Журнал № 5 - 2013(17), рубрика: "Созвездие талантов"

Как «КОЛЕСО» приезжало в Хабаровск

Хабаровский театр юного зрителя уже не тот, просто детский театр, каким многие привыкли его считать. Сейчас он выступает ещё и в роли новатора – двигателя молодёжного театрального искусства! И чтобы знать, в каком направлении дальше держать путь, хабаровский ТЮЗ пригласил «КОЛЕСО».

Фото к КОЛЕСУ 5


Что же это за «КОЛЕСО»? Такое название носит Всероссийский фестиваль-лаборатория театров для детей и молодёжи. Театры по всей стране зовут фестиваль к себе, приглашают театральных специалистов – режиссёров, менеджеров, художников, критиков и журналистов. С какой целью это всё проводится? «КОЛЕСО» – это возможность конкретного театра презентовать себя, представить критикам несколько спектаклей разных жанров, поучаствовать в мастер-классах. Всё это также позволяет театрам обмениваться опытом. Для режиссёров театров «КОЛЕСО» – возможность оценить работу творческого коллектива, понять, что ему необходимо, чтобы стать лучше. Для актёров – это возможность быть увиденными и оценёнными. Для зрителей же фестиваль – очередное погружение в творческую атмосферу театра.

Фото к КОЛЕСУ 4


Фестиваль был учреждён в 2009 году Союзом театральных деятелей (СТД) РФ по инициативе Российского академического Молодёжного театра (РАМТ) и проходит в рамках Программы государственной и общественной поддержки театров для детей и подростков под патронатом Президента России при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Первым фестиваль «КОЛЕСО» принимал Вологодский театр для детей и молодёжи под руководством заслуженного артиста России Бориса Гранатова.

Фото к КОЛЕСУ 9


Восьмой по счёту фестиваль проходил в Хабаровском театре юного зрителя с 17 по 21 октября. Он собрал руководителей детских и молодёжных театров со всей страны – из Москвы, Владивостока, Твери, Саратова, Перми, Челябинска и других городов.

Впервые на фестиваль приехали сразу четыре театральных критика:  Екатерина Дмитриевская, заведующая отделом театра еженедельника «Экран и сцена»;  Алексей Гончаренко, театровед, кандидат искусствоведения, главный специалист Кабинета театров для детей и театров кукол Организационно-творческого отдела Центрального аппарата СТД РФ; Татьяна Тихоновец, заслуженный работник культуры России, доцент Пермского государственного института искусства и культуры, обозреватель журнала «Театр»; Владимир Спешков, театральный критик, корреспондент газеты «Челябинский рабочий».

Хабаровский ТЮЗ приготовил для гостей несколько спектаклей: «Анна Каренина» (режиссёр Б. Павлович, автор – Клим), «Счастливый Ганс» (режиссёр Н. Ференцева), «Изобретательная влюблённая» (режиссёр К. Кучикин), «Все мальчишки – дураки!» (режиссёры А. Зверев, К. Кучикин), «Атлантида, дом 17» (режиссёр О. Подкорытова), а также документальный спектакль «Хабарова здесь не было». Также для гостей был «припрятан» сюрприз – авторский проект артистов ТЮЗа «Театр в окнах».

Открытие фестиваля

Загадочные люди в длинных светлых плащах и фетровых шляпах каждый, держа в руках чемодан, направлялись к хабаровскому Театру юного зрителя – так таинственно началось открытие фестиваля «КОЛЕСО». Это были актёры театра, а на чемоданах написаны названия городов, в которых уже побывал фестиваль: Вологда, Киров, Томск, Нижний Новгород, Пермь, Челябинск, Тверь, и, конечно же, Хабаровск.

Приветствовал гостей и организаторов фестиваля министр культуры Хабаровского края Александр Федосов, который выразил благодарность его учредителям и пожелал всем творческих успехов.
Потом всех позвали на площадку для уличных спектаклей – «Театральный дворик». Люди в плащах раздавали маркеры и просили «расписаться» на входе – то есть оставить на воротах театра отметку на память. За этой дверью гостей ожидала фотовыставка Натальи Ивацик и Екатерины Пятковской «До вечера». Изюминкой выставки было её оформление: фото были повсюду и не только на стенах – они свисали сверху на ниточках, стояли в вазах, и даже были закрыты в птичьей клетке. На фотографиях художницы представили сцены из спектаклей ТЮЗа и его актёров.

Фото к КОЛЕСУ 1


«Анна Каренина»

В первый день фестиваля Театр юного зрителя представил премьеру спектакля «Анна Каренина» режиссёра Бориса Павловича по пьесе Клима.

