Журнал № 1 - 2013(13), рубрика: "Технологический прорыв"

Уникальное информационное пространство для школ Хабаровского края

Про Хабаровскую краевую образовательную информационную сеть наш журнал писал неоднократно. Но, как и любой современный высокотехнологичный проект, она быстро и динамично развивается. Поэтому корреспонденту журнала «Мой университет» было поручено выяснить, что за последнее время изменилось в деятельности ХКОИС.

Об этом и рассказал заместитель директора Хабаровского краевого центра новых информационных технологий (ХКЦНИТ) ТОГУ кандидат физико-математических наук Валерий Терещенко.

Доцент Валерий Терещенко стоял у истоков создания ХКОИС


– Валерий Дмитриевич, напомните, пожалуйста, нашим читателям, какие основные задачи реализует Хабаровская краевая образовательная информационная сеть?

– Главная задача ХКОИС – обеспечение учреждениям сферы образования Хабаровского края безопасного доступа к необходимым им информационным ресурсам с использованием современных средств телекоммуникаций. А также внедрение новых информационных технологий в сфере образования края. Поэтому ХКЦНИТ по заданию министерства образования и науки Хабаровского края на конкурсной основе занимался сначала разработкой проекта ХКОИС, а потом его созданием и дальнейшим развитием. Изначально, когда проект ХКОИС являлся ещё только школьным, было решено сделать так, чтобы образовательные учреждения региона оказались «привязаны» не просто к Интернету, но и к российским образовательным сетям вообще. Благодаря достигнутому взаимопониманию с основными поставщиками услуг связи на территории Хабаровского края у нас это получилось, и сейчас мы работаем в среде Российских образовательных сетей RUNNet (Russian University Network). В этом есть большие плюсы, значение которых многие осознают уже сейчас. Прошло шесть лет с начала реализации нацпроекта «Образование», тезис «Интернет – каждой школе России» реализован. И теперь, наконец, стало ясно, что необходимо создавать и единое информационно-образовательное пространство, чтобы каждая школа за свою информатизацию не боролась в одиночку. В Хабаровском крае, благодаря пониманию со стороны руководителей регионального минобрнауки и усилиям ХКЦНИТ ТОГУ, такая общая информационно-образовательная среда есть, а её эффективная работа, надеемся, сыграет не последнюю роль в принятии решения по созданию единой информационно-образовательной среды для школ всей страны.

– Какие преимущества ХКОИС вы можете выделить?

– Прежде всего, её интеграционный характер. Если бы каждое образовательное учреждение функционировало в информационном пространстве само по себе, управлять этим процессом было бы очень сложно. Плюс не везде (особенно это касается отдалённых сельских школ) можно найти специалиста, который будет заниматься только вопросами информатизации. Нет штатных ставок, нет соответствующих кадровых и технических ресурсов…

А в общей сети эти проблемы решаются проще и дешевле, к тому же все школы оказываются ещё и технически связаны. В ХКОИС есть информационная служба поддержки, решаются вопросы по консультированию, организации ремонтно-восстановительных работ на линиях связи. По Интернету или по телефону руководители школ, педагоги могут задавать вопросы, им помогают в настройке оборудования, подборе лицензионного программного обеспечения и так далее. И, наконец, эта система позволяет централизованно взаимодействовать со всеми внешними структурами: у неё консолидированный бюджет, легче решаются общие для всех членов ХКОИС вопросы. Опять же немаловажный вопрос – так называемая контентная фильтрация…

– Контентная фильтрация – это ограничение доступа к определённой информации, я правильно понимаю?

