Журнал № 1 - 2014(18), рубрика: "Созвездие талантов"

Танцевальный калейдоскоп: Под музыку кадрили, меренге, ча-ча-ча…

Блеск. Шарм. Игра света. По стенам медленно движутся тени. Если закрыть глаза и не смотреть, можно подумать, что попал ты вовсе не в актовый зал Политена… Можно подумать, что ты на планете, где чудеса все же случаются. Нет-нет, не в детстве. Скорее, в какой-либо книге с пожелтевшими от прошедшего времени страницами. Вспоминается «Война и мир» Льва Николаевича Толстого: девушки на балу в пышных нарядах успевают за один вечер прожить целую жизнь. Жизнь танца.

Танцевальный калейдоскоп1

Главные виновники традиционного «торжества» в ТОГУ совершали нечто подобное. Пять туров представления и двадцать пять различных танцев были представлены зрителям. Их, кстати, оказалось около 40 человек, в основном – близкие и друзья танцоров.

Открылся бал «Вальсом дебютантов». Танцоры кружились под нежную музыку. Карточки с номерами пар на костюмах партнеров напоминали о том, что это все же соревнование, и вечер завершится выбором лучших танцоров 2013 года.

«Каждый бал имеет свое настроение и неповторимый характер. Общая история Венского бала насчитывает около 120 лет, а мы пока в начале рождения традиции. Мы собираем гостей в восьмой раз», – обратился ведущий к залу.

Но уже за эти 8 лет сформировались определенные правила поведения и для гостей, и для танцоров. Они были оглашены перед началом второй части торжества:

– Все участники бала выполняют просьбы главного церемониймейстера.

– При входе в бальный зал необходимо отключить мобильные телефоны, а также снять наушники.

– Не следует прислоняться к стенам.

– Ни в коем случае нельзя жевать.

– Кавалерам не стоит держать руки в карманах.

– Покидать зал перед началом танца – дурной тон.

– После танца кавалер должен проводить даму туда, откуда он ее приглашал или на любое другое место по желанию дамы.

Танцевальный калейдоскоп

После того как венский вальс, вальс «Знакомство», полька, падеграс и медленный вальс – танцы третьего блока – были исполнены, ведущие вечера объявили состав жюри. Мастерство пар оценивали: Лариса Бруева – руководитель студии спортивного бального танца «Премьер», Павел Апарин  – начальник управления внеучебной работы и Оксана Антоненко  – солистка, педагог студии спортивно-бального танца «Премьер».

Чтобы определить финалистов, судьи разделили участников на две равные группы по семь пар. Ровно три минуты танцоры демонстрировали жюри все, чему они успели научиться: технику, пластику, умение держаться. Однако некоторые девушки и даже юноши не могли справиться со своими эмоциями – волнение брало верх, напряжение сковывало движения, легкость пропадала.

Танцевальный калейдоскоп2

Пока судьи подводили итоги, Анастасия Ли радовала публику музыкальным подарком. Стоит отметить, что волшебным этот бал делали не только его участники. В перерывах между танцами зритель мог увидеть, как танцуют солисты студии спортивно-бального танца «Премьер», послушать студенческий оркестр ТОГУ (руководитель Андрей Романенко), вместе с участниками театра чтеца «Образ» перенестись в мир стихотворения «Колокольчики и колокола» Эдгара По. Особое впечатление произвел концертный номер «Музыка» в исполнении солистов студии «Премьер». Это был трогательный рассказ танцоров о том, как рождаются мелодии. Девушки в черно-белых костюмах с изображением гитарного грифа и нотного стана, словно музыкальные инструменты, попадали в руки своих партнеров-музыкантов.

В финал вышли шесть пар. Подведение итогов судьи начали незамедлительно, без каких-либо дополнительных конкурсных состязаний. На паркете в это время продолжали танцевать. И не только финалисты. Это еще раз доказывает, что танцуют здесь просто потому, что любят танцевать. Ча-ча-ча, джайв и меренге наполнили зал весельем. Уставшие пары не отдыхали и пяти минут: так сильно их манили звуки музыки.

