Журнал № 1- 2017(30), рубрика: "Образование XXI века"

Третье высшее образование: «безумие» или выход на новые уровни?

В 2011 году я поступила в Тихоокеанский государственный университет для получения высшего образования по направлению подготовки «Журналистика». Тогда я, девочка, приехавшая в большой город из маленького сахалинского поселка, была невероятно счастлива, ведь первый важный шаг на пути к мечте – освоению профессии журналиста – был сделан. Два следующих года я была полностью уверена в своем выборе. Однако, летом 2013 года желание получить дополнительное образование по специальности «Юриспруденция» привело меня в деканат Факультета ускоренного и параллельного обучения ТОГУ.

Третье высшее образование

Так, в 2015 году я стала бакалавром журналистики, а в 2016 – бакалавром юриспруденции. Иногда становится не по себе от того, как интересно и быстро меняются решения и рушатся планы. В 2011 году была уверена, что стану либо журналистом, либо никем, а сейчас учусь в магистратуре по направлению подготовки «Юриспруденция» и закрепляю теоретические знания, практикуясь в юридической фирме. (Хотя и продолжаю иногда с удовольствием писать для СМИ, свидетельство чему – этот мой материал).

Казалось бы, все очень просто: учись в магистратуре, набирайся опыта на практике, становись профессионалом своего дела. На самом деле после получения двух высших образований понимать себя и свои желания в отношении профессиональной деятельности стало сложнее. Процесс обучения занимает длительное время, поэтому, естественно, что к моменту его окончания ты уже не сильно похож на того человека, каким был в период абитуриентства. Новые знания, опыт помогают лучше понять себя, особенности характера, положительные и отрицательные качества, интересы. Возможно, такое осознание является одной из причин того, почему выпускники вузов не всегда стремятся к работе по выбранной для обучения специальности.

Выбрав для подготовки дипломной работы по направлению «Юриспруденция» тему «Психологические приемы тактики допроса в уголовном процессе», я вдруг осознала, что интерес к психологии, который появился еще в старших классах школы, с каждым годом становится сильнее. Стало грустно от того, что такое осознание не пришло раньше и от того, что нельзя перемотать время и изменить выбор. «Все, что ни делается, делается к лучшему», – пыталась утешать себя я. А еще долго пыталась смириться с тем, что уже ничего нельзя исправить.

Но в один прекрасный момент моя подруга и сокурсница по учебе в ТОГУ (и на журналистике, и на юриспруденции) рассказала о существовании Дальневосточного института психологии и психоанализа. На сайте ДВИПиП я узнала, что там возможно пройти профессиональную переподготовку по направлению «Теория и практика психологического консультирования». Программа переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида деятельности, приобретение новой квалификации. Особенностью диплома о профессиональной переподготовке является то, что дополнительная специальность становится равноправной со специальностью по базовому образованию и дает право заниматься соответствующим видом деятельности.

Многие знакомые не поняли моего нового выбора. Но я решила не обращать на это внимания и получить еще одно, дополнительное образование. Период обучения по выбранному мною курсу составляет один год, занятия начались в октябре. В каждом месяце группа посещает два семичасовых занятия, на которых рассматривается один тематический блок, а также двухчасовые лекции (от одного до трех занятий в месяц). Тематический блок представляет собой объединение вопросов (подтем), которые исследуются в процессе изучения основного вопроса. Например, тематический блок «Методологические основы консультативной психологии» включает в себя разбор следующих вопросов: базовые понятия психологии личности (психика, индивид, индивидуальность, личность, сущность, психическое здоровье, счастье); развитие личности и проблема кризисов; я-концепция, восприятие и познание себя и других; уровни взаимодействия в консультативном процессе; мотивация, осознанность и неосознаваемость; психоанализ (основные положения); эго-психология, концепции Карла Юнга, Альфреда Адлера, Карена Хорни; бихевиоризм (основные положения и опыт исследований); когнитивная психология; гуманистическая психология: гуманизм, экзистенциализм и гештальт направления.

Сначала график проведения занятий несколько смутил, я и не думала, что пары могут проводиться не каждый день, как это было при получении высшего образования в ТОГУ, а несколько раз в месяц. Мне было непонятно, как можно за такое короткое время получить компетенцию, необходимую для нового вида деятельности. Но уже после посещения первого блока занятий поняла: бояться нечего. Мои навыки к учебе и профессионализм преподавательского состава помогали усвоить необходимый материал в максимально сжатые сроки, а разнообразие форм организации учебного процесса облегчало задачу. На лекционных занятиях мы слушали теоретический материал, на практических – отрабатывали навыки профессии консультанта, участвовали в играх, знакомились с существующими методиками диагностики и учились работать с ними. Большую пользу, на мой взгляд, приносит работа в больших и малых группах. Таким образом, к примеру, слушатели рассматривают проблемные ситуации и предлагают пути решения вопросов, затем, после обсуждения, преподаватель включается в дискуссию, комментирует предложенные варианты или же с помощью вопросов наталкивает группу на ту или иную мысль. Помимо посещения групповых занятий предусмотрена и самостоятельная работа студентов. Нам выдали большое количество разнообразной литературы, которую можно изучать в перерывах между занятиями. Для всех желающих студентов организованы разнообразные двухдневные тренинги, за дополнительную плату слушатели могут получить знания в определенной области психологии, а также сертификат, подтверждающий это. Для нашей группы были проведены обучающие занятия по темам: «Метафорические карты», «НЛП и Эриксоновский гипноз», «Психотехники манипуляций в практике общения и переговорах».

