Журнал № 1 - 2016(26), рубрика: "Созвездие талантов"

Андрей Тен: «Я всегда хотел стать художником»

Очень часто про Хабаровский край, да и про Дальний Восток в целом говорят, что здесь талантливому человеку нечего делать. Мол, а чего можно достичь так далеко от столицы, от центральной части страны?

Но это не так! Вот мы и решили познакомить вас с человеком, который является живым доказательством того, что, и не выезжая оттуда, где ты родился и вырос, можно достичь очень многого. Итак, знакомьтесь: член Хабаровского краевого отделения Союза художников России, член Международной ассоциации изобразительных искусств – АИАП «ЮНЕСКО», известный хабаровский художник Андрей Тен.

Я всегда хотел стать художником

Художник Андрей Тен


– Андрей Михайлович, вас, наверное, все об этом спрашивают, но все-таки расскажите, как вы начали рисовать?

– Да так же, как и все. Я любил рисовать еще в детском саду. Классе, наверное, в четвертом или пятом пошел в художественную школу. Оказался там, если честно, почти случайно. Мы жили в районе «Амуркабеля», и выезд в центр, как принято говорить «выезд в город», всегда был каким-то событием. И вот однажды мы с мамой гуляли по центру и увидели объявление о наборе в детскую художественную школу. Решили попробовать. Там было три экзамена, выставляли оценки. Я все сдал, поступил, так все и началось. В обычной общеобразовательной школе тоже всегда рисовал, был оформителем стенгазеты… Когда я закончил художественную школу, понял, что всегда хотел стать настоящим художником и поступил в пединститут на худграф.

– Сейчас у вас за плечами уже много интересных проектов, а какие из них для вас наиболее ценны?

– Каждый по-своему ценен. Каждый проект – это некая ступенька, определенный этап в творчестве. Если бы его не было, то потом, может быть, не было бы чего-то другого. Бывают, конечно, более значимые и менее значимые проекты. Самый значимый для меня – это, наверное, персональная выставка «Ангеломания». После поездки во Францию в 2008 году я сделал персональную выставку. Это было знаковое для меня событие. Еще где-то с 1998-го по 2000 год у меня был такой период очень активной деятельности, когда постоянно что-то происходило. Думаю, у всех такие случаются. После такого активного периода обычно наступает или кризис, или просто небольшой спад. Для меня это было время эмоционального подъема, когда казалось, что все получается. В этот период прошла моя первая персональная выставка в хабаровском арт-подвальчике. Потом я выиграл конкурс, стал участником международного фестиваля рекламы, была поездка в Германию, затем фестиваль «Культурные герои XXI века» и поездка в Москву. Постоянные премьеры новых спектаклей, новые декорации… Вот такие были годы, они были очень значимы для меня.

Я всегда хотел стать художником1

Мастерская Андрея Тена во время подготовки к юбилейной выставке  ХО Союза художников России


– Насколько мне известно, вам часто приходится заниматься дизайн-проектами…

– Я всегда существовал на какой-то грани искусства и дизайна. Все-таки нужно было зарабатывать деньги. Сейчас меня тянет больше заниматься изобразительным искусством, а дизайн как-то оставить. Но он меня не оставляет (смеется), постоянно появляются какие-то проекты, над которыми я работаю. Практически все печатные вещи в Союзе художников идут через меня. Сейчас у нас юбилей – 75 лет, будет проходить юбилейная выставка. Нужны афиша, пригласительные билеты, плюс будет журнал, посвященный юбилею. Я это все готовлю. Одновременно с этим  работаю над другим изданием – это каталог выставки, которая была в прошлом году. В связи с кризисом его не издали вовремя, а сейчас, к юбилею, решили выпустить. Кроме того, мы с Еленой Неменко и Андреем Вербицким планируем выпустить вторую часть «Тишки и Рыжа». Эта книжка тоже в работе (подробнее о первой части книги читайте в журнале «Мой университет» № 2 (23) за 2015 год. – Прим. автора.). В принципе материал проиллюстрирован, но он проиллюстрирован для журнала. Я сейчас это переделываю, что-то даже приходится заново рисовать. Но здесь есть большой плюс: мы не планируем выпустить книгу к какому-то определенном сроку, можно не торопиться.

– Вы уже давно сотрудничаете с «Белым Театром». Расскажите немножко про эту работу…

– С «Белым Театром» я работаю уже 20 лет. Началось это случайно, может где-то даже по знакомству. Сам по себе «Белый Театр» – это такой революционный театр. Он негосударственный, основан профессиональными актерами и режиссером, но при этом родился из определенного бунта, когда часть труппы из одного театра и часть из другого собрались вместе, чтобы создать что-то свое. Изначально у них в команде был очень хороший московский художник, приятель режиссера, но получилось так, что он переехал жить в Норвегию. И тут им подвернулся я. Знакомые представили меня режиссеру, я сдружился с коллективом, и был принят в команду. Изначально театр назывался по-другому, на моих глазах он перерождался и превращался в «Белый Театр». Меня это место привлекло тем, что театр – это синтез культур, он вбирает в себя многие направления. Здесь есть место и дизайну, и графике, и пространственным решениям, и каким-то технологиям конструкции. Так как я человек разносторонний, мне это все оказалось интересно. Когда я начинал, коллектив был большой. Потом перестройка, трудности, остались самые упрямые, и то часть из них сейчас уже уехала в Москву, но приходят новые люди, и театр живет. Остался небольшой костяк тех людей, которые в театре с самого начала, я среди этих корифеев.

