Журнал № 2 - 2014(19), рубрика: "Созвездие талантов"

Сергей ЛОГИНОВ: «МНЕ НРАВИТСЯ, КОГДА ЧЕЛОВЕК НАЧИНАЕТ СМОТРЕТЬ, ДУМАТЬ, ЗАДАВАТЬ СЕБЕ ВОПРОСЫ…»

Наверное, учиться у художника и скульптора с мировым именем – большая честь. В конце февраля Сергей Логинов вернулся с самого престижного чемпионата мира по ледовой скульптуре «IceAlaska 2014» с «серебром». Награды удостоилась абстрактная композиция «Ветреный день» – работа Сергея Николаевича и его верного напарника Виталия Леднева.

Об этом конкурсе и его неожиданных поворотах мастер ледового искусства рассказал корреспонденту журнала «Мой университет».

Сергей ЛОГИНОВ:

– Сергей Николаевич, расскажите, пожалуйста, о подготовке к поездке на Аляску в 2014 году.

– Более десяти лет я принимаю участие в чемпионате мира по ледовой скульптуре, который проходит в США, в самом сердце Аляски – городе Фэрбенкс. Поэтому подготовка много времени не заняла, можно даже сказать, что как таковой ее не было. Ведь эскизы рисуются в течение всего года, а идеи рождаются каждую минуту. Но, как правило, самая интересная, самая яркая и выразительная рождается в последний день, в последние часы…

– Каковы были условия конкурса в этом году? Что-то изменилось? Усложнилось или, может быть, наоборот упростилось?

– Условия на чемпионате остались прежними: для выступления в номинации «Сингл-блок классический» можно было выбрать одну из двух категорий: абстрактную или реалистичную. В этом году сингл-блок проходил с 24 по 27 февраля, а мульти-блок классический – с 1 по 7 марта. Они отличаются тем, что на сингл-блоке скульптурную композицию создают два художника, используя при этом один большой ледовый блок. А мульти-блок – это работа с десятью ледовыми кубами, и команда состоит уже из четырех человек. В этой номинации я не смог принять участие – «потянул» спину. Должен заметить, что это довольно экстремальный вид художественного творчества. Практически на каждом чемпионате художники получают травмы. Так, на зимнем олимпийском фестивале в Турине в последние часы соревнования я сломал ребро, оступившись на скользкой поверхности. Бывает… Конечно, мне очень хотелось поработать в интернациональной команде, со своими старыми друзьями, но еще больше не хотелось быть «обузой». А вот состав жюри изменился и оценивались работы своеобразно, что вызывало у художников недоумение.

Сергей ЛОГИНОВ:1

– Что произошло?

– При подведении итогов получилось что-то странное: первое место в абстрактной категории жюри присудило нашим ребятам – сибиряку Ивану Зуеву и Николаю Степанову из Якутии. Их композиция «Карнавал» в абстрактной манере была выполнена только наполовину, другая часть – чистая реалистика. Подобное случается, как правило, с новичками, но не с постоянными участниками чемпионата такого уровня. Если бы члены вновь организационного жюри знали критерии оценки, убежден, результат был бы совершенно другой.

– Такие команды снимают с соревнований?

– Ни в коем случае. Их даже не дисквалифицируют за нарушение правил. Просто ставят низкий балл и дают шанс не допускать подобных ошибок в следующем соревновании. Они хорошие ребята, я их люблю и уважаю, но непрофессиональная работа жюри оставила неприятное впечатление от чемпионата.

Сергей ЛОГИНОВ:2

– А что вам на это замечание ответили в жюри?

– Сказали, что это новый состав жюри, который не совсем компетентен в этих вопросах. Обещали, что будут работать над этой проблемой.

– И все-таки довольны ли вы результатом проделанной работы?

– Конечно! Я очень доволен результатом. Не скрою, остался неприятный осадок, но и к этому я отношусь с пониманием. Не всегда же нам первые места брать, тем более в моей коллекции давно уже не было «серебра» (улыбается).

– В интервью, опубликованных на других информационных ресурсах, я читала, что идея скульптуры, которую вы впоследствии воплотили в реальность, появилась буквально за день до начала чемпионата. Вы всегда придерживаетесь такой тактики или это некие сложности из-за огромного числа выполненных вами скульптур?

