Журнал № 2 - 2016(27), рубрика: "Созвездие талантов"

Конкурс для служителей Мельпомены

Театр – особый мир. Мир, где невозможное возможно, а выдуманные истории настолько реальны, что в них веришь больше, чем в историю собственной жизни.

В Хабаровском крае тоже есть театры. Много их или мало, сказать сложно, ведь эти понятия сами по себе очень относительны. А вот о качестве их работы сказать можно и даже нужно. И о ней говорят. Например, каждый раз, когда проходит ежегодный Краевой театральный фестиваль-конкурс с присуждением победителям званий лауреатов премии губернатора в области театрального искусства.

Мельпомены

Конкурс проходил в Хабаровском крае с 8 по 15 февраля. Почему же мы решили рассказать о нем только сейчас? На то есть сразу две причины.

Во-первых, подведение итогов и награждение победителей прошло почти через два месяца – 22 марта – в преддверие Дня работников культуры и Дня театра.

А во-вторых, нам хотелось описать не только те восторженные впечатления, которые бывают у зрителя в первые пару дней после просмотра, но и то сладкое послевкусие, что остается даже через очень большой промежуток времени.

Ну, раз мы уже готовы что-то рассказать, а вы готовы нас услышать, самое время начать историю.

Первый звонок.

Второй звонок.

Третий звонок.

Кулисы открываются…

Немного фактов

Что же такое Краевой театральный фестиваль-конкурс?

Для театральных деятелей это стимул постоянно развиваться и представлять что-то новое, а также возможность услышать о себе мнение со стороны и обменяться опытом с коллегами.

Для экспертов это своеобразная лакмусовая бумажка, по которой они могут судить о том, что происходит в театральном мире, а после делать выводы и выдвигать прогнозы.

А для зрителей – прекрасный повод отложить свои повседневные дела и отправиться на встречу с прекрасным, ведь программа фестиваля действительно впечатляет.

Но если отбросить метафоры и обратиться к фактам, то Краевой театральный фестиваль-конкурс – это конкурс, учрежденный министерством культуры Хабаровского края, который проводится совместно с Хабаровским отделением ВОО «Союз театральных деятелей Российской Федерации».

Мельпомены1

В состав жюри конкурса входят специалисты в области театрального искусства, члены экспертного совета премии «Золотая маска», театральные обозреватели и критики. В этот раз роль судей на себя взяли первый заместитель министра культуры Хабаровского края Мария Лоскутникова; член российской ассоциации театральных критиков, руководитель литературно-драматической части Хабаровского краевого театра юного зрителя Анна Шавгарова; театральный критик, преподаватель театрального факультета Дальневосточного государственного института искусств (г. Владивосток) Нина Шульгина; заслуженная артистка Российской Федерации, артистка-вокалистка Хабаровского краевого музыкального театра Людмила Блок; театральный и музыкальный критик, руководитель службы по работе со средствами массовой информации Московского академического музыкального театра имени К. Станиславского и В. Немировича-Данченко Инна Горбунова; театральный критик, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой истории, философии и литературы РАТИ-ГИТИС, председатель судейской комиссии Андрей Ястребов.

Жюри проводит обсуждение после каждого спектакля, подводит общие итоги на круглом столе, а после определяет победителей по нескольким номинациям: «Лучшая режиссерская работа года», «Лучшая мужская роль года», «Лучшая женская роль года», «Художник года», «Балетмейстер года», «Надежда сцены», «Событие года» и «За вклад в развитие театрального искусства Хабаровского края». Победителям конкурса присуждается диплом лауреата премии губернатора Хабаровского края в области театрального искусства и денежная премия.

На конкурс этого года было представлено десять спектаклей. Драматический театр Комсомольска-на-Амуре открыл фестиваль, представив на большой сцене комедию в двух действиях «Инкогнито», а на малой сцене – спектакль в жанре эксперимента «Кароль». Камерный театр «Триада» также представил два спектакля: трагедия в двух частях «Миф о женщине» и трагикомическая перезагрузка «ДиогенOFF». Хабаровский краевой театр драмы показал трагикомедию «С наступающим» и комедию «Козленок в молоке». Хабаровский краевой театр юного зрителя рассказал девять правдивых историй под общим названием «UFO». А Хабаровский краевой музыкальный театр обогнал всех по количеству спектаклей, показав итальянскую комедию в двух действиях «Слуга двух господ», мюзикл «Приключение Герды в Снежном королевстве» и оперетту в двух действиях «Цыган – премьер» и завершил фестиваль-конкурс.

