Журнал № 3 - 2014(20), рубрика: "Спорт - образ жизни"

Сказ о потерянных временах и родных местах

В 2013 году за рубежом побывало свыше 18 миллионов россиян. Если учесть, что постоянно путешествуют всего несколько процентов жителей огромной страны, то цифра впечатляет. Что же так манит людей в другие страны? Быть может, неизвестность?

Мы изучаем разные города Европы, Америки и Азии, так и не узнав свою Отчизну. А ведь может случиться и так, что всего этого великолепия не станет и многое исчезнет, так и оставшись не познанным. Именно поэтому меня посетила идея примерить на себя образ не только журналиста, но и… пророка, я решила описать жизнь, которую так не хотелось бы увидеть в будущем.

Сказ

Машина мчалась вперед. Экстремальное бездорожье: пыль, мелкие камешки, булыжники и ухабины – все это неотъемлемая часть путешествия. Но, как ни странно, утомляло совсем не это. Более удручающим был пейзаж, разворачивающийся за окном пикапа: желтый песок, расстилавшийся на тысячи километров, лишь изредка разбавляли пучки увядшей, черной как смоль травы. Этакая поглотившая весь земной шар пустыня Сахара. Это 2314 год. Это будущее и чье-то настоящее, и оно отнюдь не такое, каким его представляли многие в начале XXI века.

Не мне выносить вердикт о качестве нашей жизни. Да, у нас есть небоскребы, роботы, новейший скоростной транспорт и многие другие блага цивилизации, но это все в пределах Черты. Однако ни в пустыне, ни в Технограде у нас нет главного – природы. Дети XXIV века никогда не видели деревьев, сочной зеленой травы, бурных рек… Проблемы с экологией начали развиваться так стремительно, что никто уже ничего не мог предпринять, все природное богатство, царившее некогда на Земле, было бесследно утрачено. Именно поэтому мы, группа добровольцев-исследователей, отправляемся каждый раз за Черту, чтобы найти хоть какой-то отголосок прошлого…

Моя нога вновь ступила на Заброшенную землю. Раз за разом возвращаясь сюда, я чувствую на себе давящую тяжесть абсолютной тишины, царящей здесь. Но в этот раз безмолвие было нарушено – радостный зов донесся до меня.

Повернув голову в сторону, откуда исходил звук, я увидела небольшой ход в кирпичных развалинах и, недолго думая, пролезла в него. Внутри остатков постройки я сразу же заметила ученическую тетрадь, попавшую между стекол. На обложке ее красовалась выцветшая, едва различимая надпись «Туристический клуб «Горизонт».

Я осторожно открыла исписанную от руки тетрадь, и вздох изумления невольно вырвался у меня из груди. Фотографии! Цветные карточки с изображением природы 2014 года украшали первую страницу брульона.

Сказ 1

Прошло некоторое время, когда я, рассмотрев все тщательнейшим образом, решила перелистнуть страницу. Как оказалось, обычная с виду тетрадь представляла для нас большую ценность – находка являлась дневником жившего в прошлом путешественника.

Внезапно я ощутила на себе чей-то пристальный взгляд. Моя голова тут же взметнулась, повинуясь инстинкту, но опасаться было некого, так как передо мной стояли хорошо знакомые члены команды. Выражение их лиц говорило только об одном – о явственном желании прочитать летопись. Честно говоря, мне тоже не терпелось это сделать.

– «Водный поход на реку Туюн* 25 июня – 5 июля 2014…» – начала я читать и тут же осеклась. Водный поход?

Повернув голову в сторону собравшихся, я поняла, что с данным словосочетанием знакомы немногие. Оно и понятно: нам, детям новой электронно-технической эры, не приходилось сталкиваться с подобным. Благо, у каждого исследователя всегда под рукой имеется электронная библиотека, поэтому очень скоро всем стало понятно, что водный поход – это один из видов спортивного туризма, который предполагал прохождение определенного маршрута по водной поверхности.

Лучи заходящего солнца меж тем уже едва попадали в это полуразрушенное помещение, и я поспешила продолжить чтение:

– «… Состав группы (студенты и выпускники ТОГУ):

Олеся Снигуренко – участник

Сказ 2

День I

Наше путешествие началось с четвертой платформы вокзала, где нас уже ожидал поезд «Хабаровск – Чегдомын».

Как оказалось, вагон, в котором нам предстояло ехать, был новым, и в нем не нашлось мест для наших крупногабаритных вещей. Поэтому каяки*, рамы для катамаранов* и рюкзаки заняли одну из полок нашего купе и все свободное пространство вокруг.