– Художник – человек настроения, поэтому какая бы ни была домашняя заготовка, все самое интересное случается в последний день, в последний час. Даже в процессе работы над скульптурой постоянно импровизируешь. Какие-то элементы приходится удалять, а что-то, наоборот, добавлять в композицию. Это прекрасно, когда художник не зажат определенными требованиями чемпионата и не ограничен предложенной тематикой. Судорожно работает воображение, фантазия безумствует! Управились за три дня. Устали смертельно. Работали так, что приходилось дважды в день переодеваться во все сухое. На нас ходили смотреть толпами: «Так работают только сумасшедшие русские». И только потом наваливается усталость, и ты лежишь сутки в номере со скрюченными пальцами, счастливый и опустошенный, листая сотни телеканалов, не думая о призах и медалях.

Сергей ЛОГИНОВ:3

– А с чем все-таки связано появление именно этой идеи. Чем навеяна тема «Ветреного дня»? И изменилось ли что-то при создании этой композиции?

– Идея композиции может поменяться в одно мгновение. Выглянуло солнышко, подул ветерок, упала шапка снега с елки – этого достаточно, чтобы ты взял карандаш и двумя, тремя линиями набросал будущую скульптуру. Это главные линии, которые задают ритм, движение, образ. Детали появятся позже, и не факт, что они будут такими, какими ты нарисовал их на бумаге. Именно в этом вся прелесть работы в абстрактной категории. Абстракция – это твое внутреннее понимание, ощущение и восприятие реальности. Реалистика – это прежде всего пропорции, которые меня всегда сковывали и ограничивали в воплощении своей идеи. Настроение всегда можно передать пластикой формы, фактурой материала. Мне кажется, что в композиции  «Ветреный день», нам удалось добиться этого эффекта. Есть ощущение ветреного дня? Порыва, легкости, беспечности?

– Конечно. Особенно, легкости.

– Вывернулся зонтик, что-то полетело: складки платья, локоны, листья… Вот такими простыми абстрактными формами можно донести до зрителя то, что ты хотел сказать. Это понятно и американцу, и китайцу, и японцу... Ведь абстрактное искусство воспринимается зрителем через эмоции, и его чувства должны быть подготовлены к этой встрече.

Сергей ЛОГИНОВ:4

– Абстракция вам ближе реализма?

– Возможно. В творчестве я «всеяден» – создаю свои абстрактные образы и персонажи, может, они и далеки от совершенства, но это мой мир! Мне это интересно. Под настроение пишу пейзаж, портреты, натюрморты.

– Чемпионат «Ice Alaska» считается среди скульпторов самым важным? Или есть ему подобные?

– По всему миру проходит много всевозможных чемпионатов, конкурсов, фестивалей. Но я считаю, что это самый интересный и престижный, потому что там собираются лучшие мастера со всего мира и там самый чистый лед! Толщина льда – метр, метр двадцать, а прозрачность такая, что сквозь его толщу можно читать газету. Для сравнения: у нас в Хабаровске блок льда –  шестьдесят-семьдесят сантиметров.

– А какие интересные проекты участников из других стран можете отметить?

– В реалистической категории понравилась композиция Виктора Дагатана из Малайзии. У него были очень интересные акробаты. У американцев была интересная абстрактная композиция. Молодцы! Но грустный факт едва не омрачил праздника. Одного скульптора, работавшего с нами по соседству, чуть не придавило: напарник неловко повернулся, и тяжелый фрагмент скульптуры рухнул вниз (у них была очень высокая композиция). Жизнь скульптору спасла перекладина строительных лесов.



Сергей ЛОГИНОВ:5    Сергей ЛОГИНОВ:6

– Ледовая, снежная, деревянная, песчаная скульптура и живопись – это все, чем вы занимаетесь?

– Еще – графика (показывает фотографии работ на компьютере). Вот серия графических работ. Это по большей части ассоциативные вещи. Когда я начинаю рисовать, честно говоря, не знаю, что получится и куда заведет меня моя фантазия. Поэтому просто рисую, рисую… Это больше на подсознании. Я беру карандаш, думаю о чем-то своем, а рука в это время работает сама по себе. И только потом смотрю, что же у меня получилось.

