Журнал № 3 - 2014(20), рубрика: "Созвездие талантов"

Особый взгляд на красоту

Фотографы идут в ногу со временем. Они создают группы в социальных сетях и проводят конкурсы с целью саморекламы. Посты с просьбами проголосовать за снимок, чтобы выиграть фотосессию, уже никого не удивляют. А вот конкурс, в котором все становятся победителями, это что-то новенькое. Магистрант Факультета архитектуры и дизайна ТОГУ, популярный хабаровский фотограф Наталья Никитина придумала «Не конкурс», в котором победителями становятся все!

Особый взгляд

Она снимает всего шесть лет, но ее портфолио уже стало достойным того, чтобы представляться на сайте Vogue.it. Она сотрудничает с журналами «Лучшее в Хабаровске» и «Fashion Collection». У нее особый взгляд на красоту. О том, как отснять за два дня пятьдесят человек, как быстро обновить интерьер в своем доме и о многом другом, Наталья Никитина рассказала корреспонденту журнала «Мой университет».

– Наташа, твой «Не конкурс» – это на самом деле нечто удивительное! Участникам нужно было сделать всего несколько репостов из твоей группы «ВКонтакте», а за это абсолютно все получали в подарок открытки с твоими работами и съемку в формате Short Sesions (короткая съемка – прим. редактора). Как одна из участниц, могу сказать, что ощущения остаются просто невероятные! Подобного я еще нигде пока не встречала. Как к тебе пришла идея такого проекта?

– У меня уже был опыт проведения конкурсов в социальных сетях. Буквально два месяца назад я провела конкурс репостов, где с помощью генератора случайных чисел были выбраны две победительницы. Потом я проследила динамику: что происходит в группе после конкурса. Мне показалось, что у участников возникло ощущение неудовлетворенности. Большинство ведь ничего не выиграло. У всех был шанс, но повезло только двум девушкам. Я подумала, что можно сделать такое, чтобы угодить всем? Я, конечно, понимаю, что угодить всем – это утопия, но хотелось попробовать. Я подумала: а что если сделать конкурс, который также будет направлен на репосты, но его участники в любом случае получат какой-то гарантированный бонус? Мы с моим молодым человеком Семеном давно исследуем такие штуки, смотрим, что можно делать для раскрутки и что дает наибольший «выхлоп». В большей степени аналитикой занимается именно Семен. Я занимаюсь фотографией, обработкой, выкладыванием, а он остальным. Именно он говорит мне: «Знаешь, это клево». Тогда мы и решили попробовать устроить «Не конкурс». Пусть это энергетически очень затратно, но нам хотелось посмотреть, что из этого выйдет.

Особый взгляд 1

– И что же вышло?

– Пока я не могу точно об этом сказать. Конкурс состоит из нескольких этапов. Первый – сами репосты. Второй – съемка, после которой, я надеюсь, людям захочется поработать со мной еще и получить уже полноценную фотосессию. Третий этап – это когда участники получают фотографии и оценивают уровень моей работы. Далее фотографии начинают появляться в Интернете. Они будут выставляться с моим персональным тегом: #NikArtPhoto, это такое небольшое условие для моделей.

– Для чего фотографу нужен персональный тег?

– Это очень удобно и для меня, и для модели. Раньше я просила отмечать на фотографии автора. Но это очень долго и сложно. Нужно скопировать ссылку, вставить фамилию автора, сделать специальные скобочки, чтобы по этой ссылке человек мог перейти на мою страницу. Но мы все достаточно ленивые. Конечно, никто этого делать не хочет. Поэтому я остановилась на упрощенном варианте – теге. Это проще и быстрее. Ты просто вставляешь его, а другие по этому тегу уже могут выйти на мою страницу.

– Сейчас ты отсняла девочек, они получили свои фотографии. И, как я могу судить по комментариям в твоей группе, все очень довольны…

– Я тоже довольна. Я экспериментирую и сама прокачиваюсь как профи. Теперь за 15 минут я могу проанализировать человека, увидеть какую-то особенность, на которой делаю акцент, и выдать несколько хороших снимков. Так же работают коллажисты. Видят какую-то особенность в человеке, то, что он сам в себе любит, и делают на ней акцент. Нежелательные стороны я скрываю. Поворотом головы, цветом, светом, настроением. Не бывает так, что из человека нельзя что-то «выжать». За 15 минут я старалась «выжать» максимум.