День II

К пяти утра мы прибыли в Новый Ургал – здесь нам предстояло сделать пересадку на другой поезд. Времени в запасе было много, поэтому мы решили осмотреть местные достопримечательности: здание вокзала, которое возвели строители из бывшей Украинской ССР; стелу на центральной площади, на которой указано количество километров до Москвы, Февральска и Комсомольска-на-Амуре.

Вскоре подошел поезд, на котором наша группа всего за полтора часа доехала до конечной станции Туюн. Но водное путешествие начиналось отнюдь не здесь – нужно было преодолеть еще около двух километров, чтобы добраться до места сборки наших плавательных средств.

Прибыв в пункт назначения, группа разбилась на женскую и мужскую половины, которые начали заниматься приготовлением обеда и сборкой катамаранов соответственно. Спустя какое-то время, сытые и довольные, мы погрузили каяки в реку и начали знакомство с водой, которое больше походило на баловство: драка веслами, захват вражеских судов. Серьезным было только взятие переката.

Вечер подступил незаметно, и пора было уже ставить палатки, ведь провести ночь под открытым небом, при всей романтике этого действа, не особо хотелось. Усталых от невероятно тяжелого дня членов команды на костре уже ожидала еда. Это был последний плотный ужин в этом походе, потому что со следующего приема пищи уже начиналась пограммовка*.

День III

Подъем был намечен на семь часов, но народ начал переходить в вертикальное положение только к девяти. К этому времени уже был приготовлен завтрак: паштет, 0,75% доли бородинского хлеба, несколько ягодок, конфетка и пара кусочков плавленого сыра. Вроде бы немного, но в принципе этого хватило.

Грести мы начали только к одиннадцати часам. Но наше беззаботное путешествие продлилось недолго, так как вскоре начался «огород»*. Камни, торчавшие из воды, резко снижали скорость перемещения, нам приходилось постоянно слазить с катамаранов и перетаскивать их. Это дело было довольно тяжелым и опасным, ноги то и дело бились о камни, или их зажимало между валунами и каяком. В этот день, наверное, каждый заработал порцию синяков. Легче всех отделалась Вика, потому что только у нее была защита на ногах – самосшитые штаны со вставками из туристических ковриков. Эти вставки и принимали на себя удары камней, а также немного повышали плавучесть.

Через какое-то время нам встретился первый порог «Кит». Он образовался путем выхода воды из большого озера в пролив меж камней. Все взяли этот проход безо всяких проблем. Но, надо заметить, нам четверым, плывущим на барже*, было немного сложнее. Основная трудность заключалась в том, что наше плавательное средство в плане управления – это сочетание «лебедя, рака и щуки». Однако, несмотря на это, четверка обладает большим преимуществом: посадка на рюкзаках позволяет вертеться во все стороны, к тому же ее корма может стать носом, а нос – кормой.

Незаметно наступил вечер, и ближе к девяти мы встали на ночевку на галечном пляже. Быстро развели костер, приготовили плотный ужин, за которым Миша рассказывал об ошибках каждого из нас.

Сказ 3

День IV

Утро настало в 8.00, когда нас разбудил руководитель и потребовал миски к осмотру. На завтрак были мюсли, которые получились неплохо, многим даже захотелось добавки, которой не было.

Грести сегодня было одновременно и легче, и тяжелей – «огородов» было меньше, но вода на данном участке была бурной. Зато день оказался гораздо динамичней, чем вчерашний. Достали фотоаппарат, чтобы сделать пару-тройку фотографий, и это нас немного задержало, так как на то, чтобы что-либо достать из бочки или упаковать, уходит время.

К обеду мы добрались до порога «Бутылка», который получил свое название из-за здешних берегов, сужающих Туюн. Подход и налаз был довольно «огородный», так что потаскать наши «корабли» пришлось изрядно. Но и это препятствие все преодолели без особых проблем. Из-за малой воды порог не представлял особой сложности, что даже вызвало у многих разочарование.

Сразу после взятия «Бутылки» мы пристали к берегу, чтобы устроить обед, который постепенно перерос в полудневку*. Пока на костре готовилась еда, Миша и Дима показывали, как организовывать самоспас на воде (освобождение из лодки и всплытие на поверхность после переворота). После них в экстриме решили попробовать себя и остальные. С задачей ребята справились, правда, не так уверенно и эффектно, как мастера.

Чтобы устроиться на ночлег, мы начали переправу на другой берег, так как этот был непригоден для постановки лагеря. Противоположная сторона – это совсем иное дело. Здесь нас ожидал ровный луг, кусты с жимолостью и много дров в виде сухого листвяка. Тут же Олеся начала готовить борщ, под который мы взяли специальный котел емкостью 10 литров. Наши желудки ликовали, поскольку помимо основного блюда у нас был компот из свежесобранных ягод.

