Журнал № 3 - 2012(10), рубрика: "Созвездие талантов"

Художник, мастер, педагог

Традиционно в канун Дня рождения Хабаровска, в конце мая, депутаты Хабаровской городской Думы утверждают кандидатуру Почётного гражданина города. В этом году им стал доцент кафедры «Изобразительное искусство» Тихоокеанского государственного университета Сергей Логинов.

Художник [большая картинка]

– Сергей Николаевич, что для вас значит звание «Почётный гражданин города Хабаровска»?

– Для меня это, прежде всего, ответственность. Звание это достаточно серьёзное, и ему надо соответствовать. Появился даже момент тревожности за то, что я делаю. Ведь ответственность – это всегда тревога за конечный результат. Люди смотрят на тебя, на твою работу, на твоё отношение к ней, на твои проекты уже совсем по-другому – с приставкой «почётный». Значит, должно быть всё сделано очень здорово и хорошо. Ведь этот проект или работа не просто художника Логинова, а Почётного гражданина города Хабаровска.

Художник1 [большая картинка]

– Что произошло в вашей творческой жизни за последние полгода?

– К сожалению, в этом году не получилось съездить на Чемпионат мира по ледовой скульптуре, который проходит на Аляске, – просто не успел. Зато поучаствовал в третьем Международном фестивале по деревянной скульптуре в Харбине.

Моя композиция называлась «Рождение музыки». Дерево – живой материал, а первый звук, как неокрепший росток, только что пробившийся из-под земли или сознания творца. Но в нём уже ощущается мощь будущего произведения. Орнаментальные рельефы – это нервы и кровеносные сосуды, по которым польётся будущая музыка, и хрупкий побег раскроется, превратившись в прекрасный цветок или симфонию жизни. Вот так примерно я мыслил, когда создавал свою композицию.

Сказочных персонажей не хотелось делать – мне это уже не интересно. Я поставил себе задачу не только продемонстрировать своё мастерство в работе с деревом, но и вложить в скульптуру определённую информацию. Язык изобразительного искусства – универсальный язык, который понятен людям любой национальности. И китайцы приходят на этот фестиваль не просто полюбоваться скульптурами мастеров со всего мира, но и попытаться понять, что же художник-иноземец хотел рассказать им своей работой.

Художник2 [большая картинка]

Это уже третий по счету Международный фестиваль деревянной скульптуры. И нам, мне кажется, есть чему у них поучиться. В Хабаровске очень много талантливых художников, и ежегодно проводится городской конкурс по деревянной скульптуре. Но, к сожалению, последующая судьба этих творений оставляет желать лучшего. Китайцы поступают мудрее. Для создания скульптуры каждому художнику предлагается одно или два бревна, а когда композиция готова её помещают в художественную галерею, предварительно обработав специальными лаками и пропитками. За три года им удалось собрать богатую коллекцию деревянной скульптуры художников из многих стран мира. Все экспонаты подписаны (название работы, имя автора, дата создания, аннотация). Эта галерея уже стала местом паломничества туристов, в том числе и наших соотечественников. Обидно, что у нас не так…

Из последних событий стоит назвать ещё одно. В прошлом году, на набережной Амура, мы, хабаровские художники, сделали первую экспериментальную песчаную скульптуру. На свои средства приобрели материал, собрали опалубку и сформовали песок. Мы показали и себе и людям, что из такого доступного материала можно создавать прекрасные скульптурные композиции, которые могут украшать наш город в летний период. Власти заинтересовались, и, хочется надеяться, что в этом году в Хабаровске пройдёт первый фестиваль песчаной скульптуры.

И самое важное для меня событие. В июне в музее истории города Хабаровска прошла моя персональная выставка «Живопись. Графика. Скульптура. Дизайн городской среды». Первая в жизни. Живописные и графические работы, раздаренные ранее, пришлось собирать по друзьям и знакомым.

В данный момент работаю над проектом новогоднего оформления парка «Динамо» ледовыми и снежными композициями.

Художник3 [большая картинка]


– Летом?

– Конечно, ведь для меня новый год начинается в марте (смеётся). Следующим будет проект новогоднего оформления площади имени Ленина, а на днях встречаемся с администрацией Северного округа  – тоже по новогоднему городку.