– Как ты выбирала, что подчеркнуть, а что скрыть?

– Если у девушки круглый овал лица, ей подходят какие-то поворотные фотографии. Если потрясающая фигура, акцент на общие планы. А если шикарные глаза, то, конечно, я делала портретные снимки.

Особый взгляд 2

– Давай расскажем подробнее, как проходил «Не конкурс».

– В течение двух недель в моей группе «ВКонтакте» появлялись посты с интересными фотографиям. Нужно было делать репосты к себе на страницу. Фотографии я старалась подбирать так, чтобы людям нравилось их смотреть. Да и вообще всегда стараюсь делать их именно такими. Съемку получали все участники, единственным условием было наличие именно всех 14 репостов.


"Я ЭКСПЕРИМЕНТИРУЮ И САМА ПРОКАЧИВАЮСЬ КАК ПРОФИ"


– А как подобрать фотографии, чтобы человек хотел сделать репост?

– На самом деле это очень интересно. Тут прослеживается большая связь с психологией. Для разных социальных сетей нужны разные фотографии. Например, в Instagram у меня наибольшее количество лайков набирает обнаженка. Тут сразу хочу отметить, что мы сейчас говорим не о порнографии, а о красоте. О красоте человеческого тела, о красивых девушках. Именно с такими тегами я размещаю снимки в Instagram: #model #girl #beautiful #style #fashion и так далее. Но это все-таки именно снимки обнаженных девушек. «ВКонтакте» обнаженное тело не все любят и не все приемлют. Это может быть связано с тем, что по странице «ВКонтакте» часто складывается мнение о человеке. В зависимости от того, какие ты свои снимки выкладываешь и какие репостишь. А Instagram более закрытая среда. Я часто отдельно делаю съемки именно в Instagram. На айфон я снимаю только для Instagram. Там своя аудитория. По тегам на тебя могут выходить фотографы из разных стран. Это тоже очень хороший метод раскрутки.

– Давай вернемся к твоему проекту. Ты говорила, что хотела угодить всем. А самой себе угодить получилось?

– Получилось. Я смогла провести для себя эксперимент. Знаешь, есть такая тема кроссфит. Когда ты находишься на грани своих возможностей. Я в этой ситуации как раз оказалась на грани своих возможностей. Это нереально сложно. Новичок никогда за такое не возьмется. Это очень большой риск. Ты выкладываешь в качестве своей визитной карточки шикарные фотографии, над которыми трудилась команда профессионалов: стилисты, визажисты… Человек приходит к тебе и ждет такого же результата. И дать ему что-то другое ты не можешь.

– Кстати, это очень интересно – чего ожидают люди. У тебя в группе кто-то из девочек незадолго до съемки спрашивал: «А look нужен свой?». Лично у меня тут сразу возникает вопрос, неужели кто-то думает, что ради 15 минут бесплатной съемки над ним будет работать целая команда?

– В принципе это возможно, если ты Скарлетт Йоханссон, например. Да, такие вопросы действительно забавляли. Чего ожидают? Для девушек это возможность попробовать себя. Естественно, все ждут хороших снимков… Еще я столкнулась с тем, что от меня просят исходники. Я обычно отдаю оригиналы фотографий заказчикам, чтобы они понимали, за что я беру у них деньги. В ситуации, когда я делаю фотосессию в подарок, исходники мне отдавать не хочется. Хотя бы потому, что я на всех фотографиях ставлю копирайт, подтверждающий мое авторство. Уже был случай, когда у меня украли портфолио и выставили на известном сайте в качестве своего. Сейчас я от этого подстраховываюсь.

Особый взгляд 3

– А чем закончилась история с кражей?

– Был колоссальный скандал. Хабаровские фотографы узнали мои снимки и подняли шум. Правда, в итоге я от этого даже выиграла. Позже у меня было интервью с этим сайтом.

– Проблема сохранения авторства стоит очень остро, когда речь идет об Интернете. Тебя выручило то, что твои работы уже достаточно известны. А если бы какой-то начинающий фотограф столкнулся с таким?