Коллектив группы состоит из сорока человек различных возрастов и профессий, средний возраст студентов по, моим оценкам, составляет 35 лет, подавляющее большинство аудитории – женщины. В учебный день в форме тематической игры преподавателями было организовано знакомство студентов. В процессе общения участники рассказывали о том, почему решили углубиться в изучение психологии и получить дополнительное образование. В качестве самых распространенных причин можно выделить следующие: желание сменить род деятельности и профессионально заняться психологическим консультированием; желание научиться избегать конфликтов с окружающими людьми; стремление к саморазвитию и получению новых знаний; стремление повысить уже имеющуюся квалификацию.

На первых занятиях преподаватели часто говорили, что за время курса мы не только изучим основы теории и практики психологического консультирования, но и начнем лучше понимать себя и окружающих, изменимся. Получение дополнительного образования стало для меня не просто развитием интереса или возможностью при желании выбрать новый вид деятельности. У меня получилось решить собственные проблемы, а также осознать наличие моментов, которые мешают мне, и над которыми стоит работать. Знания, полученные на занятиях, безусловно, помогут в жизни.

На мой взгляд, важной особенностью дополнительного образования является возможность изменения либо корректировки неправильно сделанного выбора в таких случаях, как поступление в вуз по совету родителей, отказ от желаемой специальности из-за нехватки денежных средств или страха. Дополнительное образование является хорошим подспорьем для людей, которые хотят усовершенствовать уже имеющиеся у них профессиональные знания и умения. Например, в нашей группе учится женщина, которая двенадцать лет работает в области психологии, однако, она продолжает работать над собой, получать новый опыт. Это здорово, что люди абсолютно разных возрастов стремятся к получению образования, внимательно слушают на лекциях и даже высказывают недовольство, если кто-то шумно ведет себя на лекции и мешает слушать.

Третье высшее образование1

Я решила задать своим одногруппникам несколько вопросов, чтобы узнать, что они сами думают о получении дополнительного образования. И вот, что мне удалось узнать:

«Я очень рада, что смогла изменить сферу профессиональной деятельности и приобрести большой опыт общения с разными людьми. Я получила возможность поработать с собственными проблемами, обрела уверенность в себе. После получения диплома я не планирую заниматься частной практикой, но намерена продолжать обучение, особое внимание хочу уделить сфере детской психологии. Вообще, получение образования не являлось для меня основной целью поступления в институт, я стремилась понять свои желания», – поделилась мнением Светлана Коломиец.

«В настоящее время развитие личности, обучение, получение образования становятся все более востребованными. Всевозможные курсы, тренинги и семинары проходят каждый день на разные темы. Я думаю, что после изучения какого-либо курса помимо знаний полезно получить и их подтверждение – сертификат или диплом. Сегодня образовательные организации предоставляют множество возможностей для этого. В зависимости от формы и направленности обучение может составить как неделю, так и несколько лет. Мое дополнительное психологическое образование рассчитано на один год обучения. Занятия проводятся по вечерам и в выходные дни. А это, в свою очередь, – удобный график и контактные преподаватели. Благодаря подбору тематических бесед и лекций, материал усваивается в полном объеме и не вызывает вопросов. Но, несмотря на легкость восприятия, вопросы являются сложными, а потому требуют от студентов времени и усилий. Для меня любое дополнительное образование – это дверь в новый мир, мир фундаментальных знаний. Эта дверь приоткрывается для того, чтобы показать существующее многообразие знаний и предложить пойти дальше, если тебе стало интересно. Поэтому мое обучение в институте – это начало увлекательного пути в мир психологии», – поделилась мнением Елена Бичева.

Дополнительное образование – это в, первую очередь, возможность. Возможность узнать, возможность приобрести, возможность понять, возможность изменить, возможность стать. В современном мире, где люди не ограничиваются одной областью деятельности и стремятся к саморазвитию, получение второго и даже третьего образования становится все более востребованным. Я ни разу не пожалела, что потратила силы, время и денежные средства на обучение, ведь это сделано не впустую.

Анастасия Мишина, выпускница ТОГУ.