В этом году в новогодние проекты закладываю много композиций из искусственного снега. В парке «Динамо» предложил сделать самое большое пасхальное яйцо из снега – метров пять. Это будет подарок художников на 155-летие городу Хабаровску. Оно будет на подставке, украшенное барельефами и скульптурами. Для хабаровчан ледовая скульптура уже стала традиционной и неотъемлемой частью новогоднего оформления города, а искусственный снег  – это свежий скульптурный материал. Надеюсь, композиции из снега очень понравятся гостям и жителям города. В том году делали огромного длинного змея на площади имени Ленина. В этом планирую батальные сцены – всё-таки 200 лет Бородинскому сражению.

– Кстати, о льде. Сергей Николаевич, участвуют ли молодые мастера из Хабаровска в международных ледовых чемпионатах и конкурсах?

– Да, и очень много. Практически все они прошли хабаровскую школу ледового мастерства. Например, Иван Локтюхин, Юлий Продан, Александр Рябинов, Татьяна Мурзина, Алексанр Кузнецов – наши студенты и выпускники Института архитектуры и строительства ТОГУ (ныне – Факультет архитектуры и дизайна – прим. автора). Все они победители и призёры международных чемпионатов и конкурсов по ледовой и снеговой скульптуре в Харбине (КНР), Аляске (США) и Японии. Студенты начинают свой творческий путь с краевого молодёжного конкурса, который проходит на площади имени Ленина. Я очень рад и горд, что есть такие ребята, которые продолжают твоё дело. У каждого уже появился свой стиль и почерк.

Художник4 [большая картинка]

– А можно ли говорить всерьёз о том, что есть ледовая китайская школа, русская, американская, европейская?

– Ледовая школа – понятие условное. Просто есть свой стиль, свои приёмы, тонкости обработки льда, по которым можно опытным глазом определить национальность мастера.

Взять, к примеру, азиатскую школу. Они по менталитету люди самостоятельные, ответственные, конкретные и добросовестные в том плане, что крайне редко отрываются от натуры.

– Вторая природа?

– Да. Даже если они ваяют дракона (казалось бы, мифологическое животное), то делают это по определённым правилам, по канонам, если хотите. Да, есть молодёжь, которой нравится и абстракция, и формальная пластика. Тем не менее, в общем контексте присутствуют реалистика и конкретика. Джиничи Накамура – японский мастер, Чао Чан И – китайский мастер, всемирно признанные резчики, они ни на йоту не отойдут от натуры.

Узнаваемы финские и голландские мастера. В их работах реалистика смешана с какой-то формальной пластикой. По форме и по тому, как они подают свою работу, их сразу видно.

Можно узнать и наших мастеров. Русский менталитет почему-то всегда оставляет свой отпечаток на работе. Не знаю, чем это объяснить. Так же, как за рубежом: русского человека можно узнать со спины. Так и работы. Я смотрю и чувствую: это ваяли русские. Наверное, это и есть шестое чувство.

Художник5 [большая картинка]

– Сергей Николаевич, расскажите немного о хабаровской ледовой школе. Ведь не будет преувеличением сказать, что работа со льдом в нашем городе пошла от вас…

– Я постоянно говорю художникам: вы уже научились работать с материалом, вы его почувствовали. Теперь нужно работать головой. Надо думать о том, что ты хочешь сказать людям своей работой и как это выразить в материале. Делать того же аиста или мишку из года в год всё лучше и лучше – это хорошо, но неинтересно. Можно стать хорошим ремесленником, но не творцом. Нужно создавать свои миры, своих персонажей, с помощью которых ты хочешь пообщаться со зрителями, рассказать и показать своё отношение к миру. Главное – не только показать своё мастерство, но и донести мысли, эмоции, чувства через символ, пластику, форму. Искусство скульптуры – это универсальный язык. Человек посмотрел и понял то, что ты хотел донести до него и донёс.

Я сразу заряжаю на это молодых художников (студентов худграфа ДВГГУ, архитектуры и дизайна ТОГУ, колледжа искусств), которые приходят ко мне. Совершеннее, реалистичнее сделать, чем японский мастер Джиничи Накамура, очень сложно. В прошлом году на чемпионате мира на Аляске он делал композицию с попугаем в клетке. Это была 4-метровая клетка из ледяных прутиков с огромным попугаем внутри. Шаг клетки был не более 20 см. Все эти прутики были мастерски выточены, загнуты... Я спросил: «Джиничи, зачем так много прутиков, зачем так часто? Птица плохо просматривается. Можно было пошире шаг сделать». А он мне ответил: «Нет нельзя, попугай может улететь»...

