Журнал № 1 - 2015(22), рубрика: "Созвездие талантов"

КАК РОЖДАЕТСЯ ВОЛШЕБСТВО?

Яркие костюмы, невероятные декорации, музыка, которую хочется слушать вновь и вновь – все это весна, да не простая, а студенческая, в ТОГУ… Но это та сторона фестиваля «Студенческая весна», которую видят зрители. А что скрывается за красивой картинкой? Приглашаю вас заглянуть за кулисы и узнать, как рождается это волшебство.

О волшебниках…

Когда начинается подготовка к концерту? За неделю, за две, за месяц, за полгода? На самом деле  – когда угодно. Самые ответственные начинают готовиться к новой «Весне», как только заканчивается старая, долго и тщательно прорабатывая все – от самых важных до самых, казалось бы, незначительных деталей. Другие могут потратить на подготовку и всего пару дней. И тогда они… Стоп! А кто они-то? Кто создает этот праздник весны, на который ежегодно устремляются веселые студенты и строгие преподаватели? Кто помогает рождаться чуду?

Они – это студенты-режиссеры, организаторы концертов, которые тратят массу времени, сил и нервов, чтобы написать сценарии, собрать артистов, подготовить декорации и приглашения, сшить костюмы, нарисовать замысловатые узоры на девушках, участвующих в боди-арт, а также выполнить еще массу организационной работы, которая кажется просто бесконечной.

КАК РОЖДАЕТСЯ ВОЛШЕБСТВО

Они – это и сами артисты: актеры, танцоры, певцы, чтецы, длинноногие модели и даже просто массовка. Их в каждом концерте задействовано не меньше двух десятков человек. И, чтобы три минуты номера блистать на сцене, они ежедневно проводят по несколько часов на изнурительных репетициях. При этом продолжают улыбаться. Даже если их труд оказывается не оцененным по достоинству.

А еще они – это руководители творческих коллективов, которые придумывают номера и вместе со своими подопечными днюют и ночуют на репетициях. Они не выходят на сцену. Они зачастую даже не остаются за кулисами. Они сидят в зале и смотрят концерт, который без них бы просто не получился. Но они волнуются не меньше, чем те, кого до этого кнутом и пряником учили выполнять головокружительные танцевальные па и брать самые высокие музыкальные ноты. Они шепотом продолжают считать такты музыки, боясь, что вот-вот девочка, которая до последней репетиции так и не смогла правильно выполнить движение, опять «накосячит» и подведет всех. А когда девочка – о чудо! – выполняет движение правильно, они радуются больше, чем она сама.

Они – это почти настоящие волшебники. Те самые, создающие чудеса своими руками, про которых говорил герой повести Александра Грина «Алые паруса», принц Грей!

О том, где готовят волшебников…


В студии спортивного бального танца «Премьер» споры и переполох. Прекрасный ансамбль, на который, разинув рты, смотрят все, от «начинашек» до танцоров, постигающих свое мастерство уже много лет (не говоря уже о тех, кто к танцам не имеет отношения совсем), уже давно готовит свои, кажется, идеальные номера. А вот младший состав студии до сих пор ходит на обычные репетиции и боится, что за студвесной в этом году будет наблюдать только из зала. Осталось-то всего пара недель…

– Лариса Владимировна, неужели мы в этом году не будем выступать? – с затаенной надеждой спрашиваем мы, те, кого профессиональными танцорами назвать язык не поворачивается, но, несмотря на это, кто искренне любит танцевать и упорно этому учится.

КАК РОЖДАЕТСЯ ВОЛШЕБСТВО1

– Ну вы же разбежались почти все, с кем мне номер ставить? – отвечает наш главный тренер.

Это правда. После долгих новогодних каникул и не менее растянутой сессии сосчитать, кто остался заниматься в студии, а кто уже не успевает справляться со всеми учебными делами, тяжеловато. Самая большая проблема любого коллектива – все зависят друг от друга. Ушел один – пропала вся команда. Вот и у нас старой команды больше нет. Но ведь можно собрать новую. Правда?

– Мы соберемся! – уверенно отвечаем мы, и спустя два дня перед Ларисой Владимировной оказываются четыре пары, которые недостаток мастерства готовы сполна компенсировать трудолюбием.

И начинаются ежедневные репетиции. От двух до четырех часов каждый день мы проводим в зале, занимаясь то подготовкой номера, то просто изучением отдельных элементов. Музыку зачастую перекрывают то громкий веселый смех, то грозные крики. Вечерами мы не чувствуем ног, а бесконечные «раз, два, три» уже снятся по ночам. Творческое безумие. Иначе эти дни просто невозможно назвать. Но какое же это приятное безумие! Ничто не заставит добровольно отказаться от этой творческой жизни того, кто однажды попал сюда. А если все-таки приходится, то уж точно ничто не заставит забыть…

– Дина! Хватит мечтать! Танцуй!

Ой, и правда. Кажется, я отвлеклась. Раз, два, три. Два, два, три. Три, два три…

Об изнанке волшебства…


– Настя, у тебя есть расческа?

– Лера, тебе косы на какой высоте подвязывать?

– А-а-а… дурацкие ресницы, я не могу их приклеить, они отваливаются!

– Мальчики, вам невидимки для пилоток дать?

– Девчонки, у кого есть лак, мой закончился!

За кулисами на целых два этажа стоит столько шума, что диву даешься, как в зале не слышно этих криков, смеха и порой даже сдавленных рыданий…

Концерт начинается в пять часов вечера, но уже с двух-трех часов дня в актовом зале ТОГУ становится жарко. Во всех смыслах.