Игра «Кто успел, тот присел» еще больше всех раззадорила. Под музыку кадрили пары танцевали вокруг стульев, а когда она вдруг внезапно замолкала, кавалер должен был успеть усадить даму на стул. Победу в игре одержала дружба – две девушки успели занять единственный стул одновременно!

Но когда ведущие предоставили слово жюри, теперь уже для объявления лучшей пары Зимнего бала 2013, некоторое напряжение вновь повисло над залом.

Танцевальный калейдоскоп3

Итак, победителями стали Данила Бледных и Юлия Власьева, участники детской группы студии «Премьер».

«Хотелось бы, чтобы сегодняшний праздник танца, музыки, элегантных кавалеров и обаятельных дам сохранился в истории. Я приглашаю всех участников сделать общее фото на память», – объявил ведущий.

На такой памятной ноте Зимний бал был завершен. Но его участники еще долго не покидали зал: фотографировались с родными, что-то обсуждали…


После того как танцевальный вечер опустил занавес, мы решили побеседовать с Ларисой Бруевой, руководителем студии спортивного и бального танца «Премьер». В течение восьми лет она занимается подготовкой и проведением Зимних балов в ТОГУ.

– Лариса Владимировна, расскажите о том, как проходит подготовка к Зимнему Балу и, в частности, как она проходила именно в этом году?

– Традиционно почти за два месяца до вечера мы открываем «Школу танца», приглашаем всех желающих и начинаем занятия: разучиваем танцевальную программу будущего торжества. С ребятами я занимаюсь дважды в неделю.

– А если говорить о самой программе проведения вечера?

– Есть определенный сценарий – основная канва, а к нему уже из года в год прирастает что-то новое.

Танцевальный калейдоскоп7

– Что нового было включено в программу в этом году?

– Поскольку основной упор этого торжества – танцевальная программа, то никакие игры, никакие концертные номера ее не заменят. Это Бал и это танцевальный вечер! Безусловно, такой важный факт нужно было подчеркнуть и выделить, правильно расставить акценты, сделать так, чтобы все выглядело гармонично. Для этого участники выучили достаточное количество новых танцев. Это самое главное. В программу включили латиноамериканский блок, а вместе с ним и его содержание: «Меренге», «Ча-ча-ча», «Румбу», «Джайв». В прошлом году их не представляли.

– С чем связано то, что все танцы были разбиты на несколько блоков?

– Это смена ритмов, смена парных и круговых танцев. Есть так называемые закрепленные танцы, где определенные вариации и па выполняют только с одним партнером, а есть общие, которые предполагают смену партнеров. Такое чередование с помощью разбивки танцев по блокам – своего рода провокация, чтобы как-то сблизить участников, показать всю прелесть таких вечеров. Не так давно, в 60-е годы, танцы являлись отличной площадкой для знакомств, а сейчас это уходит в прошлое.

– По каким критериям жюри выбирало финалистов, победителей?

– На самом деле все достаточно просто, есть определенный порядок судейства. Во-первых, следили за тем, как участники слышат музыку, ее ритм. Во-вторых, оценивали то, как пара владеет минимальным стандартным набором фигур. А также обращали внимание на общее впечатление от выступлений, когда не нужно быть профессиональным судьей и знать какие-то хореографические тонкости, на уровне нравится – не нравится,   впечатлили – не впечатлили, запомнились – не запомнились.

– Насколько я знаю, пара победителей в составе Данилы Бледных и Юлии Власьевой занимается танцами более профессионально, нежели другие участники бала. Так ли это на самом деле?

– Профессионально они не танцуют, это детский состав группы «Премьер». Им по 12 лет. Но они тренируются дольше, чем большинство других пар.

