Журнал № 5 - 2012(12), рубрика: "Спорт - образ жизни"

Сила поршня

Картинг – колыбель автоспорта.
Сергей Петренко, руководитель карт-клуба

О том, что на базе нашего университета «живут» безбашенные поклонники багги, кузовов и мотоциклов, политеновцы знают благодаря рычащим заездам и громким гонкам. А вот про их соседей по цеху, не менее влюблённых в автомотоспорт, мало кто слышал. Чтобы поближе познакомиться с «мастерами газа и тормоза», а заодно и восстановить справедливость гласности, я отправилась в гости к нашим героям – картингистам.

Сила [иллюстрация к статье]

Когда я оказалась в клубе, то сразу поняла, что мои представления об этом месте были ложными. Здесь всё так и кричало: «На картах гоняют настоящие мужчины!». Среди моря запчастей, полуразобранных машин и ещё одного моря инструментов я увидела спортсменов. Они занимались привычным делом межсезонья – ремонтом и подготовкой картов к новым крутым поворотам. Само место занятий спортсменов очень напомнило гараж, что в принципе нормально, ведь техническая сторона дела – одна из главных составляющих этого вида спорта. Главное здесь – практика!

Помещение не всегда принадлежало нашим героям. Они осели здесь около года назад. Тогда, разрабатывая проект журнала для популяризации технических видов спорта, самый главный картингист ТОГУ Сергей Петренко познакомился с большим фанатом автоспорта, руководителем клуба «Лидер»  Юрием Ивановым и предложил ему разместить в новом издании материал о багги. В процессе общения Сергей Владимирович узнал, что «Лидер» имеет небольшой «кусочек асфальта», где бы ребята-картингисты могли тренироваться. Проблема заключалась в отсутствии помещения. Тогда Юрий и Сергей обратились к декану Транспортно-энергетического факультета ТОГУ Александру Владимировичу Фейгину с просьбой о помощи. И вот теперь подопечные Сергея Петренко занимаются на базе «Лидера».

Сергей рассказывает, что это одно из лучших помещений, где им приходилось бывать. Именно поэтому картингист планирует задержаться здесь надолго.

Вообще спортивно-технический клуб «Вымпел» (именно оттуда родом картклуб) имеет интересную историю. Он существует уже давно, но только сейчас его деятельность стала стабильной, поскольку появились конкретные площадки для занятий. В 1980-е годы организаторы и участники скитались по различным, практически неприспособленным для занятий, помещениям. Как правило, поддержку оказывали те родители, чьи дети занимались этим видом спорта. Таким образом, клуб долго просуществовал недалеко от школы № 56.

Сила1 [большая картинка]

В ожидании заезда


Последние три года занятия проходили на улице Сурикова, в гараже при бывшем училище.
Сейчас «Вымпел» разбился на несколько спортивных клубов. Самые крупные расположены при школе № 66, в посёлке Горький, и у нас, при ТОГУ.

Тренировки рассчитаны на участников разных возрастных категорий. Самые маленькие любители скорости, дети от 5 до 7 лет, выступают в классе «пуфики» или «микро». В ТОГУ это направление представляют два человека. Затем ребята переходят в класс «ракет». Там занимаются дети от 7-13 лет. Дальше идут юноши возраста 13-16. А после 16 лет участники выступают во взрослом классе.

Одним из лидеров клуба ТОГУ, по мнению Сергея Владимировича, является Андрей Петренко. И это не просто оценка любящего родителя, но наблюдение опытного и внимательного тренера.
Когда мальчику исполнилось 6 лет, Сергей заметил, что ребёнок тянется к технике, и решил развить этот интерес. Отец приобрёл карт и вскоре не мог оторвать сына от занятий – ребёнок почувствовал скорость.

– В 2009 году Андрей стал чемпионом Дальнего Востока по всем этапам. Этот успех ещё раз убедил меня в том, что сын – талантливый гонщик и наши усилия не напрасны, – рассказывает Сергей Владимирович.

Кстати, идею создания специально оборудованного места для занятий «технически одарённых» детей Сергей Владимирович разрабатывал и воплощал в жизнь с помощью Андрея.

А сейчас парень вместе с другими картингистами, получившими квалификацию кандидатов в  мастера спорта, обучает детей технике езды, ведению и тактике заездов, в частности – классификационных и финальных.

Организационно-технические направления, а также тактику поведения в гонке, настрой на неё преподаёт сам Сергей Владимирович.