День V

Подъем был стандартный – под звон котелка все оторвали головы от того, что каждый из нас использовал в качестве подушки. За завтраком обсуждали катастрофически малую воду в реке, которая не сулила нам ничего хорошего. С такой проблемой наши руководители еще никогда не сталкивались.

Но, несмотря ни на что, путешествие продолжилось, и мы неторопливо поплыли к месту дневки* и полудневки. На пути нам встречались мели и камни (последствия низкого уровня воды в этом году), которые вынуждали нас слезать с катамаранов, мочить ноги, а иногда и верхнюю часть тела. На этом участке реки нам встретился еще один порог, который внес небольшое разнообразие в размеренное плаванье. Однако разглядеть его потенциал мы не смогли опять же из-за низкой воды.

Через некоторое время удача снова улыбнулась нам, наша гребля кончилась, так как мы подошли к порогу «Талибджан», который имеет третью категорию сложности. Не без ошибок преодолев его, мы встали на «Баньку». Это сооружение было построено так давно, что некогда петлявшая здесь тропинка заросла березами. Помимо своего прямого назначения, баня выполняет еще и роль музея. Здесь туристы на протяжении многих лет оставляют различные предметы: стрелянный РПГ, люстру под потолком, кукол из березы, памятные символы клубов. Также мы нашли старое послание ребят из нашего «Горизонта» на бересте. Осмотрев все экспонаты, мы вернулись в лагерь и начали ставить палатки, сушить отсыревшие продукты, которые ехали в бочке.

Сказ 4

На этом месте стоянка должна была продлиться два дня, и поэтому, чтобы никакая непогода не нарушила наш комфорт, палатки и тент были натянуты идеально. Просчитались мы только в одном. Оказалось, что на нашем берегу дров было немного, поэтому пришлось перебираться за ними на барже на противоположную сторону.

Эх, как же здорово плюхнуться в холодную речку после парилки и ощущать каждую клеточку своего тела, смотреть на звездное небо и слушать рев порога, аж ноги подкашиваются от блаженства! Все это я имел счастье испытать тем же вечером.

День VI

Сегодняшнее утро было посвящено тренировкам: мы отрабатывали различные упражнения на каяках под руководством Миши. Самое главное и основное – это, сидя под водой, попытаться перевернуться. Конечно, встать ни у кого не получилось, ведь это не так просто, как может показаться на первый взгляд, здесь необходимы постоянные тренировки.

Что касается другого вида досуга, рыбалки, то здесь мы потерпели фиаско. Вчера мы с Димой поймали только двух небольших щук, а сегодня Васе попалась лишь одна, которую он посадил на поводок, так как не знал, что с ней делать (для приготовления пищи этого было крайне мало). Все те, кто взял с собой удочки и снасти, были немного разочарованы этим невезением.

Хотя, на мой взгляд, положительных эмоций нам и так хватало. Чего стоила одна только природа, окружавшая нас. Не портили вид даже стволы обгоревших после лесных пожаров деревьев – приглядевшись, можно было заметить пробивающуюся травку, а чуть подальше – множество иван-чая. Все это сливалось в единое лоскутное одеяло фиолетово-зеленого цвета. Незабываемая картина – красота возрождающейся из пепла природы.

День VII

Около семи часов Миша разбудил всех обитателей лагеря, и начались вялотекущие сборы, после которых было решено пойти в баню-музей, повесить именную футболку «Горизонта», с написанными на ней именами участников похода. Этот экспонат нашел свое место под потолком веранды.

Следующая остановка была непродолжительной. В небольшом гроте мы всего лишь сделали несколько фотографий на память и отправились дальше покорять Туюн.

Основным же стал привал на обед. Место, где мы расположились, называлось «Памятник» из-за стелы туристу, погибшему на этом участке в 1990 году, сделана она из каркаса байдарки.

Да, вода – стихия опасная, поэтому нельзя забывать о технике безопасности ни на минуту. Откровенно говоря, я сам нарушил одно из правил во время этого же обеда – бросился в реку за своей мыльницей, которая выпала у меня из рюкзака во время сплава. Но с течением я не справился, упустил мыльницу, да еще и выговор от Миши получил, ведь без каски и жилета в реку заходить нельзя.

Мое настроение поднял самый большой порог – «Связист», к которому мы подошли к вечеру. Но для нас, сидящих в барже, словно в танке, он оказался совсем не страшен.