Танцевальный калейдоскоп4

– Тогда корректно ли то, что они выступали наравне с другими участниками? Ведь в основном это пары, которые только недавно начали заниматься.

– Данила и Юлия занимаются второй год, детский состав у нас еще формируется. C каждым годом подготовленных студентов становится все меньше, поэтому созрела необходимость самим готовить детей. Может быть, это было и не совсем, как вы говорите, корректно. Но необходимость в этом была, да и сейчас никуда не пропала. Наша задача – мотивировать детей, делать так, чтобы они, как и многие студийцы, которые занимаются танцами первый год, не уходили, не бросали, а продолжали заниматься. Меня, как руководителя, волнует, чтобы они оставались, чтобы они понимали, что могут применить знания и умения, которыми уже овладели. Не в закрытом танцевальном классе, где их вижу только я, а уже вот на таком вечере. Ты занимаешься в танцевальном зале, тренируешься, отрабатываешь, но этому всегда должен быть выход, как в любом творческом деле. Это же не фитнесс. Так и для пары Данилы и Юли. А те пары, которые занимались лишь несколько месяцев, в основном и не принимали участия в конкурсе, боялись. Здесь, может быть,  стоит подумать, и в будущем сформировать два состава: обычный и сильный.

– Ребята, которые пришли в школу, чтобы попробовать свои силы, потом все-таки не выступали?

– Это было по желанию: если они чувствовали в себе силы, то никаких ограничений не было.

– Во время бала в актовом зале таких сторонних наблюдателей, как я, собралось около 50 человек. Мне показалось, что количество людей, которые просто пришли полюбоваться зрелищем, единицы. В основном это родственники, друзья, знакомые тех, кто танцевал. Лариса Владимировна, как вы думаете, почему Зимний бал привлекает очень мало зрителей?

– Это мероприятие не для зрителей, как и любой традиционный бал. Там нет зрителей, там все – участники, это не концерт и не спектакль. К нам, конечно, приходят родственники, друзья, чтобы посидеть, посмотреть, порадоваться.

Танцевальный калейдоскоп5

– Но ведь все равно приглашают всех желающих?

– Это естественно. Чем больше участников, тем больше зрителей получается.

– Число тех, кто мог присутствовать в зале, было ограниченно? Вход был по приглашениям.

– Это достаточно условно. Так делается, чтобы не было совсем чужих людей со стороны, потому что все-таки хочется приучать людей к тому, что если вы приходите на подобные мероприятия, то нужно соответствующе одеваться. А не просто как вышел из общежития в спортивном костюме, так и зашел сюда.

– То есть, в принципе, тем, кто выступает, и не нужно, чтобы в зале было много зрителей?

– Нет, конечно, они танцуют для себя. Но все же ситуация получается четко пропорциональной: чем больше участников, тем больше зрителей. Например, если пар восемьдесят, то зрителей, скорее всего, будет столько же или немного больше.

Танцевальный калейдоскоп6

– Какова цель этого мероприятия?

– Привлечь как можно больше молодых людей. Хочется, чтобы студенты интересовались танцами, потому что хотя бы раз в жизни каждому из них пригодится умение исполнять вальс. Большинство рано или поздно будут играть свои свадьбы. А свадебный вальс всегда остается неизменным, несмотря на новые формы и ходы, которые сейчас придумывают.
 
– Планируется ли проводить нечто подобное не только зимой, но и, например, летом?

– Пока что нет. Однако в этом году к празднику «Цветущие аллеи» мы попробуем подготовить блок латиноамериканских танцев, латино-пати. Я думаю, должно получиться достаточно ярко. Начнем с малого, и, может быть, постепенно начнем устраивать подобное чаще одного раза в год.

Беседовала Анастасия Мишина.
Фото Виктора Беспалова, Павла Мрастева, Софьи Чухман, Татьяны Титовой

Фотографии