– Нужно отстаивать свое авторство. У фотографии есть формат RAF, и он может быть только у одного человека. Если дело дойдет до суда, у тебя должны быть оригиналы, хотя бы несколько снимков со съемки. Но вообще, несмотря на то, что можно столкнуться с подобным, я считаю, что раскрутка в Интернете очень важна. Для меня очень многое сейчас связано именно с этим пространством. Если Интернет ломается, я лишаюсь 70% того, что у меня есть. Это катастрофа глобального характера. Тут не только общение и выкладывание фотографий. С помощью социальных сетей я составляю на каждого своего клиента что-то вроде анкеты: что ему нужно, что ему нравится… В телефонной книге столько всего не уместится. Социальные сети это давно уже не только сфера развлечений, это бизнес. За этим будущее.

– С помощью своего проекта ты, возможно, создала новое направление для этого будущего. Вообще формат Short Sesions для тебя новый?

– Я работала на потоковых съемках. Снимала школу Дальневосточного театра моды Анны Карпусь. Там было четыре модели, и, честно говоря, было тяжеловато. Тут оказалось почему-то легче. Может все это приходит с опытом? Я не только смогла отснять всех девочек, но и обнаружила, что, находясь в ограниченных географических условиях, смогла найти для всех разные места съемок. Для фотографа всегда проблема, где снимать. А тут у меня словно открылось второе видение. Я и не думала, что в одном и том же месте можно найти столько вариантов для съемки. Для меня съемка, это когда мы едем куда-то далеко, колоссальная подготовка, но, оказывается, можно и на знакомые места посмотреть совершенно под другим углом.

Особый взгляд 4


"ТЫ ВЫКЛАДЫВАЕШЬ В КАЧЕСТВЕ СВОЕЙ ВИЗИТНОЙ КАРТОЧКИ ШИКАРНЫЕ ФОТОГРАФИИ. ЧЕЛОВЕК ПРИХОДИТ К ТЕБЕ И ЖДЕТ ТАКОГО ЖЕ РЕЗУЛЬТАТА. ДАТЬ ЕМУ ЧТО-ТО ДРУГОЕ ТЫ НЕ МОЖЕШЬ"


– Я помню, что меня, например, ты успела сфотографировать где-то у стены, потом поставила на фоне природы, а под конец даже завела в холл музея. И все за 15 минут…

– Вот, кстати, музей. Если я снимаю свадьбу, обычно стесняюсь туда ходить с молодыми, а тут просто взяла и зашла. И снимки там получились, словно в каком-то старинном замке. В первый день я снимала рядом с гостиницей «Интурист», а во второй -  рядом с музеем имени Гродекова. По этим двум локациям у меня вышло очень много разных точек съемки.

– Сколько всего было участников?

– Отснялись сорок человек, даже сорок один. Должен был быть пятьдесят один. Десять человек по каким-то причинам подойти не смогли. На самом деле я думала, что людей придет гораздо меньше. Мне казалось, что человек ради 15 минут съемки не будет собираться и ехать. Но все молодцы, приехали, подготовились. Результат мне очень нравится, по-моему, снимки получились интересные.

– Были какие-то особенные девочки на конкурсе?

– Семен отметил, что все девушки были красивыми. Не знаю почему. Может, когда ты видишь красивую девушку на фотографии, ассоциируешь себя с ней, и некрасивые уже не приходят. А может у нас просто много красивых девушек.
Особый взгляд 5– С кем-нибудь захотелось еще поработать? Может, приходили профессиональные модели?

– Было очень много девочек из агентств. Но они мне не очень нравятся. Не сами по себе девушки, а то, как они позируют. Они слишком научены, у них есть какие-то модельные шаблоны. Я снимаю интеллектуальную модель. Это девушка, у которой есть образ, она интересная, задумчивая, у нее глубокий взгляд, она не делает без причины каких-либо телодвижений. Девочки из агентств немного суетные, как будто пытаются мне что-то быстро продать. Это приходится у них убирать. Кроме того, надо избавиться от взгляда в камеру. Я не хочу, чтобы кто-то другой понял, где я стою и с какой точки снимаю. Не должно быть явного присутствия фотографа в картинке.


"МОЖНО И НА ЗНАКОМЫЕ МЕСТА ПОСМОТРЕТЬ СОВЕРШЕННО ПОД ДРУГИМ УГЛОМ"


– Это примерно, как когда говорят, что самый лучший кадр, когда человек не знает, что его снимают?

