Журнал № 1 - 2011(3), рубрика: "Технологический прорыв"

Космические технологии будут работать для всех

Космические технологии будут работать для всехВ декабре 2010 года произошло важное событие, которое уже в ближайшей перспективе будет способствовать ускорению инновационного развития Хабаровского края и всего Дальнего Востока, а также более глубокому вовлечению интеллектуального и научного потенциала вузов в процесс всесторонней модернизации различных отраслей экономики региона.

Оно связано с тем, что Тихоокеанский государственный университет заключил соглашение о сотрудничестве с Научно-производственной корпорацией «РЕКОД» – головным предприятием Роскосмоса, которое специализируется в области внедрения результатов космической деятельности (РКД) в интересах Российской Федерации и ее регионов.

О перспективах сотрудничества ТОГУ с корпорацией «РЕКОД» и о подготовке к созданию на базе вуза регионального Центра космических услуг журналу «Мой университет» рассказал проректор по учебной работе профессор Сергей Шалобанов:

– В России формируется информационное общество, и главным его ресурсом во всех отраслях деятельности становится информация. Объективная, максимально полная и детализированная информация о самых различных природных явлениях, социально-экономических, производственных и технологических процессах, представленная в цифровой форме и поступающая к ее потребителям в реальном режиме времени.

Огромные возможности для этого предоставляет использование космического пространства для глобального мониторинга и дистанционного зондирования Земли, а также внедрение современных технологий сбора, накопления, передачи, обработки и отражения огромных и все возрастающих объемов информации.

Заключенное соглашение о сотрудничестве между «РЕКОД» и ТОГУ должно стать частью всеобъемлющего соглашения о сотрудничестве в этой сфере между Федеральным космическим агентством и правительством Хабаровского края.

– Сергей Викторович, просветите, пожалуйста, наших читателей, что же конкретно даст создание Центра космических услуг Хабаровскому краю?

– Во время нашего посещения корпорации «РЕКОД» мы встретились с ее Генеральным директором Вячеславом Георгиевичем Безбородовым, получили интереснейшую информацию о тех возможностях и перспективах, которые дает использование космических технологий. И, откровенно говоря, они впечатляют.

Космические технологии будут работать для всех_2 [большая картинка]

Что такое использование результатов космической деятельности, и каковы их возможности? Приведу примеры из самых различных отраслей. Например, в сельском хозяйстве с помощью зондирования из космоса можно непрерывно оценивать продуктивность пастбищ, состояние посевов различных культур, влияние на них любых изменений погодных условий и с очень высокой точностью, а не «на глазок» руководителей хозяйств, прогнозировать будущий урожай.

Для Дальнего Востока не менее актуальна оценка качества и сохранности лесных ресурсов. И созданные и используемые в «РЕКОД» технологии наблюдения из космоса позволяют видеть в тайге, без преувеличения, каждое дерево, а значит – эффективно бороться с незаконными вырубками. Не менее важная для нас возможность – выявление на самых ранних стадиях лесных пожаров на всей территории Дальнего Востока, а значит, экономия средств на их тушении. Точно также слежение за акваторией дальневосточных морей позволяет, благодаря имеющимся космическим средствам, вести эффективный мониторинг и точный учет морских биоресурсов и опять же бороться с браконьерством.

Современные методы дистанционного зондирования Земли также дают возможность с большой экономией денежных средств, людских ресурсов и времени вести разведку полезных ископаемых и с высокой степенью точности осуществлять оценку их запасов.

– Очевидно, этот перечень возможностей можно продолжать и продолжать...

– Несомненно. На Дальнем Востоке строится большое количество объектов транспортной и промышленной инфраструктуры. Ее, например, нефте- и газопроводы, нужно охранять, да и непрерывно отслеживать техническое состояние, на случай порывов и аварий. С земли, при наших огромных просторах, это делать крайне затруднительно. И опять же на помощь приходят космические системы наблюдения.

Кстати, с учетом ведущихся в Дальневосточном автодорожном институте ТОГУ исследований и разрабатываемых проектов модернизации транспортной инфраструктуры региона и оптимизации транспортных потоков, нас очень заинтересовали созданные в «РЕКОД» технологии с использованием результатов космической деятельности. Объединение наших усилий в этой отрасли, уверен, даст ценные практические результаты. А для наших архитекторов, урбанистов и строителей прекрасным подспорьем станут технологии создания, с использованием данных космического мониторинга, пространственных 3D-моделей городских территорий и отдельных сооружений, выбор оптимальных мест застройки. Использование же систем, связанных со спутниками датчиков на важнейших промышленных и других объектах, позволит вести из космоса постоянное наблюдение за их техническим состоянием, прочностью и износоустойчивостью, а значит – предотвращать техногенные аварии и катастрофы, подобные той, что случилась, к примеру, в августе 2009 году на Саяно-Шушенской ГЭС. Плюс ко всему использование РКД – это эффективное решение вопросов экологии, картографии, гидрометеорологии, связи и многое другое.