Спектакль по мотивам романа Л. Н. Толстого не является его буквальным переложением. В спектакле вы также не увидите исторические декорации. Клим отошел от точных описаний и действий книги и полностью погружает нас в мир эмоций героев.

Всего шесть человек на сцене играют всех героев романа: Петр Нестеренко, Дарья Добычина, Евгения Колтунова, Елена Колесникова, Сергей Мартынов, Виталий Федоров. При этом роли не привязаны жёстко к актёрам – каждый побывает и в роли Стивы, и Вронским, и Левиным. Нет и определённой актрисы, играющей Анну – каждая из трёх девушек на сцене появляется в роли Карениной. Мы видим, что происходит с внутренним миром героини, как меняются её чувства и мысли. Анна, по задумке режиссёра Бориса Павловича, лишена лица и строго привязанного к героине образа, ведь она – это история. История о том, как женщина нарушила запреты, пожертвовала собой ради любви. Трактовка Клима совместно с постановкой Бориса Павловича даёт прочувствовать внутренний мир книги, не погружаясь в её описательность.

Мастер-классы: «Учиться, учиться и еще раз учиться»

Фото к КОЛЕСУ 8


Фестиваль – это не только время показать себя, но ещё и возможность чему-нибудь научиться. 18 и 19 октября мастер-классы проводила Алла Лисицина – режиссёр-педагог, руководитель клубных программ Российского академического Молодёжного театра. Гости фестиваля и сотрудники хабаровского ТЮЗа окунулись в мир «Волшебных превращений», «почитали» вместе с Аллой Евгеньевной «Театральный словарь» и обдумали выражение «Спектакль – повод для размышления».

Театр в окнах

Проект ТЮЗа, представленный около года назад и очаровавший хабаровского зрителя, – «Театр в окнах». Его также решили представить в программе фестиваля, чтобы продемонстрировать разнообразные стороны деятельности театра.

В каждом окне разыгрывается своя молчаливая история, которая способна при этом многое рассказать зрителю. Проект хорош ещё и тем, что в окна Театра юного зрителя может заглянуть любой желающий – будь то зритель или же случайный прохожий.

«Хабарова здесь не было»

На фестивале «КОЛЕСО» зрителям была представлена ещё одна премьера – документальный спектакль «Хабарова здесь не было», работа режиссёра Хабаровского театра юного зрителя Константина Кучикина.

В июне 2013 года в Хабаровске впервые работала драматургическая лаборатория «Живому театру – живого автора». Этот проект призван привести в театр современных авторов и вывести на сцену новых героев – наших современников. Сближение современного театра и современного автора прошло при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Творческого объединения «КультПроект». В результате работы лаборатории был создан документальный спектакль, рассказывающий о жизни хабаровчан, который назвали «Хабарова здесь не было».

Спектакль представляет собой собрание историй, рассказов и интервью, реально живущих вокруг нас людей. Во время спектакля перед нами предстают и работники зоосада имени В.П. Сысоева, и жители Сикачи-Аляна, и посетители музеев, и продавцы на рынке. Мы слышим простые, но такие близкие нам истории обычных людей. Монологи и диалоги объединяет тема одного из символов Хабаровского края, да и Дальнего Востока в целом – образ уссурийского тигра. Так при помощи историй и рисуется нам образ жителя Хабаровска.

Фото к КОЛЕСУ 7


Фестиваль подарил нашему городу несколько прекрасных творческих дней. Дальше «КОЛЕСО» держит путь на Урал, в Челябинск. Но уже в следующем году планируется провести другой проект – «Открытые двери», где будут собраны лучшие спектакли молодых режиссёров со всей страны. Это будет первый подобного рода фестиваль-итог.

– Но «КОЛЕСО» не прекратит своего существования и покатится дальше, – говорит один из организаторов фестиваля, директор РАМТа Владислав Любый.

Екатерина Щукина.
Фото из архива Хабаровского театра юного зрителя 

***

КЛИМ (Владимир Клименко)  – театральный режиссёр, драматург, педагог. Закончил курс А. Эфроса и А. Васильева. Автор театрального проекта «Лестница-древо», посвящённого исследованию динамики развития индоевропейской культуры (Мастерская Клима ВТМ). Четыре направления: Север («Слово о полку Игореве»), Юг («Персы» Эсхила), Запад («Гамлет» У. Шекспира), Восток («Упанишады»). Основные постановки: «Три ожидания в «Пейзажах» по Г. Пинтеру, «Путешествие в пространстве божественной комедии «Ревизор», «Вид в Гильдерланде», «Луна для пасынков судьбы» (Ю. О’Нил), «Близится век золотой» (С. Моэм). Автор более 20 пьес.

Фотографии