Журнал № 5 - 2013(17), рубрика: "Созвездие талантов"

Аниме-фактор 2013»: взгляд из-за кулис

Мимо меня туда-сюда носятся люди в пёстрых париках, что-то подшивающие и  подклеивающие, гримирующие и раскрашивающие друг друга. Время от времени раздаются крики: «Есть здесь участники третьего блока?» или «Одиночная Азия – готовность пять минут!» На полу валяются бусины, нитки, перья и снятые второпях части уже побывавших на сцене костюмов.

Кавардак и хаос? Может быть, но в этот день подобным никого не удивишь. Третий год подряд политеновские гримёрные выглядят именно так в период проведения ежегодного хабаровского фестиваля «Anime-factor». Третьего ноября актовый зал ТОГУ традиционно распахнул свои двери для фестиваля 2013 года.

Аниме-фактор 2013»: 1


Не в первый раз я участвую в аниме-фестивале в качестве косплеера. За моими плечами участие уже в нескольких аниме-вечеринках и поездка с моим клубом на фестиваль в Благовещенск. Но в этот раз работа далась мне тяжелее, чем обычно. Помимо двух костюмов на меня свалилась организация двух проектов, в которых я как раз и участвовала. К тому же дала о себе знать и учебная нагрузка, ведь я студентка-журналистка первого курса Социально-гуманитарного факультета ТОГУ. Завертевшись в общей суматохе, фестивального действа на сцене я не так и не увидела.

Аниме-фактор 2013»: 3


Зато появилась возможность пристальнее понаблюдать за тем, как живёт всё то, что создаёт атмосферу и зрелищность происходящего на сцене – за гримёрными и закулисьем. За движущим механизмом фестиваля, спрятанным под основной концертной программой.

Когда-то, будучи ещё только зрителем на своём первом фестивале, я и не подозревала, что за кутерьма творится за кулисами. А жизнь там кипит, пожалуй, куда более насыщенная и напряжённая, чем в довольном и расслабленном зале и на освещённой софитами сцене.

Аниме-фактор 2013»: 5


«Суета и лёгкий хаос» – так вкратце описал атмосферу за кулисами Сергей Дегтярёв, один из организаторов фестиваля, и выразился, наверное, слишком мягко. Ведущие, волонтёры и сами господа организаторы бегают в поисках зазевавшихся участников, косплееры иногда в прямом смысле зашивают и заклеивают себя в костюмы. Кто-то доделывает макияж себе или товарищу, кто-то стоит перед зеркалом и отрабатывает позы для дефиле или танца, кто-то просто очень устал и тихо сидит в уголочке, бросая на окружающих страдальческие взгляды. А в углу стоят трагически заламывающие руки караокеры: исполнители песен на японском языке раз за разом повторяют свои номера. И молятся, чтобы звук на сцене был хорошим, а слова не забылись в самый неподходящий момент.

То и дело у кого-то начинается паника: там что-то отвалилось, здесь кто-то посадил пятнышко краски, а костюм на спине вообще забыл прошить и он держится на паре иголок. Но несчастный в своём горе обычно не остаётся одинок: тотчас же к нему подбегает волонтёр или свободный участник и старается помочь, чем может. И вообще, атмосфера в гримёрных, несмотря на общую суету и хаос, царит на удивление дружеская и неконкурентная. Все помогают друг другу абсолютно спокойно, делятся нитками, скотчем, клеем и свободными руками, а в редких случаях – даже реквизитом. Каждый понимает, что не он один делает этот фестиваль, и важна каждая шестерёнка, каждый винтик, составляющий единый механизм программы. Кроме того, существует своего рода негласное правило: гримёрки не делятся по гендерному признаку. Вот как прокомментировал эту ситуацию Илья Молодец, ещё один организатор фестиваля: «За кулисами некого стесняться. Косплеер – существо бесполое. Людям вокруг – таким же участникам – всё равно, мальчик ты или девочка. Гримёрные уравнивают. Исчезает пол, возраст. Находящиеся за кулисами люди – участники фестиваля, они равны между собой и ничем друг от друга не отличаются».