– Да, тут часами можно рассматривать. Образы на грани реальности.

– Мне не нравится, когда человек посмотрел на картину или графический лист, и ему стало все понятно. Мне нравится, когда человек начинает смотреть, думать, задавать себе вопросы… Ведь для того, чтобы увековечить реальность и запечатлеть красоты мира, есть талантливые фотохудожники с прекрасными цифровыми фотокамерами.


Сергей ЛОГИНОВ:7  Сергей ЛОГИНОВ:8
– А вы не задумываетесь над тем, что, например, хотите отразить в скульптуре ту или иную проблему?

– Нет. Это зависит от настроения. Мгновенный порыв и все. Вот, например, в прошлом году на чемпионат я привез эскиз, который назвал «Коррида» – такая симпатичная композиция с быком, над которым взлетает тореадор. Чуть раньше в Челябинске упал метеорит, многие иностранные участники чемпионата подходили ко мне, выражали сочувствие и сожаление по поводу случившегося. Осенило! Вот она тема! И мы сделали композицию – «Метеорит. Пункт назначения». Она получила золотую медаль и специальный приз – «Артист чойс» («Признание художников»).

– Как вы вообще начали заниматься скульптурой? Был ли у вас наставник?

– В 1989 году я познакомился с человеком, которого до сих пор считаю своим первым учителем и наставником в искусстве ледовой скульптуры. Это китайский мастер из Харбина Чао Чан И. До этого я занимался резьбой по дереву, делал рельефы, иногда круглую скульптуру, а лед долбил только ломиком и то в детстве. Мастер дал мне идеально заточенную стамеску – и оказалось, что лед режется так же легко, как масло. С того момента все и началось. В 1991-м я уже летел принимать участие в Международном конкурсе ледовой скульптуры в Харбине. Тогда я и Николай Заверяев завоевали 3-е место. И это до сих пор самая дорогая для меня награда. С Чао Чан И я встречаюсь всякий раз, когда бываю в Харбине. У нас до сих пор с ним очень теплые и дружеские отношения.

Сергей ЛОГИНОВ:9

– Вы являетесь основателем хабаровской школы ледового искусства. Вы сами преподаете, учите, передаете свои умения?

– Каждый год в Хабаровске на площади Ленина и в парке Динамо возводятся новогодние ледовые городки с композициями из снега и льда. Приходят художники-профессионалы, студенты и просто любители. Я никого не отталкиваю, всем уделяю внимание, показываю, как когда-то это сделал мой старый друг Чао Чан И. Теперь и в нашем университете стало доброй традицией проведение конкурса по ледовой скульптуре. Студенты ТОГУ на протяжении четырех лет участвуют в Международном конкурсе в Харбине и всегда завоевывают призовые места. Приятно сознавать, что в этом есть и моя частичка победы!

– Не могу не спросить об инциденте, который произошел зимой с ледовым городком, построенным на площади Ленина. Как вы считаете, дело в невоспитанности, неграмотности населения или в чем-то еще?

– Корреспонденты постоянно задают мне вопрос: в Китае, в Америке, в Италии вы делаете такие тонкие, изящные скульптуры. Почему же в Хабаровске мы видим монументальные и очень «мощные» композиции? Для этого надо прийти на площадь Ленина в новогоднюю ночь и все станет понятно. Тонкие, хрупкие и изящные скульптуры не пережили бы этого праздника. Не очень трезвые горожане пытаются взгромоздиться на скульптуру, подсаживают детей для эффектного кадра на память. Зачастую падают, ломая руки, ноги, скульптуру… Поэтому я никогда не приезжаю на площадь в новогоднюю ночь. Мне очень горько и обидно. Приступая к разработке проекта и эскизов ледовых композиций, я, прежде всего, думаю о том, чтобы максимально защитить и сохранить ее на период новогодних, праздничных торжеств. Отрицательные углы, технические связки, подпорки, декоративное (защитное) ограждение – все эти меры предусматриваются уже в проекте.

