Журнал № 2 - 2016(27), рубрика: "Образование XXI века"

«Зарубежное регионоведение» в ТОГУ: магистратура открыта и для российских, и для китайских студентов

Международное научно-образовательное сотрудничество сегодня – одно из важных и перспективных направлений взаимодействия ТОГУ с китайскими вузами-партнерами. О том, как оно организовано на кафедре «Социология, политология и регионоведение» Социально-гуманитарного факультета ТОГУ, на страницах журнала рассказывает кандидат политических наук доцент Ольга Симоненко.

Зарубежное регионоведение

Наша кафедра – одна из самых молодых в Тихоокеанском государственном университете, выпуск специалистов осуществляется с 2011 года. Студенты получают углубленные знания по дисциплинам социально-политического профиля, при этом основное внимание при подготовке отводится главному политическому и экономическому игроку в АТР – Китайской Народной Республике.

Нужно отметить, что такое внимание взаимно. В КНР очевиден интерес к изучению России, ее отдельных регионов, участия нашей страны в мировой политике. С недавнего времени выпускники китайских вузов отправляются для обучения в магистратуре российских университетов по направлению «Зарубежное регионоведение». Выпускницы Даляньского университета иностранных языков (ДУИЯ) Хуан Вэньцзин и Лян Чэньси (Вера и Лена, как они сами представляются) учатся сейчас на первом курсе нашего направления. Я веду в этой группе две учебные дисциплины и помогаю девушкам в работе над магистерской диссертацией.

Конечно, учиться в другой стране, по новому для себя направлению непросто. Чтобы подготовить магистрантов ДУИЯ к учебе в вузах России, в 2015 году меня пригласили для чтения лекций и проведения семинарских занятий в Далянь. Занятия проходили в течение трех недель и были довольно интенсивными. Во всяком случае, мы рассмотрели три тематических блока: «Политические системы и культуры», «Центральная Азия: проблемы и перспективы» и «Политические конфликты». Выяснилось, что до этого студенты в основном занимались изучением русского и английского языков, а о регионоведении профессионального представления не имели. В общем-то, понятно, что нередко изучение страны начинается с освоения языка. В частности, в ДУИЯ русский язык одновременно изучают более 400 студентов. Это, пожалуй, классический подход, он представляется обоснованным, однако необходимо подчеркнуть, что изучение языка должно быть обязательным начальным этапом образования, но в большинстве случаев не должно стать итоговым результатом. Определенно, некоторое число бакалавров, получивших филологическое образование, могут сосредоточиться исключительно на лингвистических проблемах. Но значительно большему числу студентов для адаптации на современном рынке труда и успешной карьеры этого явно недостаточно. Очевидно, что способность к вербальному выражению мысли может развиться только при наличии самих мыслей, основанных на понимании региональных проблем как в плане научного дискурса, так и в вопросах практической деятельности.

Зарубежное регионоведение1

Не удивительно поэтому, что регионоведение вошло в число приоритетных областей культурного, научно-образовательного и экономического сотрудничества в рамках Университета Шанхайской организации сотрудничества (УШОС). Звеном российско-китайского партнерства в этой системе стал и ДУИЯ. Очевидно, что географическое положение Даляня как портового города в северо-восточной части Китая позволяет ориентировать регионоведческий интерес студентов в направлении государств Азиатско-Тихоокеанского региона и Центральной Азии. При любом подходе Российская Федерация занимает важное место в исследованиях, поскольку без этого невозможно понимание ни геополитической конфигурации, ни экономических перспектив региона.

Магистранты ДУИЯ показались мне очень старательными, вдумчивыми молодыми людьми, действительно ориентированными на расширение своей профессиональной подготовки и общей эрудиции. Буду рада, если кто-то из них выберет именно ТОГУ местом продолжения своего образования. Кстати, руководство китайского вуза и его факультета русского языка выразило полную поддержку этому начинанию. Ректор и проректор по международной деятельности лично присутствовали на некоторых занятиях. По их просьбе я провела несколько занятий для студентов младших курсов. Многие их них также проявили большую заинтересованность, так что можно предполагать, что у магистерской программы ТОГУ по зарубежному регионоведению есть перспектива.

Ольга Симоненко.

Фото автора

***

А что думают об учебе в ТОГУ китайские студенты?

Хуан Вэньцзин (Вера), студентка 1-го курса магистратуры ТОГУ по направлению «Зарубежное регионоведение»:

– Когда после окончания бакалавриата в Даляньском университете иностранных языков возник вопрос о продолжении обучения, был выбор: продолжить учиться в Китае или попробовать поучаствовать в стипендиальной программе в России. Я использовала вторую возможность и очень довольна, что могу учиться именно в Хабаровске. В ТОГУ я учусь в магистратуре по направлению «Зарубежное регионоведение». Предметы очень сложные, но, на мой взгляд, интересные: мировое комплексное регионоведение, политическая регионалистика, методология научных исследований, теория международных отношений и региональной интеграции, социально-политическая мысль народов Востока. Некоторые дисциплины скорее теоретические, другие имеют практическое значение, в том числе для написания магистерской диссертации.

Зарубежное регионоведение2

Сейчас я пишу работу на тему «Народные праздники как воплощение традиционных культурных ценностей в современной России и в Китае», предстоит еще многое сделать. Уверена, что полученные знания и профессиональные навыки помогут мне найти свое место в жизни.

Лян Чэньси (Лена), студентка 1-го курса магистратуры ТОГУ по направлению «Зарубежное регионоведение»:

– До приезда в Хабаровск я тоже училась в Даляньском университете иностранных языков, несколько лет изучала русский язык. Конечно, чтобы по-настоящему научиться говорить по-русски и понимать русских людей, нужно пожить в России и еще лучше поучиться. Мне очень нравится в Хабаровске, здесь красивые пейзажи, много возможностей для общения, мы вместе отмечаем праздники, такие как Масленица и Рождество.

Мы успели поучаствовать в студенческой конференции «Технические и социально-экономические науки в высшей школе России и Азиатско-Тихоокеанском регионе: прошлое, настоящее и перспективы развития» с работой на тему «Система образования в Китае». Написать статью на русском языке – это не просто, но мне нужно практиковаться, так как предстоит большая работа – магистерская диссертация на тему «Проблема старения населения в России и КНР». Так что скучать не приходится.

Фотографии