Аниме-фактор 2013»: 6


Но никакой механизм не будет функционировать без запускающих его рычагов и кнопок. О них я уже упоминала ранее: это – организаторы. Собравшиеся когда-то вместе активисты, не побоявшиеся взяться за такое сложное мероприятие, на который съезжаются участники из разных уголков Дальнего Востока. Каждый год проделывается колоссальная работа: отбираются достойные номинанты, составляется программа фестиваля, решаются вопросы о месте проведения и рекламе. Всё, что остаётся рядовым участникам, – поблагодарить господ организаторов за то, что они делают это для нас. И, разумеется, достойно выступить на сцене.

В этом году, по признанию самих организаторов, закулисных проблем было больше, чем в предыдущем. В частности, на фестивальной «кухне» происходила срочная смена конкурсной программы из-за неявки участников. К счастью, все проблемы удалось уладить. Не без помощи ведущих, которые в нужные моменты начинали импровизировать, прикрывая сбои в программе.

Аниме-фактор 2013»: 2


Вот как прокомментировала это организатор Алина Лодунова:

– Пожалуй, этот фестиваль был лучше первого, но хуже второго. Почему-то в этот раз было много проблем со звуком и светом, обычных, однако, для фестиваля в любом городе. В следующем году мы постараемся устранить все технические неполадки. Кроме того, раньше так остро не вставала проблема участников, опаздывавших на свой выход и тормозивших всю программу. К счастью, эту проблему помогали разрешать волонтёры, бегавшие по гримёркам и разыскивавшие блудных участников. А так, пожалуй, будь у нас телепорт, проблем было бы раза в два меньше.

Ясно, что фестиваль – дело суматошное, сумбурное и зачастую нервное. Но зачем-то же люди выходят на сцену? Откуда-то появляются силы, чтобы взять себя в руки, срочно прикрепить отвалившиеся детали, а на сцене изобразить лучезарную улыбку? Откуда поступает энергия, запускающая фестиваль, зажигающая и разогревающая всех участников программы?
Думается, ответ прост: это всё благодаря зрителям.

Выходя на сцену, ты забываешь обо всём и превращаешься в артиста, работаешь ради сидящих в зале и получаешь за это от них всплеск положительных эмоций. Всё, что творится на сцене, делается не ради организаторов или тёти Тани из соседнего подъезда – действие посвящено зрителю и совершается ради него. И его признание – лучшая награда для любого участника. Сам фестиваль существует, пока есть зритель.

Аниме-фактор 2013»: 4


А потом всё, казалось бы, возвращается на круги своя: парики прячутся в пакеты, костюмы – в шкафы, крафт – на балкон… Гримёрки вычищаются от мусора, оставленного некоторыми особо уставшими или нерадивыми участниками, зал готовится к следующему мероприятию.

И снова не за горами новый фестиваль. Грядёт новая косплеерская кутерьма.

Анастасия Орлова.
Фото автора 

***

НАША СПРАВКА:

Косплей (от английского costume play – «костюмированная игра») – костюмированные действия, совершаемые на сцене или экране. Современный косплей возник в Японии в среде японских фанатов аниме и манги. Основными прототипами костюмированной игры являются персонажи аниме, мультфильмов, компьютерных игр, фильмов, комиксов, легенд и мифов разных стран, стилей уличной японской моды. Прототипами могут являться и реально существующие персоны из мира музыки, очеловеченные образы всего, что угодно, начиная с социальных сетей, заканчивая зверюшками и фруктами.

Участники детально воссоздают образы, взятые за основу, делая упор на качественную проработку костюма, макияжа и дополнительных атрибутов, характерных для выбранного персонажа. Атрибутика вроде копий, щитов, доспехов, кулонов и так далее называется крафтом. Костюм демонстрируется в дефиле с максимальным отыгрышем образа. Костюмы обычно шьются самостоятельно, но могут заказываться в ателье или покупаться готовыми. К примеру, в Японии и Китае производство костюмов и аксессуаров для косплея поставлено довольно широко.

Дополнительные направления – фотокосплей (образы раскрываются в серии фотоснимков) и видеокосплей (образы воплощаются в формате короткометражного видео).
Косплей-дефиле обычно проводятся на фестивалях, на соответствующих вечеринках и мероприятиях, как-либо связанных с аниме- и манга-культурой.

На Дальнем Востоке России, помимо хабаровского «Аниме-фактора», известны фестивали в Комсомольске-на-Амуре, Благовещенске, Владивостоке. И, как отмечают зрители, организаторы и участники, уровень фестивалей растёт из года в год вместе с профессиональным уровнем дальневосточных косплееров.