Удачное совпадение

Чтобы лучше разобраться в том, какие работы были представлены на театральный конкурс, мы предложили студентке специальности «Журналистика» ТОГУ и корреспонденту журнала «Мой университет» Анне Багиной посетить один из конкурсных спектаклей и поделиться своими впечатлениями в небольшой рецензии.

В театре я не была, наверное, уже около восьми лет, поэтому на предложение сходить на спектакль «UFO», не думая, ответила утвердительно. Хотите – верьте, хотите – нет, но афиша именно этого спектакля меня привлекла еще в октябре.

Как человек, который часто ходит в кино, первые 15-20 минут действия я пребывала в небольшом шоке. Все происходящее вокруг было почти осязаемо. Персонажи, декорации, надувная летающая тарелка, которую разместили в проходе между рядами, – все это реальное, близкое!

«UFO» – это постановка, рассказывающая зрителям 9 историй людей, имевших контакты с инопланетянами. Но речь идет не о космическом нашествии и зеленых человечках. Это серия монологов о самом сокровенном: о внутренней свободе, о гармонии, о тишине, об осознании себя частью Вселенной. Уникальность «UFO», на мой взгляд, в том, что можно и не следить за действием, которое происходит на сцене. Просто закройте глаза и слушайте. Этого будет достаточно. Не отвлекаясь на движение, вы полностью отдадите свой разум словам, которые лично меня задели до глубины души.

Мельпомены2

Возможно, я слишком впечатлительный человек, возможно, в тот момент просто находилась в подавленном состоянии, но я очень близко приняла все сказанное актерами. А вот, приехав домой, где первым делом нашла текст пьесы и прочитала его, я не почувствовала ничего. Это были два абсолютно одинаковых текста, но то, что звучало со сцены, производило большее впечатление. Наверное, все-таки не в словах дело…

А о чем эти люди рассказывали? Они говорили о чем-то абстрактном, неконкретном. Один говорил про веру в Бога, второй – про абсолютную тишину, третья рассказала, что человек – это всего лишь мелкая частица во Вселенной, а не ее центр, кто-то описал свое ощущение полной безопасности. Это все очень неконкретные понятия. Скажу больше, на мой взгляд, каждый из нас уже слышал все то, о чем говорят эти люди.

Но почему же тогда меня это так впечатлило? Вероятней всего, из-за того, что возможность посмотреть эту постановку появилась у меня как раз в «тот самый момент». Напомню, афишу «UFO» я увидела еще в октябре, а в театре не была около восьми лет. Сама необычность названия, дизайн афиши – все это произвело на меня впечатление, но до кассы я так и не дошла. Прошло полгода, и внезапно мне представилась возможность сходить на «тот самый» спектакль. Причем прошедшие шесть месяцев были для меня переломными (насколько это возможно в 20 лет). Грубо говоря, я оказалась в нужное время в нужном месте. И эта постановка дала мне то, чего я хотела. Красивые монологи о том, что я уже много раз слышала, пищу для размышлений, мысли, которые отвлекли от основных проблем. Это было очень удачное совпадение.

Слово профессионалам

Для зрителей фестиваль стал дополнительным стимулом посмотреть прекрасные постановки, большинство из которых к началу этого события шли в театрах уже довольно продолжительное время. После окончания череды спектаклей для этих людей закончился и сам театральный фестиваль. А вот для других сторон этого действа – артистов и жюри – все еще только начиналось.

Как мы уже упоминали, после каждого из спектаклей и по окончании всех конкурсных просмотров традиционно проходят обсуждения. Что же интересного говорили эксперты?

На итоговом круглом столе свои впечатления и замечания относительно уведенного за время фестиваля высказали почти все члены жюри. Не удалось поделиться своим мнением лишь Андрею Ястребову, который, увы, к тому моменту пал жертвой эпидемии гриппа.

Зато Анна Шавгарова, которая первой смогла выступить на последнем из обсуждений, порадовала всех очень подробным рассказом о директорских и режиссерских театрах и о том, как эти два варианта представлены в Хабаровском крае.

– Если говорить в целом, то, конечно, ситуация для края типичная и такова театральная ситуация во всей нашей стране, – отметила Анна Владимировна. – Примерно с конца 90-х – начала 2000-х существует ситуация, когда мы условно делим театр на директорский и режиссерский. Это не хорошо и не плохо. Существуют тысячи примеров хороших директорских театров и миллион примеров плохих режиссерских театров, точно так же как и наоборот. А в чем заключается дело? Дело в том, кто берет на себя ответственность. Ответственность прежде всего моральную и идейную. Ответственность по большому счету за искусство, а не за финансовую подпись. В нашем городе два директорских театра: музыкальный и драматический, в которых нет главных режиссеров, нет художественных руководителей, и всю ответственность за материальное и художественное состояние труппы берут на себя их директора. Дальше уже встает вопрос того, как они это делают и как это происходит в двух таких разных театрах…

Анна Шавгарова много говорила о соотнесении целей и средств. О том, как ведут себя театры в ситуации ограниченного бюджета и ресурсов и какие интересные решения они находят.