Фото из личного архива автора

***

«Дополнительное психологическое образование, обучение в институте помогает мне познавать себя и окружающих людей, новые знания я уже сейчас применяю в жизни. Это очень полезно! Мне очень хотелось бы заниматься консультированием на профессиональной основе, но сначала планирую получить как можно больше теоретических знаний», – рассказала

Ирина Стулева.

***

«Когда человек развивается, получает новые знания и опыт, он начинает по-другому смотреть на жизнь и все, что происходит вокруг. Поэтому появляются новые цели, желания. Считаю, что психология – это очень интересная наука. Моя жизнь изменилась и продолжает меняться в лучшую сторону!», – поведал Павел Чернышов.

***

«Весь мир перешел на систему непрерывного образования...»

В процессе подготовки материала корреспонденту журнала удалось побеседовать с Кларисой Воробьевой, доктором психологических наук, профессором ТОГУ, а по совместительству руководителем ДВИПиП.

– Клариса Ивановна, как Вы считаете, почему люди, имеющие высшее образование (а иногда даже несколько), приходят в учебные заведения, чтобы получить еще одно?

– Это веление нашего динамичного времени. Стремительно меняются не только технологии, профессии, но и сами люди. Меняется даже переживание и восприятие самого времени: сейчас никто не назначает свидание «на заре» или «на закате». Время встречи определяется с точностью до минут. В этой связи за последние 30–35 лет весь мир перешел на систему непрерывного образования. В частности, официально это закреплено в документах по Болонскому процессу, посвященному проблемам глобализации образования и созданию единого образовательного пространства.

– Психология – интереснейшая область знаний, многие люди изучают ее на бытовом уровне с помощью чтения книг, журналов, просмотра телепередач, но не все увлеченные этим приходят за получением дополнительного профессионального образования. Как вы думаете, какие мотивы побуждают людей, у которых уже есть образование, не ограничиваться чтением учебной литературы дома?

– Действительно, одним из распространенных мотивов получения послевузовского образования в области психологии является нормальный интерес нормального человека к себе, к своим близким, осознание имеющихся психологических проблем (они есть у всех, но не все их осознают). А затем – и понимание того, что эти проблемы решаемы, если научиться методам их регуляции.

– Клариса Ивановна, расскажите, пожалуйста, чем основное высшее психологическое образование отличается от дополнительной профессиональной переподготовки в данной области? Способен ли студент, изначально не имеющий высшего психологического образования, но прошедший профессиональную переподготовку, выполнять работу психолога? Существуют ли какие-либо ограничения профессиональной деятельности в данном случае?

– Основное высшее психологическое образование (бакалавриат) более продолжительно (4 года – очная форма, 5 лет – заочная). Это первая ступень высшего образования, и студент на этой ступени должен освоить не только психологические, но и общеобразовательные дисциплины, такие как философия, история Отечества, иностранный язык и другие. Студенты, которые пришли на профессиональную переподготовку (по психологии или по другим областям науки), уже имеют высшее или среднее профессиональное образование, а значит, и знания по общеобразовательным дисциплинам выше школьного уровня. Таким образом, обучаясь по программе профессиональной переподготовки в области психологии, слушатели занимаются изучением только специальных дисциплин. Поэтому, большинство из них успешно справляются с программой и становятся полноценными специалистами-психологами. Но самое главное, что хочется подчеркнуть – выбор программы обучения такими людьми осуществляется осознанно, уровень их учебной мотивации на много порядков выше этого уровня у студентов дневной формы обучения. Это факт. А мотивация – это важнейший фактор, обуславливающий успешность обучения. И еще очень важный момент. Для того, чтобы стать профессиональным психологом, необходим жизненный опыт. Это специфика нашей профессии. Минимальный жизненный опыт студентов 19–20 лет (очников) накладывает ограничения на их профессиональную деятельность в первые годы трудовой жизни. Сложно представить, каким образом родителей подростков будет консультировать школьный психолог в возрасте 21 года. Как правило, ему остается пользоваться исключительно книжным знанием или же усвоенными на тренингах чужими технологиями.

– Какое влияние, на ваш взгляд, оказывает психологическое образование на человека?

– Влияние психологического образования на слушателей нам, преподавателям, видно уже в конце годичного курса, перед защитой диплома. Это понятно не только потому, что слушатели начинают свободно оперировать профессиональной терминологией, но и по характеру поведенческих реакций – появляется больше толерантности во взаимоотношениях, а также готовность внимательно слушать собеседника и размышлять.

– Что вы можете посоветовать тем, кто прошел профессиональную переподготовку и желает заниматься психологическим консультированием на профессиональной основе?

– Как можно раньше преодолеть барьер страха клиента (это как страх прыгнуть в воду или заговорить по-английски). И, конечно же, непрерывного профессионального и личностного роста.

– Спасибо за интервью!

Беседовала Анастасия Мишина

Фотографии