Журнал № 4 - 2011(6), рубрика: "Технологический прорыв"

У истоков дистанционного образования стояли профессор, доцент и… студент

у истоков 5 [большая картинка]

у истоков 8 [большая картинка]

Новое тысячелетие внесло в образовательный процесс самые современные технологии. В том числе – компьютерные, дистанционные. Сегодня полноценно учиться в вузе можно не выходя из дома или даже прямо с места своей основной работы, имея лишь доступ в Интернет.
В Тихоокеанском государственном университете все функции по организации такого обучения выполняет Центр дистанционных образовательных технологий (ЦДОТ), созданный в 2005 году. Благодаря Центру действует система доставки и контроля знаний для более 6000 студентов.

Правда, еще несколько лет назад дистанционное образование основывалось на скачивании студентом-заочником с вузовского портала учебных планов и методических указаний, а также списка рекомендованной литературы по предметам специальности. А вот для проведения установочных лекций и консультаций, для приема зачетов и экзаменов студентам приходилось приезжать в альма-матер. Или же – самим преподавателям отправляться на встречу со своими питомцами в места неблизкие.
– Сегодня практически весь учебный процесс, не исключая и экзаменационные сессии, – рассказывает директор ЦДОТ ТОГУ доцент Игорь Румановский, – организуется дистанционно. Студент, не выезжая из дома, получает доступ ко всем необходимым ему учебным и методическим материалам – в общей сложности по сорока с лишним специальностям и по 600 предметам. Если для работы с электронными учебниками, курсами лекций, презентациями, чертежами и схемами заочнику не хватает каких-то компьютерных программ, он просто может скачать их на нашем портале и установить на свой компьютер. В его распоряжении также информация обо всех формах отчетности по семестрам и учебным годам…

у истоков 4 [большая картинка]
Связь, которую поддерживают на протяжении всего процесса обучения студенты и их преподаватели, давно уже стала двусторонней и осуществляется, как говорят в подобных случаях, в режиме реального времени.
– Студент может послать по Интернету контрольную и курсовую работы, – продолжает Игорь Геннадьевич свой рассказ о широчайших возможностях, предоставляемых ЦДОТ, – связаться с преподавателем и получить необходимую консультацию, в том числе в режиме on-line, например по Скайпу. Может он также принять участие в аудио-видеоконференции, «поприсутствовать» на видео-лекциях, которые проводят преподаватели ТОГУ по основным и наиболее сложным предметам обучения. В ходе обучения студенты могут оценить свой уровень знаний – пройти дистанционное тестирование. Все зачеты и экзамены наши студенты также сдают по Интернету. Результаты их итоговой аттестации по каждой дисциплине отражаются в сервисе «Электронная зачетная книжка». Те обучаемые, кто не ограничивается одними обязательными учебными материалами, а желает более глубоко войти в специальность, с помощью нашего портала имеют доступ к огромному массиву электронной библиотечной системы (ЭБС), который сосредоточен в «закромах» Научной библиотеки ТОГУ. И, уже через нее, – к электронным ресурсам других крупнейших книгохранилищ России и даже зарубежным базам данных…
Для доступа ко всем этим интеллектуальным богатствам, да и в свой личный электронный кабинет, а также к форумам, которые работают на интернет-портале ЦДОТ, каждому из студентов-заочников предоставлены персональные логин и пароль.
Как рассказал Игорь Геннадьевич, сеть дистанционного образования ТОГУ «раскинута» по огромным территориям Дальнего Востока. Интернет-информационные пункты университета находятся не только в Хабаровском крае (Ванино, Вяземский, Комсомольск-на-Амуре, Охотск, Чегдомын). Но и в Приморье (Артем, Лесозаводск), Амурской области (Благовещенск, Белогорск, Райчихинск, Свободный, Сковородино), Еврейской автономной области (Биробиджан). А также на Сахалине (Южно-Сахалинск и Оха) и Чукотке (Анадырь), в Республике Саха-Якутия (Алдан), в Магадане и Петропавловске-Камчатском.
По словам доцента Игоря Румановского, к 2011 году в Дальневосточном регионе проблема доступа наших студентов к ресурсам ЦДОТ ТОГУ полностью решена. Сегодня, как показывает мониторинг, практически у всех имеются персональные компьютеры и ноутбуки. Более того, доступ к информации, собранной на портале Центра, легко осуществить со смартфонов, коммуникаторов и обычных сотовых телефонов. С их помощью теперь можно даже проходить тестирование.

у истоков 7 [большая картинка]

у истоков 1 [большая картинка]

* * *

Еще на пороге создания университетом «продвинутой», многофункциональной образовательной сети возникла проблема наполнения ее электронными версиями бумажных учебников и пособий, создания кейсов – максимально полного набора учебной, методической, справочной и тестовой информации по каждой дисциплине любой специальности.