– А чем вообще занимается театральный художник? Простому обывателю, конечно, сразу приходит в голову, что он рисует декорации к спектаклям. Но это ведь наверняка далеко не все?

– Театральный художник – это очень интересная и сложная работа. Он должен уметь очень многое. Тут нужно не просто придумать образ и нарисовать, а придумать конструкцию, выбрать материал. Ты должен быть немножко инженером-технологом, немножко дизайнером и архитектором. Нужно создать такое пространство, такой художественный образ, которые будут работать в спектакле, участвовать в действии.

Я всегда хотел стать художником2

Макет чудесных часов и другие удивительные вещи из мастерской


– Помимо прочего, вы известны еще и как книжный иллюстратор. Уже всем в Хабаровске, наверное, знакомы ваши Тишка и Рыж. А мультфильмы вам никогда не приходилось рисовать?

– Нет, это такой особый процесс, что если им заниматься, нужно посвятить себя целиком. Но когда я только начинал учиться в институте, мне хотелось стать художником-мультипликатором. Кое-кто у нас даже дипломные работы защищал, создавая мультфильмы. Но не традиционные рисованные, потому что там очень длительный процесс и нужно отрисовывать тысячи фаз движения, а такие мультфильмы с плоскими марионетками, снятые на кинопленку. Мы с моим товарищем решили попробовать себя в роли мультипликаторов и пошли на факультатив, где этим учили заниматься. Нам вручили камеру и дали задание. И тут я понял, что мы должны сами делать все. В своих-то мечтах я представлял себя только как художник, а снимать пусть будет кто-то другой. А тут нужно и снимать, и проявлять пленку… И вот именно эта необходимость освоения работы с камерой меня и остановила. Сейчас мне было бы, наверное, интересно попробовать себя в качестве художника-мультипликатора, как интересно любое новое дело. Но посвятить себя целиком чему-то новому для меня уже неприемлемо. А вот включиться в работу большой команды – бывает ведь так, что не один человек все делает, а целая бригада, сделать что-то свежее, попробовать себя в плане разработки каких-то персонажей, – это было бы интересно.

– Когда приходишь к вам в мастерскую, кажется, что попадаешь в какой-то удивительный музей. Расскажите немного о тех вещах, которые мы можем здесь увидеть, как вообще они сюда попадают?

– Это, скорее, отражение моей жизни. Для выставок в основном готовятся большие картины. А арт-объекты, которыми наполнена мастерская, часто делаются просто так и уходят на подарки. Например, коты. Они выглядят как глиняные, но на самом деле они из картона. Здесь сказался мой театральный прием имитации. Я могу сымитировать какой-то материал, и, если б был такой вид изобразительного искусства, как искусство имитации, то я бы, наверное, был имитатором. А когда эти коты создавались, мне было интересно стилизовать образ в геометрическую фигуру. Это уже ближе к дизайну. В дизайне главное пластика и в то же время образ, условность настолько приемлемая, чтобы мы могли узнать этого персонажа. Кот, собака и так далее. Из той же серии у меня есть еще ангелы… Другой пример – ширма. Она делалась для молодежной выставки. Я хотел показать молодым художникам, как можно сделать арт-объект за короткий срок из подручных материалов. Ведь у них тоже часто возникает проблема: что и из чего сделать. Кроме того, мне просто было интересно попробовать, получится у меня такое или нет. Некоторые вещи делались как макеты. Например, часы на стене были сделаны как эскиз будущих металлических часов. Макет должен был показать, что, когда стрелка доходит до определенного часа, квадратик, отражающий его, поворачивается на оси. Что касается металлических часов – это разговор отдельный, а макет в итоге остался у меня.

– Еще здесь много открыток. С обезьянками, например…

– Это уже такая традиция – на каждый праздник делать открытку. У меня всегда стояла такая проблема, что, когда ко мне приходят посетители, нужно вручить им какой-то презент. Особенно, когда вокруг предпраздничная атмосфера и тебя все поздравляют, хочется, чтобы люди тоже уходили с каким-то подарком. Так и появилась постепенно традиция. На каждый Новый год создается персонаж – символ года. Плюс это хороший рекламных ход, с расчетом на то, что человек придет, у себя на столе поставит открытку, а на обратной стороне будет твой номер телефона, который увидят другие.

– Вы упомянули, что ширма делалась как пример для молодых художников. Много работаете с молодежью?

