Журнал № 2 - 2016(27), рубрика: "Образование XXI века"

«Проблемы высшего образования – 2016» в ТОГУ: число участников ежегодной конференции значительно увеличилось

В теоретических исследованиях, посвященных вопросам совершенствования образовательных процессов, подчеркивается, что для управления образовательными инновациями необходимы средства их проявления, сопровождения и поддержки. Проявлению инновационной деятельности в вузах всемерно способствует проведение коллективных мероприятий, таких как традиционная, ежегодно проводимая в ТОГУ научно-методическая конференция «Проблемы высшего образования».

: число участников

Трудно представить мероприятие, которое столь четко высвечивает все аспекты деятельности педагогических коллективов: степень участия, уровень разработок, способность коллектива к взаимодействию с партнерами, к рефлексии, сотрудничеству с коллегами и студентами, к саморазвитию. Перечень этих показателей можно продолжить, но попытаемся рассмотреть уже названные аспекты деятельности по совершенствованию образования применительно к прошедшей в апреле этого года конференции «Проблемы высшего образования – 2016».

: число участников 2

Открывая конференцию, ректор ТОГУ профессор Сергей Иванченко осветил круг задач ближайшего развития нашего университета. Также он высказал пожелание развивать формы проведения научно-методической конференции, в частности, используя новые технические возможности, открываемые такой площадкой для мероприятий различного уровня, как зал, в котором проходило мероприятие.

Все заседания проводились в недавно запущенном в эксплуатацию Интеллектуальном центре библиотеки ТОГУ, гармонично сочетающем красивый интерьер, комфортные условия и инновационные решения в обеспечении информационной и технической поддержки работы конференции. Обсуждая роль Интеллектуального центра в формировании единой интерактивной информационной среды университета, директор библиотеки ТОГУ кандидат социологических наук Людмила Федореева познакомила аудиторию, значительно численно выросшую в этом году вследствие вхождения в состав ТОГУ Педагогического института, с новыми возможностями вузовской библиотеки.

Процесс объединения вузов, как любой сложный процесс, имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Для конференции «Проблемы высшего образования – 2016» объединение ТОГУ с ДВГГУ оказалось весьма результативным, поскольку в работу форума активно включились порядка полусотни кандидатов и докторов педагогических наук. Это позволило углубить обсуждение прежде всего общих вопросов развития образовательных систем, философии образования (доклады докторов педагогических наук М.П. Арутюнян и М.А. Маниковской).

: число участников 1

Значительное увеличение числа участников конференции потребовало изменения формата ее работы: заседания проводились в режиме круглого стола, с докладами выступили только ключевые спикеры, а общий обзор содержания других докладов сделали модераторы секций, предварительно ознакомившиеся с ними, умело привлекавшие всех участников профессионального дискурса к активной работе.

Работу круглого стола «Общие вопросы развития образовательных систем; совершенствование преподавания гуманитарных дисциплин» возглавила в качестве модератора профессор кафедры «Педагогика» доктор педагогических наук Наталья Москвина.

Под руководством заведующей кафедрой «Экология, ресурсопользование и безопасность жизнедеятельности» доктора химических наук Людмилы Майоровой в рамках круглого стола «Совершенствование образовательных технологий. Информационное обеспечение образовательного процессса» обсуждались вопросы современного состояния инженерного образования (докладчики В.В. Кузлякина, доктор технических наук, профессор ДВФУ; Т.В. Гомза, кандидат химических наук, ТОГУ). Там же обсуждались федеральные государственные образовательные стандарты и их роль в формировании системы высшего образования (докладчики А.В. Фейгин, кандидат технических наук, ТОГУ; В.Н. Никитенко, доктор педагогических наук, Институт комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН, Биробиджан). Еще одной темой для дискуссии стало внедрение информационных образовательных технологий в учебный процесс высшей школы (Н.В. Гуремина, кандидат географических наук, ДВФУ) и формирование информационной составляющей подготовки студентов (А.Е. Поличка, доктор педагогических наук, профессор ПИ ТОГУ).

: число участников 3

Настоящим мастер-классом проведения интерактивного обучения стала работа модератора круглого стола «Преподаватель и студент как субъекты образовательной деятельности в вузе: проблемы и пути их решения» Любови Вязниковой (доктор психологических наук, член-корреспондент Академии педагогических и социальных наук, профессор кафедры «Теория и практика социально-гуманитарных технологий» ТОГУ). Участники дискуссии получили возможность озвучить в своих докладах проблемы, связанные с процессами становления самости студентов как субъектов образовательной деятельности, систематизировать их и обсудить возможные пути решения, такие, например, как в докладе Я.Н. Пестовой «Проект «Тест-драйв рекламы и PR» – территория завоевания предпочтений абитуриентов и развития профессиональных компетенций студентов».