Обо всем этом подробно рассказала заведующая кафедрой «История Отечества, государства и права» ТОГУ доктор исторических наук Наталья Кудинова, стоявшая у истоков дистанционного образования в вузе.
Прежде всего, как пояснила Наталья Тимофеевна, необходимо было выбрать оптимальную, а главное – перспективную концепцию дистанционного образования:
– Наше общество и высшее образование вступили в информационный этап развития, с повсеместным использованием компьютерной техники. А некоторые наши коллеги всего несколько лет назад предлагали комплектовать кейсы для студентов-заочников по всем предметам… исключительно бумажной литературой. Но если пойти по такому пути, возражала я, мы рискуем превратиться в своеобразное «приложение к типографии». Причем с колоссальным расточительством бумаги, огромными затратами времени и сил на распечатку и ксерокопирование текстовых материалов для многих сотен и даже тысяч студентов, ежегодно поступающих к нам...
Подобные предложения, по мнению профессора Натальи Кудиновой, заведомо вели в тупик.
– Идеей внедрения электронных образовательных ресурсов я увлеклась еще лет двадцать назад. И была убеждена, что будущее именно за компьютерными, в том числе тестовыми, технологиями. Алгоритм решения проблемы лежал на стыке гуманитарных и технических дисциплин. Поэтому мы обратились к студентам Института информационных технологий ТОГУ с предложением принять участие в проекте. Одним из тех, кто откликнулся на него и потом на протяжении ряда лет плодотворно работал в ЦДОТ, – студент, а ныне аспирант Павел Семченко…
Итогом совместной работы преподавателей и студентов стало создание постоянно пополнявшегося комплекта обучающих программ и электронных учебников. Вначале – по дисциплинам кафедры, которой руководит профессор Наталья Кудинова, а затем и по целому ряду предметов для специальностей заочного обучения.
А вот что касается системы «транспортировки знаний», то, по словам Натальи Тимофеевны, поначалу пришлось отправлять студентам-заочникам обычные дискеты. Да-да, те самые, которые ныне считаются раритетами начала компьютерной эры. Ведь на каждую из них можно было записать всего по 1800 килобайт информации. Пакеты с дискетами по отдаленным уголкам Хабаровского края рассылали через добровольных помощников – проводников поездов, а в Оху, на Сахалин с помощью летчиков.
Лишь позже, когда доступ к Интернету стал обыденностью, и когда университетом была создана Хабаровская краевая образовательная информационная сеть, Web-портал Центра дистанционных технологий принял свои нынешние технические и функциональные «очертания».
Еще одним из направлений развития Центра стало создание системы электронного тестирования студентов.
– Нами были разработаны тесты по всем темам, которые изучаются в рамках отечественной истории, истории отечественного государства и права, истории государства и права зарубежных стран, – рассказывает Наталья Тимофеевна. – Использование электронных тестов позволило разгрузить профессорско-преподавательский состав, которому раньше приходилось тратить немало времени и сил на дополнительную работу с отстающими или пропустившими занятия студентами. Кроме того, у самих студентов стало меньше жалоб на якобы предвзятость преподавателей. Каждый из них смог сам объективно оценить уровень собственных знаний по предмету...
Широкое внедрение в учебный процесс тестовых технологий стало возможным после приобретения комплекса программ «Адаптивная система тестирования». Но еще раньше с помощью студентов-компьютерщиков университета были созданы собственные программы для тестирования. Благодаря им кафедра первой в университете провела компьютерную предметную олимпиаду по отечественной истории.
Ныне, как уже отмечено, дистанционное тестирование стало одним из привычных сервисов интернет-портала ЦДОТ, доступным и студентам-заочникам, в каких бы уголках Дальнего Востока они ни проживали.
Естественный вопрос, который стоит задать, оценивая огромный объем работы, который был выполнен под руководством профессора Натальи Кудиновой и доцента Игоря Румановского: «Что же стало главным условием успеха?».
– То, что мы составили сплоченную, творческую команду единомышленников-профессионалов, – отвечает профессор Наталья Кудинова. – Людей самоотверженных, готовых работать, не считаясь со временем, чаще всего – за символические надбавки или вообще бескорыстно. Иногда, когда мы только начинали работу, случались настоящие катастрофы: сайт рушился, и огромное количество размещенной на нем информации попросту исчезало. И мы опять все начинали с нуля.
Кстати, многие из вузов региона заимствовали наши методики и наработки, вложили в дистанционное образование большие деньги… Но их успехи оказались куда более скромными. Именно потому, что таких сотрудников, как у нас, у них не было.
В числе тех, кто составил эту команду и кто сегодня продолжает совершенствовать технологии дистанционного образования в ТОГУ, – заместитель начальника отдела методического обеспечения Людмила Соловьева, начальник отдела технологий дистанционного образования Ольга Филатова, ведущий программист Михаил Линник и другие их коллеги. Именно они и составляют «золотой фонд» Центра дистанционных образовательных технологий ТОГУ.