– Если хочется иметь в репертуаре спектакль, как в «Современнике», бенефисный, яркий спектакль, где на сцене блестящие конструкции, ездит лифт и поражает шестикомнатная квартира, значит, на это должны быть средства, значит, для этого должны быть доказательства, а не замена лифта фанеркой, а вид из окна – драпировочкой, – подчеркнула театровед. – Если директор хочет иметь у себя костюмную оперетту, то, наверное, должны быть средства на костюмы. А когда критики видят, что одни костюмы взяты из спектакля пятнадцатилетней, а другие двадцатилетней давности, это неправильно. Конечно, не выход сделать спектакль на одних марлечках и четырех кубиках. Но поиск лаконичного художественного решения, поиск в первую очередь идейного решения должен быть. И такие примеры мы тоже видели. Например, спектакль «Кароль» комсомольского театра, конечно, не безупречен, но посмотрите, какого уровня драматургия. Это попытка в очень скромных условиях их малой сцены создать сценический образ и обеспечить достойную актерскую игру.

В целом из оценок жюри было видно, что, проанализировав конкурсные работы и найдя как плюсы, так и минусы, общее мнение о фестивале они составили положительное. Нина Шульгина отметила, что существование такого конкурса для края очень хорошо, потому что он помогает определять «какой-то вектор развития и дальнейшего движения».

– Нам была представлена широкая палитра театрального искусства, – подытожила она. – Мы обнаружили такую общую картину театрального процесса в регионе и получили такой срез, которые, наверное, во многом соответствуют тому, что сейчас происходит в мире. Эти процессы связаны и с экономикой, и с политикой, поэтому все современные театры сегодня выглядят примерно одинаково в своих творческих и финансовых возможностях.

Из положительных особенностей театров Хабаровского края критики особо отметили большое количество молодых артистов и существование собственных авторов.

Прежде чем опустить занавес...

Прежде чем закончить нашу историю и опустить воображаемый занавес, мы должны рассказать вам о том, кто стал лауреатами премии губернатора в области театрального искусства.

Когда проходило награждение, мы упомянули уже давно, а вот остальные подробности утаили. Кто же раскрывает интригу в самом начале?

Что ж. Теперь самое время.

Мельпомены3

Итак, накануне двух праздников очень важных для всех служителей Мельпомены, в Доме официальных приемов правительства края награждали лучших работников отрасли «Культура». От имени главы региона собравшихся поздравлял заместитель председателя правительства края Александр Федосов.

Здесь же были оглашены и долгожданные результаты фестиваля-конкурса и, согласно распоряжению о присвоении звания «Лауреат премии губернатора Хабаровского края в области театрального искусства 2015 года» от 9 марта 2016 года, вручены награды в следующих номинациях:

– «Лучший режиссерский дебют» – артистке Драматического театра Комсомольска-на-Амуре Ларисе Гранатовой за постановку спектакля «Кароль»;

– «Лучшая мужская роль года» – артисту Хабаровского краевого музыкального театра Никите Воробьеву за роль Труффальдино в спектакле «Слуга двух господ»;

– «Художник года» – художнику Хабаровского театра юного зрителя и Хабаровского театра кукол Павлу Оглуздину;

– «За яркое воплощение роли современного героя» – артисту Драматического театра Комсомольска-на-Амуре Ивану Бекбаеву за роль Окулиста в спектакле «Кароль»;

– «За эмоционально-пластическое воплощение образа» – артистке камерного театра «Триада» Юлии Новиковой за роль Медеи в спектакле «Миф о женщине»;

– «Композитор года» – композитору Дмитрию Голланду за музыку к спектаклю «Приключение Герды в Снежном королевстве» Хабаровского краевого музыкального театра;

– «За лучшую женскую роль второго плана» – артистке Хабаровского краевого театра драмы Людмиле Романенко за роль Кипятковой в спектакле «Козленок в молоке»;

– «За вклад в развитие театрального искусства Хабаровского края» – артисту Хабаровского краевого музыкального театра, народному артисту Российской Федерации Игорю Желтоухову.

На этом история о театральном конкурсе подходит к концу. И нам остается только поздравить его победителей и закрыть кулисы.

Дина Непомняща.

Фото автора и с сайта Хабаровского краевого театра юного зрителя

Фотографии