– Может быть. Просто в кадре не должно быть меня. Никто не должен стоять между девушкой и зрителем. Это история. Когда мы, например, читаем книгу и вдруг видим какого-то дяденьку в халате, который ее пишет, мы выпадаем из атмосферы. Так и с фотографией.

– Сложно было выбрать 3 - 5 фотографий, которые отдашь модели?

– Я полагаюсь на свой вкус. Если мне не нравится фотография, я без зазрения совести ее удаляю. Поэтому нет.

– И не жалко?

– Говорят, что все вообще делается только ради одной фотографии. Иногда жалко, но профессионализм и заключается в том, что ты делаешь из десяти кадров одну фотографию и понимаешь, что это круто. Не делаешь лишних телодвижений, сохраняешь свою энергию и энергию модели.

– Вот, кстати, насчет твоей собственной энергии... Я смотрела по списку, ты ведь себе вообще не оставила перерывов между съемками…

– Знаешь, это было очень забавно. У человека ведь есть какие-то защитные инстинкты. У моего организма, видимо, сработал именно такой инстинкт. Когда я делала таблицу, я потеряла где-то час. То есть писала время, например, 17.30, а потом вдруг, раз, пишу 18.30. Где-то еще немножко теряла. Зато потом появилась возможность кого-то передвинуть на свободное время.


"В КАДРЕ НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ МЕНЯ. НИКТО НЕ ДОЛЖЕН СТОЯТЬ МЕЖДУ ДЕВУШКОЙ И ЗРИТЕЛЕМ"


– А откуда вообще взялись 15 минут, почему именно столько времени на одного человека?

– Ты же не знаешь заранее, сколько человек у тебя будет? Я просто решила, что это будет оптимально.

– В итоге так и вышло. Еще, насколько я знаю, к тебе приходили люди, которые пытались просить больше, чем три фотографии

– Была одна забавная девочка. Красивая, интересная и очень уверенная в себе. Она сразу сказала: «Мне нужно три фото вот тут, три вот здесь и три вот там. И в профессиональной обработке». Я начала ей объяснять, что всего три, а она доказывает, что именно этого от меня и хочет.

– Как будто никто не умеет считать до трех... Но ведь после этого, наверное, меняется отношение к человеку?

– У меня не меняется. Я давно не строю никаких иллюзий и сделала вывод, что если я фотограф, то я всех люблю. Если пытаешься искать в людях недостатки, то не стоит ничем таким заниматься, будешь всегда только расстраиваться.

– Помимо ограниченности по времени и месту, какие еще отличия у этой съемки от полноценной фотосессии?

– Я снимала потоком, поэтому было отличие в организации. Девушек нужно зарегистрировать, вручить им подарок, быстренько что-то рассказать. Еще ты очень рискуешь. И, конечно, больше устаешь. Нас с Семеном спрашивали, будем ли мы еще раз такое проводить. Я смотрю на него такими грустными голодными глазами, жду, что он ответит, а он говорит: «Будем, через месяц».


"ЕСЛИ ПЫТАЕШЬСЯ ИСКАТЬ В ЛЮДЯХ НЕДОСТАТКИ, БУДЕШЬ ВСЕГДА ТОЛЬКО РАССТРАИВАТЬСЯ"


– Вообще Семен ведь тоже очень много сделал. Мне кажется, что без такого помощника тебе было бы гораздо сложнее.

– Он очень помог. Девочек всех встречал. Говорит, что так ни разу за все время и не присел. Молодец, конечно. Летом, на улице, довольно сложно пробыть целый день. Причем люди-то свеженькие приходят, отдохнувшие, а мы немножко уже спекшиеся на солнце. Тут и начинает всплывать вопрос: отдаешь ты энергию или сам отбираешь.

– Мне кажется, это все-таки взаимный обмен.
– Когда люди классные, да. Ты чувствуешь их позитив и сама не скисаешь.

– Ты дарила всем девочкам открытки, тоже, кстати, положительная энергетика, если уж зашла об этом речь. Как ты их подбирала?

– Открытки подбирались по настроению кадра. По цветовой гамме, что с чем и как сочетается. Также я смотрела, чтобы они были разные: портрет, дальний план, что-нибудь еще... А общей идеей они никак не связаны.