у истоков 6 [большая картинка]

у истоков 3 [большая картинка]

у истоков 2 [большая картинка]

* * *

Из числа студентов, начинавших работу над созданием электронных образовательных ресурсов в ТОГУ, Наталья Тимофеевна не случайно выделила Павла Семченко. Если остальные ребята, успешно выполнив те или другие этапные задачи, что называется, постепенно сошли с трудной дистанции, то он довел свою часть проекта до успешного завершения…

– С чего началось мое участие в формировании электронных образовательных ресурсов ТОГУ? – вспоминает аспирант Павел Семченко. – В 2005 году, когда мы учились на первом курсе, на семинарском занятии по истории Отечества Наталья Тимофеевна Кудинова предложила студентам принять участие в разработке интернет-сайта кафедры и электронных учебников по предмету. Меня это заинтересовало: с нами советовались, как нестандартно подать учебный материал, как вести изучение предмета в форме диалога преподавателей и студентов. Кроме того, мне, как будущему программисту, было интересно найти техническое решение на стыке своей специальности и гуманитарных дисциплин...
Стоит отметить, что у Павла Семченко уже имелся опыт разработки компьютерных образовательных программ. Еще обучаясь в школе, он по просьбе старшего брата, студента медицинского университета, создал весьма специфичное по тематике электронное учебное пособие – по бронхиальной астме. Брат, разумеется, отвечал за его содержание, а Павел – за программное обеспечение и техническое исполнение.
Полученные тогда навыки Павел в полной мере использовал в ТОГУ: разработанный им сайт кафедры «История Отечества, государства и права» стал оригинальным, не похожим на другие вузовские сайты, электронным ресурсом. Причем не только информационным, но и по-настоящему образовательным. Преподаватели размещали на нем тексты методических пособий и курсов лекций, исторические документы, материалы и статьи по различным темам, которые столь необходимы студентам для написания рефератов и курсовых работ. Благодаря сайту доступ даже к самым дефицитным, отсутствующим в библиотечных фондах учебникам, получили все, кому они были необходимы. Кроме того, зайдя на сайт, каждый студент мог еще и пройти тестирование по различным темам изучаемых на кафедре дисциплин.
А затем, как рассказал Павел Семченко, под руководством профессора Натальи Кудиновой началась разработка электронных учебников. Первой компьютерной книгой стала «История России». В нее вошел учебный материал, различная справочная и методическая информация. Кроме того, в электронном учебнике также была предусмотрена возможность проведения тестирования. Словом, появился эффективный инструмент контроля над тем, насколько прочно знания отложились в студенческих головах.
– Мы постарались по максимуму использовать возможности электронного мультимедийного учебника, – говорит Павел Семченко. – Он был насыщен аудио– и  визуальной информацией, фрагментами из документальных и художественных фильмов, картами, схемами, фотодокументами и репродукциями картин исторической тематики. Затем появился еще один интерактивный учебник по истории зарубежного государства и права, созданный усилиями преподавателей кафедры и их помощников-программистов.
Разработки, в которых принял участие Павел, оказались оригинальными как с точки зрения содержания и методики подачи материала, так и в техническом плане – ведь для этого потребовалось создание уникальной программной оболочки. В итоге интерактивные учебники и компьютерные программы, созданные в ТОГУ на кафедре «История Отечества, государства и права», получили широкую известность и признание. Они были зарегистрированы в Федеральном депозитарии электронных изданий ФГУП НТЦ «ИнформРегистр», а также во Всероссийском научно-техническом информационном центре, то есть приобрели официальный статус печатных учебных изданий. Электронные образовательные ресурсы, создававшиеся кафедрой, предназначались, прежде всего, для студентов-заочников. Однако и студенты очного обучения обращались к ним с немалой пользой для себя…
Сейчас Павел Семченко учится в аспирантуре. У него масса оригинальных разработок и интересных идей. Он убежден, что назрела необходимость перехода системы дистанционного образования на новые, более гибкие технологии и программные продукты, в том числе и так называемые «облачные».
Впрочем, более подробно обо всем этом Павел пообещал рассказать в своей будущей статье для нашего журнала. Будем ждать ее появления.

Александр Пасмурцев

у истоков 9 [большая картинка]

На снимках:

  • Компьютерные технологии - неотъемлемая часть современного образовательного процесса 
  • ЦДОТ живет и развивается благодаря им: И. Румановский, Н. Кудинова, Л. Соловьева
  • Доступ к учебной информации – через интернет
  • Профессор Наталья Кудинова: «Будущее – за компьютерными образовательными технологиями»
  • Светлана Тельнова – на связи со студентами-зочниками 
  • Павел Семченко первый электронный учебник создал еще до поступления в вуз
  • Студенты работают с мультимедийными учебниками
  • Методист Ксения Калещук – мастер своего дела

Фото Натальи Никитиной

Фотографии