Наибольший интерес вызвали доклады, касающиеся психологических аспектов организации образовательного процесса. Например, доклад Т.В. Ядрищенской, кандидата биологических наук, доцента кафедры «Биология, экология и химия», о ритмически изменяющихся циркадианных функциях человека, которые определяют условия функционирования организма, его поведенческие особенности, самочувствие, работоспособность. Обсуждались и проблемы, касающиеся второго субъекта образовательной деятельности – преподавателя. Темами дискуссии стали: смысловые пространства профессионального самоопределения преподавателя вуза (Л.Ф. Вязникова, Н.Б. Москвина), проблема эмоционального выгорания педагогов, стрессогенные особенности педагогической деятельности (Е.Н. Ткач, кандидат психологических наук, заведующий кафедрой «Психология»).

Работа секции «Язык и культура: вопросы современной филологии и методики обучения языкам в вузе», возглавляемая модератором Ириной Уманец (кандидат социологических наук, заведующая кафедрой «Иностранные языки»), частично проходила в режиме видеоконференции. Докладчики из ТОГУ: Т.В. Пономаренко, А.Б. Остапенко, а также Э. Вакуи и Х. Олсен, А. Кудо (Япония, Аомори) в онлайн-режиме представляли очередной ежегодный международный проект “Across Russian and Japanese culture” («Между российской и японской культурой»). Он реализуется кафедрой «Иностранные языки» ТОГУ в рамках инициативной программы “Global learning through colloblration” («Глобальное обучение посредством сотрудничества»). Данный проект реализовывался в несколько этапов: создание сайта силами студентов с привлечением современных информационных ресурсов и две видеоконференции, на которых студенты из ТОГУ и вузов Японии обменивались информацией о культуре своих стран и общались на интересующие темы в онлайн-режиме. Подобные международные проекты кафедра «Иностранные языки» ТОГУ организует ежегодно, активно внедряя метод проектно-ориентированного обучения как одну из наиболее действенных методик овладения иностранным языком в неязыковом вузе, выгодно и целенаправленно используя информационно-техническое оснащение для подготовки высококвалифицированных специалистов.

: число участников 5

В прошедшем в рамках конференции, теперь уже ставшем традиционным, конкурсе «Инновации в образовательной деятельности» в этом году приняли участие 12 человек. Лучшую работу «Визуализация и аудирование – активизирующие факторы в процессе обучения химии», выполненную в соавторстве со студенткой Н.А. Пашниной, представила доцент кафедры «Химия» Л.И. Чекмарева – постоянный участник конкурса, победившая в прошлом году в номинации «Дистанционное обучение».

Второе место заняла Л.Ю. Кульпина, ее работа «Компакт-семинары для студентов-бакалаврантов в контексте международного академического сотрудничества» выполнена в рамках Российско-германской межвузовской программы двустороннего сотрудничества «Партнерство в области германистики» (Germanistische Partnerschaft = GIP) с университетом Дуйсбург-Эссен (Германия) при поддержке Германской службы академических обменов (DAAD).

Третье место присудили Т.В. Жуковой, представившей электронное учебное пособие по программированию «Циклические конструкции в с/с++».

Экспертная комиссия, подводя итоги конкурса, учитывала мнение присутствующих при представлении работ участников конференции, заполнивших специальные бюллетени, отмечавших не только содержание, но и умение интересно и поучительно представить свою работу. В основном мнения членов экспертной комиссии совпали с результатами анкетирования, но невозможно не отметить, что зрительские симпатии были отданы еще двум работам: в номинации «Инновационные методы обучения» – работе «Интенсивные методы и инновационные технологии обучения мигрантов русскому языку», представленной доцентом кафедры Е.В. Крапивник; а в номинации «Информатизация образовательной деятельности» – работе «Организация среды дистанционной поддержки обучения студентов дневного отделения ТОГУ» (Ю.С. Бузыкова, Е.М. Бурнаева).

В работе конференции в ее очной форме (выступление с докладом, участие в конкурсе «Инновации в образовательной деятельности», участие в профессиональной дискуссии) приняли участие в общей сложности 69 человек.

По составу участников можно делать выводы об отношении к инновационной деятельности в коллективах кафедр, об исследовательской направленности этой деятельности и о ее результативности.

: число участников 4

Следует отметить активное участие во всех мероприятиях конференции преподавателей кафедры «Химия» ТОГУ (заведующий кафедрой Т.Б. Панасюк, научный руководитель темы «Совершенствование преподавания химических дисциплин» Т.В. Гомза). От этого педагогического коллектива было заявлено 8 докладов (с очным участием), из них два прошли в режиме конкурса, занято первое место в номинации «Инновации в образовании». Всего же в работе конференции приняли участие 70% преподавателей кафедры. Содержание представленных докладов отражает спектр проблем, над которыми работает кафедра. Кроме совершенствования образовательного процесса ведется постоянная работа в воскресной химической школе для школьников, проводятся химические олимпиады разного уровня, преподаватели работают в системе повышения квалификации на производстве.

Татьяна Гомза.

Фото Дины Непомнящей

Фотографии