"КОГДА Я ВКЛЮЧАЛА ОТКРЫТКУ, ВОЗНИКАЛА СВЯЗЬ С МОДЕЛЬЮ. ЭТО ЗДОРОВО, КОГДА ТЫ ЧТО-ТО ДАЕШЬ ЧЕЛОВЕКУ В РУКИ"


– Как думаешь, что люди будут делать с открытками? Я вот, например, их магнитиками прикрепила на холодильник, вышло очень здорово. А что бы ты посоветовала?

– Я вообще так всем и советую. К открыткам я вообще пришла после «просушки», когда ты меняешься фотографиями. Их я клеила именно на холодильник. Это такой легкий и быстрый способ обновить настроение. На что ты смотришь, когда ешь? На холодильник. Прикрепил туда открытку, она тебя радует.

Особый взгляд 6

– Надоело – убрал…

– Правильно. Убрал и прикрепил что-то другое. Открытки также можно послать кому-то по почте, пристроить для вдохновения на рабочий стол, можно как закладку использовать. Она маленькая, очень удобная. Я начала работать с открытками, когда ездила в Санкт-Петербург. Делала их вручную. Наклеивала фотографии на подложку и на обратной стороне оставляла свои координаты и пожелания. Это производило эффект. Когда я включала открытку, возникала связь с моделью. И это так здорово, когда ты безвозмездно, помимо своей работы и потраченного времени, что-то еще даешь человеку в руки. Между вами возникает теплота. Может быть, сделанные вручную открытки производят даже большее впечатление, я пока не знаю.


"Я МОГУ ВИДЕТЬ В СВОИХ ФОТОГРАФИЯХ КАКИЕ-ТО НЕДОСТАТКИ, НО МНЕ ОНИ НРАВЯТСЯ"


– Такая открытка это ведь еще и распечатанный снимок. Мне кажется, они вообще как-то теплее. Хотя некоторые фотографы, с которыми я общалась, так не считают. Ты сама видишь разницу между напечатанной и цифровой фотографией?

– Я заказчику обычно отдаю десять напечатанных фотографий, потому что не знаю, что у него за монитор. Я знаю, что вижу я, а что увидит он, если у него другие настройки цвета, предположить нельзя. Поэтому я всегда печатаю несколько кадров, как образец своей работы, чтобы подстраховаться.

Особый взгляд 8

– А для себя фотографии печатаешь?

– Да. Я делаю фото-книги, мне это очень нравится. На стенах у меня висят три небольших планшета с выставки. Создают настроение, делают дом уютным. Я немножко не понимаю фотографов, которые говорят, что их старые фотографии им уже не нравятся. Я могу видеть в своих фотографиях какие-то недостатки, могу понимать, что сейчас сделала бы лучше. Но мне они нравятся. Может быть, в этом моя фишка?

У нее особый взгляд на красоту. Каждый ее снимок уникален. Она создает не просто красивые картинки, она создает чудесные истории. Истории, которые нравятся людям, без всяких «потому что»…

Беседовала
Дина Непомнящая.

Фото представлены
Натальей Никитиной

***

НАША СПРАВКА

Нина Пучкова

«Наташа, огромное спасибо за съемку. Было безумно приятно побывать в роли твоей модели. За 15 минут получила много энергии и эмоций. И, конечно, в результате отличные снимки»

Анна Чернавина

«Работать в такой дружеской обстановке – одно удовольствие:) спасибо»

Виктория Шамрикова

«Это было нереально круто, фотосессия – это уже увлекательно, а с таким фотографом она еще и незабываемая, хотелось бы еще раз повторить этот проект + ОТКРЫТКИ В ПОДАРОК!»

Виктория Яркина

«Как же мне понравился процесс съемки! Это было очень круто! Наташа так хорошо объясняла, что от меня требуется, я чувствовала себя марионеткой, благодаря ей у меня все легко получалось, хоть это был мой первый опыт позирования фотографу такого уровня. Результат меня очень порадовал, отличные фотографии, хорошие впечатления от съемки и восторженные отзывы друзей, все это говорит само за себя. Спасибо Наташе за такой шанс!!!))))»

Татьяна Толстоногова

«Отличный шанс для непрофессиональных моделей проявить себя) фотографии чудесные, работать с Натальей одно удовольствие) очень бы хотелось еще раз окунуться в эту атмосферу) Спасибо!»

Фотографии