– Гонка – это серьёзное испытание, особенно для новичков, и требует определённой подготовки. Психологию поведения спортсмена, безусловно, необходимо прорабатывать. Я знаю много случаев, когда гонщики проигрывали только из-за неправильного настроя на заезд, – говорит Сергей Петренко.

Летние гонки закончились, и в клубе настал период межсезонья. После заезда в рамках традиционных дней памяти первого ректора ТОГУ профессора М.П. Даниловского участники разобрали технику, рамы увезли на правку и покраску. После ремонта начнётся их сбор. Также в этот период клуб проводит работу с ребятами, которые желали бы заниматься картингом.

Школа картинга является начальной, здесь обучают всему, что должен знать гонщик, выходя на старт. Дальнейший прогресс, по мнению руководителей клуба, будет зависеть от предрасположенности ребёнка к данному спорту, количества накатанных километров за рулём карта и, конечно же, желания самого гонщика.

Однако в клубе отсутствуют машины для обучения, и каждому желающему кататься необходимо приобрести собственный карт. Это делает занятия недоступными для большинства детей, ведь такой спортивный автомобиль (а вместе с ним и его дальнейшее содержание) стоит немалых денег – от тысячи долларов.
– В начале нашего развития, когда мы только сюда пришли, у нас был спонсор, который нам помогал. Он приобрёл несколько машин для учёбы. Дети приходили и занимались. Но вскоре оказывать помощь он не смог, – вспоминает руководитель клуба.

Немало проблем возникает и с проведением тренировок. Выделенный кусочек асфальта не позволяет боевым машинам набрать скорость, участники, выступающие выше класса «ракет», тренироваться здесь не могут. Они шлифуют мастерство на соревнованиях или выезжают за город.

Сергей Владимирович видит необходимость создания в Хабаровске картодрома, чтобы те, кто уважает картинг, могли проводить тренировки и, соответственно, достойно представлять край и вуз на соревнованиях. Любитель картинга даже разработал проект возможной трассы и представил его в администрацию региона, однако подвижек в этом направлении пока нет. Но, как говорится, это уже совсем другая история…

Клуб картинга нуждается в машинах для тренировок и хотя бы небольшом расширении трассы для занятий.

Сейчас участники автоклуба планируют создать полноценную сильную команду, которая бы представляла именно ТОГУ.

– Хотим выехать на соревнования в Китай, связаться с Федерацией картинга в Китае, чтобы совместно организовать эти гонки, – делится планами Сергей Петренко.

В современных авто- и мотомашинах сила поршня используется по максимуму. А картингисты под руководством Сергея Владимировича Петренко не менее эффективно развивают и совершенствуют своё детище, свой картклуб.

Анастасия Мишина.
Фото предоставлено Сергеем Петренко

* * *
НАША СПРАВКА

Сам автомобиль – это простейшая конструкция, состоящая из пространственной рамы, специальных труб, колёс, закреплённых без подвески и амортизации. Согласно классическим моделям, карты имеют задний привод. Оснащены рулевым управлением и жёстким стеклопластиковым сидением, где водитель-картингист не имеет возможности двигаться. Сами по себе эти автомобили рассчитаны на высокую динамику и эффективное торможение. У картингов есть своя классификация в зависимости от возрастной группы участника. Главным в картинге считается элемент высокого пилотирования.

***

Карт – вид спорта и развлечения, гонки на картах – простейших гоночных автомобилях без кузова. Скорость карта (класс «супер-карт») может достигать 260 км.

Считается, что картинг придумали военные лётчики в США после Второй мировой войны. Они устраивали гонки по лётному полю, на тележках для подвоза авиабомб. Но это хобби было распространено лишь в узких кругах, пока за дело не взялся Арт Инглс (Art Ingels), бывший пилот, механик отделения фирмы «Кёртис крафт компани» в Глендейле, которая выпускала гоночные автомобили. Он в августе 1956 года на автогонках в Помоне представил публике несложный карт. Машину назвали тележкой (англ. cart).

В 1958 году английский бизнесмен Микки Флин заказывает у «Go-Kart» пять картов. Уже в 1960 году в Великобритании насчитывается свыше 100 фирм, занимающихся производством картов и комплектующих. С февраля 1960 года в Великобритании начинает издаваться журнал «Karting».
В мае этого же года Международная федерация автоспорта официально признала картинг видом автоспорта.

Фотографии