В шесть вечера мы добрались до песчаного пляжа «Пески». Конечно, ставить лагерь на такой поверхности не самое лучшее дело, но ничего не поделаешь. Сегодня ужин был на совести Васи, но готовил он не в гордом одиночестве, ведь добровольная помощь со стороны ребят – это неотъемлемая часть любого дежурства.

Пока на костре готовилась еда, Даша Корзухина, Андрей Снигуренко и Женя отправились в маленькое путешествие на поиски старой «зоны» ГУЛАГа, которая находилась примерно в 10 – 15 километрах от лагеря. Во время своего странствия ребята нашли следы медведя: расцарапанное им дерево и объеденного лося, челюсти которого они захватили с собой в качестве сувенира. Небольшая компания получила море впечатлений, чем и поделились с нами за ужином. А чуть позже мы развели второй костер, вокруг которого собрались петь песни и печь картошку.

День VIII

На завтрак все подтянулись только к десяти часам. Тут же, у костра, нам предстояло решить судьбу сегодняшнего дня – выезжать сейчас или днем позже. Последний вариант пришелся по душе всем: Даша, Андрей и еще трое человек заторопились на поиски ненайденных вчера ГУЛАГовских развалин, а прочие остались загорать на песке и рыбачить.

Когда подошло время ужина, в лагерь вернулись члены поисковой команды. Они не нашли искомого места, поскольку пошли не по тому пути, а когда верная дорога была найдена, идти куда-либо было уже поздно.

Наши посиделки у костра в этот день не затянулись надолго: все отправились спать, понимая, что завтра будет ранний выход.

День IX

В восемь часов мы уже плыли по реке, уровень воды в ней поднялся, скорость потока увеличилась, и наш поход приобрел динамику, которой так не хватало все эти дни. Мы летели вперед, подпрыгивая на водяных валах, и очень скоро достигли Зейского водохранилища. Здесь течение сменилось стоячей водой. Заболоченность этих мест помешала нам сойти на берег, поэтому мы пришвартовались друг к другу и устроили обед из того, что не нуждается в приготовлении: бутербродов, чернослива и печенья. После этого перекуса наша команда продолжила движение, пока не добралась до деревни. Пристав к берегу, мы стали разбирать и сушить катамараны и каяки, а позже, счастливые, отправились в местный магазин, чтобы купить вкусняшки и соль, которая закончилась уже пару дней назад.

В этот день у костра мы сидели долго, а около полуночи пошли поздравлять Дашу Корзухину с днем рождения.

Ночевка была необычной – пришлось выставлять дежурного, который охранял вещи от местных жителей.

Сказ 5

День X

Утром выяснилось, что человек на посту занимался не только своими прямыми обязанностями, он еще и зашил палатки всех остальных участников похода.

Часа в три приехала заказанная машина, которая отвезла нас на станцию Эльга. Вагоны в поезде снова оказались новыми, а мы опять ощущали дискомфорт.

Наше путешествие подошло к концу. Мы прибыли в Хабаровск, привязанные веревками к катамаранам, измазанные зубной пастой и без обуви – последствия «королевской» ночи…».

– Все… – расстроено выдохнула я и тут же воскликнула – смотрите!

Защипнув листок тетради, я представила всем собравшимся маленькое чудо – семечко…

* * *
У героев моего рассказа появилась надежда на светлое будущее. Возможно, когда-то, благодаря этому семени, на Земле вновь заколосится пшеница и зашелестит листва на вековых деревьях. Но, конечно, на восстановление природы уйдет много времени, и жители Технограда не скоро смогут насладиться ее красотой. А вот у нас такая возможность есть, и поэтому, дорогой читатель, не упускай шанс, познавай тайны окружающего нас мира и путешествуй по родному Дальнему Востоку.

Мария Утенкова.
Фото  из архивов клуба «Горизонт»

***

НАША СПРАВКА

ИЗ СЛОВАРЯ ТУРИСТА

*Туюн
– одна из быстрых горных рек Дальнего Востока (имеет III категории сложности).
*Каяк
– одноместная лодка, управляемая одним веслом.
*Катамаран
– небольшое судно, предназначенное для сплава по реке. Оно представляет собой два надувных баллона, крепящиеся друг к другу рамой. Этот вид речного транспорта уместен в походах, где часть пути проходят пешком.
*Баржа
– это катамаран, рассчитанный на четырех человек.
*Огород
– камни, которые торчат из воды и препятствуют движению.
*Полудневка
– день отдыха, который проводится после утреннего перехода.
*Дневка
– остановка на отдых продолжительностью в один день (во время длительных походов).
*Пограммовка
– строго нормированное питание в связи с ограниченными возможностями взять с собой большой объем продуктов питания.