– Не совсем. Вообще-то это ограничение доступа к информации, несовместимой с целями и задачами образования. Вся информация в Интернете делится на категории. Когда появляется какой-то новый информационный ресурс, его причисляют к той или иной категории. Фильтрация идёт по базам этих категорий. Вопрос формирования этих баз –отдельный. А сам механизм фильтрации в соответствии с принятым в нацпроекте решением такой: на компьютере должна быть установлена программа, где можно настроить эти самые базы. Дальше программа сама осуществляет фильтрацию. Если эта программа устанавливается на школьный компьютер, кто-то более-менее разбирающийся может, не отключая систему, убрать какие-то категории, а потом поставить обратно. Проконтролировать этот процесс нельзя. Но в ХКОИС нами сделан централизованный выход из сети в RUNNet и далее – в Интернет, при этом фильтрация контента стала осуществляться здесь, на центральном узле ХКОИС. И теперь отключить какую-либо базу фильтрации из школы невозможно. Мы покупаем базы данных фильтрации контента у тех, кто занимается их формированием. Закупаем у них серверную версию, устанавливаем, и она работает.

– А закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», который вышел в июле прошлого года, каким-то образом повлиял на эту систему?

– Мы не являемся производителем или держателем ресурса, поэтому закон к нам напрямую не относится. И самостоятельно мы не определяем, к чему нужно закрывать доступ. Если уполномоченный орган решает, что тот или иной ресурс Интернета не соответствует целям и задачам образования, мы его заносим в базу. Сейчас готовится распоряжение Правительства, определяющее организацию, которая будет вести работу по актуализации соответствующих баз фильтрации в соответствии с законами и нормативными правилами. Упорядочивание этой системы – правильное решение. Причём наша краевая сеть для этого наиболее приспособлена.

– Пару лет назад говорилось о том, что не все школы Хабаровского края находятся в ХКОИС. Сейчас проблема решена?

– Первоначально, около девяти лет назад, когда сеть только строилась, исходя из ограниченных финансовых возможностей, был создан проект, позволявший максимально полно подключить образовательные учреждения к этой сети. Но тогда это было возможно не везде, поэтому и подключены к сети были не все школы. Потом появился нормативный акт, который обязал провайдеров сделать так, чтобы все школы имели доступ к Интернету. Это позволило организациям связи на легальном уровне перенаправить свои средства на решение проблем по переоснащению своих производственных мощностей независимо от того, будет ли это приносить доход или нет. Как следствие, все общеобразовательные учреждения России получили доступ к Интернету, а все образовательные учреждения Хабаровского края стали участниками ХКОИС. Вопрос теперь стоит, скорее, в соотношении цены и качества услуги. Далеко не для всех школ по вполне объективным причинам можно организовать одинаковые комфортные условия работы в сети. Только «спутниковых» объектов в ХКОИС порядка 30 процентов, а для них ресурсы очень ограничены и дороги. Анализ трафика школ показал, что в среднем для обеспечения управленческо-методических и образовательных задач среднестатистической школе требуется около 5 Гб информации в месяц, да и скорость доступа должна быть хотя бы 1 Мбит/с. Вот к этим показателям для всех школ мы и стремимся.

– А для вуза технические требования выше?

– Несомненно! Допустим, у нас, в ТОГУ, ситуация такая. Первоначально внешний канал на RUNNet, который мы могли себе позволить, обеспечивал скорость 10 Мбит/с. Было мало компьютеров, и этого объёма вполне хватало. Когда канал стал заполняться до 70 процентов, поставили вопрос о его расширении до 20 Мбит/с. Позже ситуация с загрузкой повторилась, и мы стали думать о дальнейшем увеличении пропускной способности внешнего канала связи. Сейчас у нас канал 100 Мбит/с, на который мы тратим примерно столько же, сколько когда-то тратили на минимальный. Этот канал был опробован и введён в эксплуатацию в 2012 году с учётом перспективного развития университета. Это и расширение системы дистанционного образования, и Центр космических технологий, и университетский суперкомпьютер, и так далее… Пока канал не загружен на сто процентов, разумный запас ещё есть. Но предварительные проработки по дальнейшему расширению канала связи для университета ведутся. Кстати, это обусловлено проблемами и по подключению к Интернету общежитий студгородка, и по обеспечению Wi-Fi доступа.