и может претендовать на решение проблемы национальной архитектуры с не меньшим правом, чем «неорусский стиль»1. Глядя на абсолютно недоступные русскому рассудку золотые и красные иероглифы, которыми размалеваны классицистские фронтоны, натыкаясь в дебрях Харбина на точную, разве что малость уменьшенную, копию Зимнего дворца или Лувра, понимаешь, что весь этот бредовый Лас-Вегас в сущности заявка на мировое господство, на создание нового центра мировой экономики. 8-милионный Харбин втягивает в свою орбиту весь русский Дальний Восток, от Благовещенска до Посьета. Задумка Витте о Харбине как столице русского Востока сбывается, да только на китайский лад. Выросло поколение хабаровчан и владивостокцев, которые ни разу не были в Москве и Петербурге, – центром их мира является Харбин. Туда отсылают учиться своих детей успешные родители, там ищут работу амбициозные дальневосточники, наши студенты, выстраивая свой имидж, подражают продвинутой китайской молодежи, в Харбин едут на мегашопинг и просто – культурно отдохнуть.

Хабаровск – Харбин архитектура как способ коммуникации_5 [большая картинка]

Хабаровск – Харбин архитектура как способ коммуникации_4 [большая картинка]

Сумасшедшие темпы строительства, огромный объем проектной работы привлекают в Китай все больше архитекторов мирового уровня. Работать в Азии очень сложно (нереальные сроки, незнакомые нормативы, языковой барьер), но исключительно интересно – это попытка интегрировать европейский культурный опыт в иную цивилизацию.

Проектирование объектов общегородского значения проводится на конкурсной основе, с обязательным обсуждением конечных результатов в Народном собрании, состоящем из наиболее почтенных жителей Харбина. Как правило, в конкурсе участвует большое количество проектных фирм и архитекторов из Кореи, Японии, США, Канады, прочих стран.

В 2002 году правительством Харбина проводился открытый конкурс на проект парадной арки, отделяющей городское пространство от зоны отдыха «Солнечный остров». Диплом первой степени получила работа Наталии Ефремовны Козыренко (зав. кафедрой «Дизайн» Тихоокеанского государственного университета). После реализации проекта в 2006 году, Арка стала символом города и вошла в архитектурную коллекцию Харбина, ее фотографии были опубликованы в наиболее представительных архитектурных энциклопедиях Китая, а Харбинское правительство наградило Н.Е. Козыренко премией как автора «Лучшей постройки Нового века».

Арка Солнечного острова является удачной импровизацией на тему Восточного модерна и традиционной парковой архитектуры Китая. Этот объект интересен своей сложной семантикой и напластованием различных культурных слоев. Арочные проемы, фланкированные ротондами, и системы террас, обрамленных балюстрадами с вазонами, организуют торжественное репрезентативное пространство, раскрывающееся в сложных живописных ракурсах. Особенно эффектно ансамбль смотрится с ночной подсветкой, но и днем он исключительно фотогеничен. Надо отметить, что работа над Аркой – далеко не единственный опыт сотрудничества Н.Е. Козыренко с китайскими заказчиками, которые высоко оценивают ее яркие, образные решения. В 2008 – 2010 гг., совместно с доцентом кафедры «Дизайн» ТОГУ А.П. Ивановой, были разработаны проекты реконструкции харбинских проспектов, площадей, набережной Сунгари и жилых домов. Весной 2010 года был спроектирован мемориальный комплекс в Суйфуньхе, включающий огромный парк, систему площадей и несколько архитектурных объектов, в частности – реплику подмосковной усадьбы графа Мусина-Пушкина, где в 1928 году проходил 6-й съезд молодой китайской компартии. В то время там располагалась красная коммуна и уникальные деревянные дома использовались как дача Н. Бухарина. Целью проекта являлась реконструкция усадьбы и создание крупного мемориального комплекса, включающего музей и гостиницы. Данный проект утверждался на высочайшем уровне в июне 2010 года в Пекине первым секретарем компартии Китая, а в июле началось строительство первой очереди. Скоро хабаровчане и приморцы, тысячами приезжающие в Суйфуньхе, смогут гулять по парку, спроектированному в ТОГУ.

Хабаровск – Харбин архитектура как способ коммуникации_7 [большая картинка]

Еще одним примером успешного сотрудничества харбинских заказчиков и преподавательского состава ИАС ТОГУ является проектирование и строительство международного туристического центра «Волга», расположенного в пригороде Харбина. Руководителями проектов стали профессор ИАС ТОГУ, доктор архитектуры, член-корреспондент Российской академии архитектуры и строительных наук Н.П. Крадин и профессор, кандидат архитектуры Н.Е. Козыренко.

Главной смысловой и композиционной доминантой комплекса стала точная копия Николаевского собора, выполненная под руководством Н.П. Крадина. Деревянный шатровый храм, крепостные ворота с фрагментами частоколов, удивительные резные терема, ветряная мельница, мостики, беседки, павильоны, сказочные избушки, скульптурные композиции – все это было создано благодаря консультациям Николая Петровича Крадина. В результате совместной работы получился поразительный осколок Атлантиды – идеальной России, которой, может быть, и не было никогда в реальности, но чей образ сразу угадывается в сказочных дворцах усадьбы «Волга».

Каждый день, несмотря на высокую стоимость входного билета (100 юаней – примерно 500 рублей), парк посещают десятки тысяч китайцев, для которых усадьба «Волга» то же, что для русских Петергоф – символ высокой инородной культуры.

Администрация туристического центра планирует дальнейшее расширение территории. Для проектирования новых объектов (бизнес-центра, гостиницы, ресторана) были приглашены Н.Е. Козыренко и А.П. Иванова.

В настоящее время Наталия Козыренко выиграла международный конкурс на проектирование крупного культурного центра «Снег и Лед». Проект включает в себя ледовые арены, выставочные, гостиничные, социокультурные объекты и прочее.

Наталии Ефремовне часто задают вопрос: «Почему Вы проектируете для Китая?» Дело в том, что харбинские заказчики воспринимают русских архитекторов как носителей классической (европейской) традиции в целом. Китайцы трепетно относятся к русской культуре и транслируют это возвышенное отношение на проекты преподавателей ТОГУ. Им кажется, что мы знаем секреты гармонии и красоты. В их представлении нас озаряет отблеск Золотого века ампира.

Как и сто лет назад, русские успешно работают в Харбине, воскрешая на китайской земле лучшие традиции русской архитектурной школы.

 

Алина Иванова,

кандидат архитектуры.