Хочется, чтобы ребята прежде всего больше думали и острее чувствовали, выражая языком пластики то, что они хотят рассказать зрителю. Мне кажется, это самое главное. И предела здесь нет.

Художник6 [большая картинка]

– А как вы стали педагогом? Как встали на эту стезю?

– Вполне естественным образом. Наступает такой момент в жизни, когда возникает желание отдать, научить, поделиться. В 1998 году, когда только начинались ледовые конкурсы на площади имени Ленина, у меня возникла потребность и возможность научить молодых ребят этому мастерству. Ведь одному со своим талантом не интересно. Замыкаться и хоронить в себе то, что умеешь, жить этаким «гобсеком» – это не моё. При встрече с Верой Ивановной Лучковой, директором Института архитектуры и строительства, я спросил о возможности поработать, и она меня пригласила. Перед этим немного поработал на худграфе в ДВГГУ, но там не нашёл себе применения. А здесь, в ТОГУ, предмет «Скульптурное моделирование» – это то, что я искал. Свой опыт передаю ребятам. И тех, кому интересно, кто «прилипает» ко льду надолго, – много. Многие были со мной на международных конкурсах в Китае, Японии и Америке и почти всегда брали призовые места. Сейчас многие стали профессионалами и работают самостоятельно. Но приходят молодые ребята, интересуются. Я никому не отказываю и даю возможность порезать лёд на площади имени Ленина или в парке «Динамо». Получив опыт, студенты участвуют в молодёжных и городских конкурсах по ледовой скульптуре… Наблюдать за их ростом, видеть плоды своей педагогической работы очень приятно.

– С этого учебного года существенно повысилась стоимость обучения на Факультете архитектуры и дизайна. Каков ваш взгляд на эту ситуацию?

– Это сложный момент для всех: и для вуза, и для поступающих. Есть интересные ребята, которые не прошли на бюджет, но они имеют способности и могли бы учиться в этом университете, на этом факультете. Но стоимость обучения может их оставить за бортом.

Я считаю, что у нас не настолько бедное государство, чтобы не найти денег и не помочь получить образование способным и талантливым молодым людям. Здесь нужно подойти индивидуально, дифференцированно: может ли этот человек заплатить такие деньги или нет. В зависимости от этого и судить, потянет ли он всю стоимость обучения, а может, дать ему какие-то льготы…

Художник7 [большая картинка]

– На ваш взгляд, чем отличается нынешнее поколение студентов от тех, что были 5-10 лет назад?

– Мне кажется, студенты каждый год разные.

С одной стороны, конечно, беспокоит, что, окунувшись в виртуальный мир, студенты (да и школьники) стали мало читать. По тому, как выпускники защищаются (я председатель государственной экзаменационной комиссии в Хабаровском педагогическом колледже уже третий год), замечаю, как они плохо говорят. По-моему, основная причина кроется в том, что ребята мало читают. А мало читают потому, что много сидят в компьютере. С этим ничего сделать невозможно – процесс не остановить.

Ведь где они общаются? В соцсетях. От этого у ребят крайне ограниченный словарный запас. У них нет навыка живого общения. На защите своих дипломных работ они замыкаются, волнуются, повторяются…

С другой стороны, они продвинутые в плане получения информации, интересно мыслят, креативно. Хотя, повторю, говорить и писать умеют плохо.

Благодаря Интернету можно посмотреть любой конкурс, фестиваль, любой раздел по изобразительному искусству. Я тоже периодически бываю в Сети, потому что должен видеть и знать, что делают люди по всему миру, должен подпитываться, как губка, иначе «пересохну». Вижу, что студенты тоже интересуются и конкурсами, и фестивалями. Мне как преподавателю не надо рассказывать подробности о том или ином событии – они уже в теме. Я наблюдаю за студентами и сам учусь, а они – у меня.

Беседовала Ольга Волкотрубова.

Фото предоставлено Сергеем Логиновым

Беседовала Ольга Волкотрубова. Фото предоставлено Сергеем Логиновым

Фотографии