Космические технологии будут работать для всех

То есть космические технологии, внедряемые благодаря сотрудничеству регионов Дальнего Востока с «РЕКОД», будут способствовать экономическому развитию и обеспечивать нашу безопасность.

– Не говоря уже о навигационном обеспечении с использованием ГЛОНАСС, без чего скоро нельзя будет представить даже обычное транспортное средство... А почему именно наш университет выбран корпорацией «РЕКОД» в качестве регионального партнера?

– Как отметили сами наши партнеры, они учитывали высокий, признаваемый как в российском, так и в международном научном сообществе интеллектуальный потенциал Тихоокеанского государственного университета. И наличие у нас авторитетных научных школ, работающих на целом ряде направлений, в которых «РЕКОД» как раз и осуществляет внедрение результатов космической деятельности. Немалую роль играет и наличие в университете мощного информационного комплекса, в том числе суперкомпьютерной грид-системы, созданной совместно с вычислительным центром ДВО РАН. А также наш опыт создания и использования современных систем телекоммуникации, передачи данных и информации. Все это облегчит корпорации «РЕКОД» создание регионального Центра космических услуг в интересах Хабаровского края.

Ученым и преподавателям нашего вуза внедрение космических технологий позволит получать и использовать в научных исследованиях огромный массив разнообразных данных и, конечно же, совершенствовать учебный процесс. Кстати говоря, в августе 2010 года председатель Правительства России Владимир Владимирович Путин ознакомился с деятельностью одного из региональных Центров космических услуг – в Рязани. Он очень высоко его оценил. И поставил перед Роскосмосом задачу по всестороннему информированию руководителей федеральных округов и всех регионов России о работе ЦКД, чтобы как можно большее число потребителей, предприятий и организаций различных сфер деятельности смогли узнать о существующих возможностях и могли воспользоваться его услугами.

Этим мы совместно с нашим новым партнером, корпорацией «РЕКОД», и начинаем заниматься в 2011 году.

НАША СПРАВКА:

ОАО «Научно-производственная корпорация «РЕКОД» было сформировано по решению Роскосмоса и Росимущества 4 мая 2008 года во исполнение указаний Президента России в целях повышения эффективности использования результатов космической деятельности (РКД) в интересах социально-экономического развития России и ее регионов.

В числе основных направлений использования РКД:

– навигационное обеспечение, уже составляющее значительный сегмент рынка космических услуг;

– дистанционное зондирование Земли (ДЗЗ), способное обеспечить потребителей оперативной и объективной информацией для решения широчайшего круга задач – от создания картографических продуктов до осуществления мониторинга процессов и явлений;

– картографическое и гидрометеорологическое обеспечение;

– спутниковая связь (за счет использования отечественной космической группировки космических аппаратов связи и ретрансляции), без которой невозможно телевизионное вещание в Сибири и на Дальнем Востоке, и многое другое.

Функционирование региональных и муниципальных Центров космических услуг, как отмечают специалисты корпорации «РЕКОД», обеспечивается благодаря разработанному его специалистами специальному программному обеспечению (СПО) различного целевого назначения. В числе таких программ, обеспечивающих применение результатов космической деятельности:

1. «РЕКОД-Геопортал» – визуализация различных типов пространственных данных и формирования отчетов.

2. «РЕКОД-Доступ-ЦКУ» – организация доступа к базе данных Центра космических услуг.

3. «РЕКОД-Модель» – построение пространственных моделей территорий и объектов.

4. «РЕКОД-Инфраструктура» – ведение базы пространственных данных региональной инфраструктуры.

5. «РЕКОД-МТ» – система спутникового мониторинга транспорта с использованием Web-технологий.

6. «Система мониторинга природопользования» – актуализация цифровых пространственных данных особо охраняемых природных территорий, оценка лесопользования, оперативный сбор данных об объектах мониторинга природопользования, экологический мониторинг, контроль состояния полигонов бытовых отходов и выявление несанкционированных свалок.

7. «Система мониторинга сельского хозяйства» – инвентаризация и учет земель сельскохозяйственного назначения, составление карт сельскохозяйственных земель и схем внутрихозяйственного устройства.

8. «РЕКОД-УМНИК» – универсальный мобильный навигационно-информационный комплекс.

9. «РЕКОД-КВО» – автоматизированная система информационного обеспечения состояния критически важных объектов.

10. «РЕКОД-ВЫБОР» – автоматизированная система алгоритмического поиска оптимального решения.

11. «Программный комплекс «Центр космических услуг».

В 2009-2010 годах на все перечисленное СПО получены свидетельства о государственной регистрации Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.

В настоящее время корпорация «РЕКОД» разрабатывает следующее семейство СПО: «РЕКОД – РЦКМ», «РЕКОД – Земля», «РЕКОД – Экология», «РЕКОД – ОМС», «РЕКОД – Ветхое жилье», «РЕКОД – Дорожные знаки», «РЕКОД – Рекламные конструкции», «РЕКОД – Чистый город», «РЕКОД – Инженерные сети», «РЕКОД – Чрезвычайные ситуации».

Более подробная информация об использовании