КАК РОЖДАЕТСЯ ВОЛШЕБСТВО2

Участники шоу с трудом уступают друг другу сцену для финальных репетиций. Каждому кажется, что сейчас именно ему больше всех необходимо очередной раз «прогнать» свой номер. Занят и каждый пятачок пространства под сценой: танцоры отрабатывают отдельные кусочки номера, вокалисты распеваются, чтецы повторяют слова стихотворений. Абсолютно разные, совершенно не сочетаемые звуки, перекрывающие друг друга. Самым поразительным во всем этом действе оказывается то, что ребята умудряются не слишком мешать друг другу.

В танцклассе за сценой смешались запахи краски, духов и лака для волос. На стульях, подоконниках, на полу и даже на длинном хореографическом станке набросаны костюмы и повседневная одежда, плойки и фены, косметика и реквизит. Оставив без присмотра бутылку с водой, ты не можешь быть уверен, что через пять минут она будет на месте. И это не потому, что все такие невоспитанные и берут без спроса. Это потому, что все и так знают, что никто не откажет в глотке воды умирающему от жажды. А пить хочется постоянно. Ты можешь забыть, что последний раз поел шесть часов назад, но будешь абсолютно точно знать, что безумно хочешь пить.

Вспышки и щелчки затворов фотоаппаратов смешиваются с криками режиссера о том, кто следующий должен выходить на сцену. Десятки голосов одновременно обсуждающих десятки тем. И снова музыка, музыка, музыка… Звуков вокруг так много, что в какой-то момент почти перестаешь обращать на них внимание. И очень зря, ведь сейчас-то уже кричат именно тебе!

– «Премьер», заряжайтесь! «Премьер», ваш номер следующий!

Ой, мамочки, а вот сейчас стало действительно страшно…

И, наконец, о волшебстве!


Самый волнующий момент во время выступления – это мгновение, когда ты стоишь за кулисами и знаешь, что меньше, чем через минуту, выйдешь на сцену. В ярких лучах софитов ты окажешься на виду у целого зала. И всего одна твоя ошибка может испортить работу всех остальных.

За этот миг ты успеваешь вспомнить все репетиции, все похвалы и замечания. Ты быстро выстраиваешь в голове картинку танца, быстро проматывая его, словно кинофильм. Ты вдыхаешь полной грудью, а потом слышишь до боли знакомые звуки, говоришь себе: «Все получится!», и, наконец, выходишь.

Улыбаться! Во что бы то ни стало нельзя прекращать улыбаться. Это первое правило сцены. Чтобы ни случилось, твоя улыбка, искренняя счастливая улыбка, не должна сходить с твоего лица. Ошибся? Улыбайся еще шире и продолжай танцевать. Твоей ошибки зритель может и не заметить, а вот испуганное выражение лица обязательно бросится ему в глаза.

КАК РОЖДАЕТСЯ ВОЛШЕБСТВО3

В какой-то момент в моей голове проносится мысль о том, что мы оттанцевали уже половину танца. Быстрая мысль, которая не успевает полностью захватить мое сознание, потому что тут же вытесняется другой: мы не успеваем. Отчего-то начинает казаться, что музыка идет слишком быстро, и, сама того не осознавая, я начинаю торопиться.

– Дина, не спеши, – шепчет мне партнер, безуспешно пытаясь меня удержать.

Поздно. Я уже поняла, что натворила, но на какую-то долю секунды я, и правда, поторопилась. Не важно. Может, и не заметят. Улыбаемся. И я, как ни в чем не бывало, продолжаю танец.

А зритель тем временем видит красивую картинку. Интересную историю, которую мы сейчас играем для него. Ведь танец – это не просто набор красивых движений, исполненный под музыку. Это маленький кусочек жизни, воплощенный при помощи хореографии. Если зритель понял, что за историю ему рассказали, значит, твой танец удался.

Поворот. Взмах рукой. И вот музыка останавливается. Мы кланяемся залу, который вдруг взрывается громом аплодисментов, и скрываемся за кулисами.

Вот и все. Три минуты пролетели, словно один миг. Казалось, только что ты стояла за кулисами, ждала своего выхода и думала о том, получится или не получится. А сейчас ты снова стоишь за кулисами, но уже абсолютно точно зная, что ты справилась. Мы справились!

КАК РОЖДАЕТСЯ ВОЛШЕБСТВО4

И вдруг становится не важно, какие оценки поставит строгое жюри. Становятся не такими значительными мелкие помарки. Ты просто понимаешь, что сейчас преодолела какую-то свою собственную планку. Ты вдруг осознаешь, что для самой себя ты победитель. А значит, не так уж и важно, что будет потом.

КАК РОЖДАЕТСЯ ВОЛШЕБСТВО5

Ты не замечаешь, как проходит целый час, и концерт, который так долго ждала, вдруг заканчивается. Вместе со всеми волшебниками, сотворившими это маленькое чудо, ты еще раз выходишь на сцену. Кланяешься зрителям, которые снова одаривают тебя своими аплодисментами. И вдруг понимаешь, что все твои труды стоили того, чтобы сейчас быть здесь, потому что именно этот момент один из самых счастливых в твоей жизни!

Дина Непомнящая.
Фото автора и из архива
Пресс-центра ТОГУ

В следующем номере журнала «Мой университет» читайте отчет о фестивале «Университетская весна – 2015» в ТОГУ.


Фотографии