Сергей ЛОГИНОВ:10

– Каковы перспективы развития ледового искусства в Хабаровске?

– Ледовая и снеговая скульптура стала очень популярна в нашем городе. Площади и парки города хабаровчане уже не представляют без ледовых композиций. Хабаровские художники, а это все мои ученики, постоянно принимают участие в международных конкурсах и фестивалях по ледовой и снеговой скульптуре, где завоевывают призовые места. На площади имени Ленина в этом году проходил 13-й Международный конкурс по ледовой скульптуре, в рамках которого в шестой раз был организован молодежный конкурс.

В этом году для международного конкурса был сформирован достойный призовой фонд: двести тысяч рублей за первое место, сто пятьдесят – за второе и сто тысяч – за третье, а еще за четвертое и пятое места по пятьдесят тысяч. Скульпторы из Японии, Польши, Франции, Китая, Шри-Ланки и Индии приняли участие в конкурсе. В этом году будет проходить фестиваль песчаной скульптуры на Комсомольской площади Хабаровска. Он планируется в конце августа – начале сентября. Сейчас я разрабатываю положение о первом международном фестивале по песчаной скульптуре. Очень хочется, чтобы в Год культуры в Хабаровске появились композиции на тему «Памятники мировой культуры», возможно – скульптурные сцены из театральных постановок, спектаклей, из истории.

Сергей ЛОГИНОВ:11

– За столь продолжительное время занятий ледовым искусством, скульптурой, вы когда-нибудь ловили себя на мысли, что вам это может наскучить, что захочется все оставить?

– Это происходит всегда, когда я усталый возвращаюсь с чемпионатов. Однако уже через месяц начинаю готовить инструменты, рисовать эскизы… И так из года в год на протяжении двадцати пяти лет!

Беседовала Анастасия Мишина.

Фото представлены Сергеем Логиновым

***

ИЗ АНКЕТЫ:

Любимый автор: Александр Куприн.
Любимая музыка: Георгий Свиридов «Метель», Петр Чайковский «Вальс цветов» («Щелкунчик»).
Любимый фильм: «Сталкер» (режиссер Андрей Тарковский).
Девиз: «Помогать тем, кто нуждается в помощи, и никого не обижать ни словом, ни делом».

***

НАША СПРАВКА

Сергей Николаевич Логинов – график, дизайнер, основатель хабаровской школы ледового искусства, президент Дальневосточной ледовой корпорации, многократный чемпион мира, победитель Международных конкурсов и чемпионатов по ледовой, снеговой, песчаной и деревянной скульптуре в разных странах мира. Член Союзов художников и дизайнеров России, автор гербов и флагов Хабаровского края, города Хабаровска, педагог, доцент кафедры «Изобразительное искусство» Факультета архитектуры и дизайна Тихоокеанского государственного университета.

Двенадцатикратный чемпион мира по ледовой скульптуре, шестикратный победитель Международных конкурсов по ледовой и снеговой скульптуре в США, Канаде, Финляндии, Японии, Китае и Италии; участник Зимних Олимпийских фестивалей в Солт-Лейк-Сити (США, 2002) и Праджилато, Турин (Италия, 2006).

Благодаря ему ледовая и снеговая скульптура получила широкое распространение в Хабаровске, все больший круг организаций, домовых комитетов стремятся украсить свои придворовые территории снежными и ледяными фигурами, все больше расширяется круг любителей резьбы по льду. Особое место в творчестве С. Н. Логинова занимает геральдическая работа. Он является победителем конкурса на создание герба и флага города Хабаровска (1991), герба и флага Хабаровского края (1994); разрабатывает символику для администраций муниципальных районов, юридических лиц.

Плодотворная, многогранная творческая деятельность художника находит признание и достойно оценивается. Ему присуждена премия им. Я. Дьяченко (2001), он награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (2003).

22 мая 2012 г. С.Н. Логинову присвоено звание «Почетный гражданин города Хабаровска» за социально-значимый вклад в развитие города Хабаровска, выдающиеся заслуги в области культуры и искусства, способствующие процветанию родного города, подготовку высококвалифицированных специалистов.

По материалам сайта http://www.fessl.ru/

Фотографии