– Раньше я преподавал на кафедре дизайна в Дальневосточном государственном гуманитарном университете (ныне  Педагогический институт ТОГУ. – Прим. автора.). Сейчас я уже не преподаю, но, бывает, приглашают вести какие-то курсы переподготовки и повышения профессионального мастерства. Я стараюсь брать какие-то новые экспериментальные темы, пытаюсь их внедрить и заодно сам для себя изучаю. В Союзе художников я тоже отвечаю за молодежь. Я заинтересован в том, чтобы они развивались, ведь это те, кто нас сменит. Поэтому хочется с ними поделиться опытом, ближе их к себе подтянуть.

– Говорят, для учителя лучше всего, когда ученики его превосходят. А вы хотите, чтобы они вас превзошли?

– Это идеальный вариант, так должно быть! Превзойти они могут не сразу. Но есть момент, когда ты уже практически видишь его будущее. Возраст, а значит, и опыт ученика ведь намного меньше твоего. Но ты видишь себя в его возрасте и понимаешь, что ученик сейчас сильнее, чем ты был тогда. Значит, когда у него будет столько опыта, сколько у тебя сейчас, он превзойдет тебя.

– Ну, пока, думаю, превзойти вас трудновато. Как, кстати, можно наблюдать за вашим творчеством? Где и как часто выставляете свои работы?

– Вообще у меня есть сайт. Можно просто зайти туда и все посмотреть. Сейчас я обновляю его не так часто, но стараюсь все-таки регулярно наполнять. Сделал я его сам. Помогла мне в этом моя студентка. Я раньше всегда думал, что сайт сделать – это что-то сложное, его надо кому-то заказать. А тут я увидел, что у одной из моих студенток есть свой сайт, стал расспрашивать. Оказалось, есть специальная программа, там ты выбираешь готовые шаблоны и собираешь себе сайт как конструктор. И я потихонечку тоже собрал себе сайт. Это очень удобная вещь. Иногда заказчики спрашивают, где можно посмотреть мои работы, и вместо того чтобы нести им какое-то портфолио, можно дать ссылку на сайт. Там есть краткая информация обо мне, фотографии, я даже озадачился как-то и нашел много видеорепортажей с выставок. Сейчас иногда бывает, что ты с кем-то договариваешься о встрече, а они говорят, что все уже про тебя знают, «загуглили». Конечно, в выставках я тоже часто участвую. Каждый год проходят выставки в Союзе художников, краевые, городские. Есть какие-то и групповые тематические, и персональные…

Я всегда хотел стать художником3

«Глиняные» коты из картона


– Что вообще вдохновляет вас на творчество?

– Все что угодно. Настроение, состояние души, новая эмоция. Смена обстановки может вдохновить, скажем, поездка. Может настроение хорошее быть, или просто пришла какая-то идея. Раньше, в студенческие годы, очень вдохновляло посещение выставки. Ты придешь, походишь, посмотришь, а потом бежишь и хочешь тоже что-то создать. Разные факторы могут влиять.

– Какие у вас планы на ближайшее будущее или, может быть, пока даже просто мечты?

– Мечты… Не знаю. В планах есть персональная выставка в Комсомольске-на-Амуре, она будет проходить осенью в их художественном музее. Еще в планах был совместный проект с Александром Петровичем Лепетухиным, мы хотели сделать маленькую детскую выставку в Гонконге. Ну, не знаю, может, и не получится это пока. Но вообще хочется сделать какой-то проект, с которым можно было бы поездить по миру. Хочется каких-то новых впечатлений. Я вот уже который год работаю без отпуска, два-три года никуда не ездил. И сейчас очень хочется немножко отключиться, съездить куда-то и, как говорится, на других посмотреть и себя показать.

Беседовала Дина Непомнящая.

Фото автора.

***

НАША СПРАВКА

Андрей Михайлович Тен. Художник-график, член Хабаровского краевого отделения Союза художников России, член Международной ассоциации изобразительных искусств – АИАП «ЮНЕСКО» с 2000 года.

Родился 18 ноября 1963 года в Хабаровске. В 1986 году окончил Художественно-графический факультет Хабаровского государственного педагогического института (позднее Дальневосточный государственный гуманитарный университет, ныне – Педагогический институт ТОГУ).

С 1990 года является художником театральной организации «Белый Театр». Художник-постановщик спектаклей «Сто йен за услугу», «Урок», «Сценарий для трех актеров», «Пейзаж», «Сцены из супружеской жизни» и многих других.

С 1991-го по 1996 год – преподаватель изобразительного искусства студии «Антонимы». С 1997-го по 1999 год – главный художник ООО «Детская полиграфия». С 2000-го по 2002 год – старший дизайнер Art studio RE-X. С 2010-го по 2013 год – доцент кафедры дизайна Дальневосточного государственного гуманитарного университета.

С 2011 года является художественным редактором краевого ежемесячного журнала для детей «РАСТИ С ХАБАРОВСКОМ!».

Участник и организатор большого количества художественных выставок. Лауреат и призер массы конкурсов и фестивалей.

Информация с персонального сайта  Андрея Тена www.tenanet.org

Фотографии