Журнал № 2 - 2015(23), рубрика: "Образование XXI века"

Проблемы высшего образования обсудили в ТОГУ

С 8 по 10 апреля в Тихоокеанском государственном университете состоялась XIII международная научно-методическая конференция «Проблемы высшего образования».

В числе гостей и выступающих – преподаватели из зарубежных и российских вузов. В программе – пленарное заседание, пять секций, традиционная выставка научно-методической литературы, конкурсы «Инновации в образовательной деятельности» и «Педагогический дебют».

Проблемы высшего образования

Слово «конференция», произошло от латинского «собирать в одно место». Подобные собрания привлекательны возможностью не только прослушать и обсудить доклады, но и личным общением. Современное состояние информационных систем позволяет людям встречаться, исключая перемещение в пространстве: скайп, видеоконференцсвязь – слушатели могут быть разбросаны по всему миру – присутствуют все, кто подключился. С другой стороны, в последнее время все шире используется вариант заочного участия, когда коллегам представляется только текст: все выверено, прекрасно сформулировано, но нет возможности задать вопрос докладчику. Это снижает эмоциональную нагрузку, но одновременно и возможность ее результата – состояния инсайта. С позиций теории гуманитарной экспертизы результативность участия становится минимальной.

В поисках способов привлечения участников конференции к очным формам работы оргкомитет конференции «Проблемы высшего образования» проявляет постоянную творческую активность: усиливали культурную компоненту, включая в ход конференции концертную программу, когда впервые вышли на международный уровень и на десятой, юбилейной, конференции; проводили «круглый стол» в режиме жесткой дискуссии (например, обсуждение компетентностного подхода начали с его осуждения – специально подготовленного выступления ведущего, цель которого была «завести» присутствующих, отстаивающих его плюсы), ввели в программу конференции конкурсы.

Конкурс «Инновации в образовательной деятельности» вырос из оригинальной формы проведения заседания конференции. С 2011 года он стал практически самостоятельным мероприятием: разработано положение о его проведении, регламент, номинации.

В этом году презентация инновационных дидактических разработок и представление авторского инновационного продукта – методического сопровождения учебного процесса (учебников, пособий, рабочих тетрадей, пакетов тестовых заданий и другого) проходила в трех номинациях.

В номинации «Информатизация образовательной деятельности» первое место присуждено Валерию Стригунову, заведующему кафедрой «Информатика» ТОГУ, за работу «Применение облачных сервисов GOOGL в учебном процессе». В номинации «Инновационные методы обучения» победила Людмила Майорова, заведующая кафедрой «Экология, ресурсопользование и безопасность жизнедеятельности» ТОГУ, представившая работу «Организация магистерской подготовки при переходе на ФГОС3+». В номинации «Дистанционное обучение» лучшими признаны Валентина Яргаева и Лариса Чекмарева, доценты кафедры «Химия» ТОГУ, представившие совместную работу «Вебинар как инновационный метод дистанционного обучения химии», лидирующие в этом конкурсе уже не первый раз.

За пять лет проведения этого конкурса его победителями были Кудинова Н.Т., доктор исторических наук, профессор, завкафедрой «История Отечества, государства и права», Шевцов М.Н., профессор, д.т.н., завкафедрой «Гидравлика, водоснабжение и водоотведение», Пономаренко Т.В., старший преподаватель кафедры иностранных языков, Левченко А.В., профессор кафедры «Технологическая информатика и информационные системы» – достаточно назвать лишь несколько имен, чтобы понять, что в конкурсе «Инновации в образовательной деятельности» участвуют преподаватели, имеющие огромный опыт работы.

Однако в ТОГУ растет и весьма достойная молодежь – это продемонстрировал введенный в этом году конкурс педагогического мастерства для молодых преподавателей, получивший название «Педагогический дебют». Цель его – популяризация педагогического опыта и оценка возможностей распространения опыта лучших педагогических практик молодых преподавателей, создание условий для развития творческого потенциала и самореализации молодых специалистов. Положение о конкурсе и основную работу по его организации и проведению провела доцент Елена Авербух.

Участники конкурса – молодые ученые, кандидаты наук, работающие в областях, обеспечивающих развитие Дальневосточного региона.

Две представительницы кафедры русской филологии ТОГУ Васильева Татьяна и Крапивник Елена работают в области подготовки кадров для регионального рынка труда – проведения краткосрочных курсов русского языка для трудящихся мигрантов, не владеющих русским языком (начальный этап обучения), каждая имеет свою оригинальную методику, позволяющую в короткий срок освоить основы устной речи.

Никитенко Александр – руководитель центра CAD CAM технологий. Область его научной деятельности – технологические аспекты повышения качества и эффективности механообработки в условиях автоматизированного производства.

Победителем конкурса стал Сергей Тютрин, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры технологии лесопользования и ландшафтного строительства, область интересов: моделирование лесообразовательных процессов, применение данных дистанционного зондирования Земли в лесном хозяйстве, исследования проводятся в Центре космических технологий ТОГУ.

Сергей Тютрин представил в номинации «Мастер-класс» занятие «Полевые работы на предприятиях лесного комплекса Хабаровского края», реализующее опыт интеграции производственного процесса в учебную деятельность. В занятии приняли участие представители производства дистанционно, посредством интернет-конференции. Накопленная в ходе летних полевых работ информация обобщается студентами в виде презентационного материала, с обязательной фото- и видеофиксацией всех этапов технологии работ.

Все победители награждены дипломами, памятными подарками и денежными премиями.

***

НАША СПРАВКА

Мероприятия, проведенные в рамках работы конференции «Проблемы высшего образования  – 2015», подтвердили важность этого собрания, прошедшего под эгидой учебно-методического управления ТОГУ уже в тринадцатый раз. Прежде всего это состоявшаяся здесь церемония подписания меморандума о сотрудничестве в сфере образования между Тихоокеанским государственным университетом и министерством образования и науки Хабаровского края, в которой приняли участие ректор университета Сергей Николаевич Иванченко и министр образования и науки Хабаровского края Алла Геннадьевна Кузнецова.

Стороны договарились о сотрудничестве в области развития образования: проведении совместных конференций и семинаров по актуальным вопросам развития системы профессионального образования; организации взаимодействия по обмену профессиональными педагогическими средствами, проведении совместных мероприятий по освоению и распределению новых информационных технологий образования, разработке совместных программ по развитию технического творчества обучающихся и воспитанников образовательных организаций, подготовке кадров для образовательных учреждений. По сути, это круг вопросов, обсуждаемых на конференциях «Проблемы высшего образования», что придает событию особую актуальность.

***

НАША СПРАВКА

Работа конференции проводилась в секциях по следующим направлениям:

•    совершенствование образовательных технологий;
•    информационное обеспечение образовательного процессса;
•    совершенствование преподавания гуманитарных дисциплин;
•    язык и культура: вопросы современной филологии и методики обучения языкам в вузе;
•    субъекты образовательной деятельности в образовательном пространстве вуза (коммуникации, личностное становление, проблемы воспитания).

***

НАША СПРАВКА

В работе конференции приняли участие преподаватели:

•    Шеньянский политехнический университет, г. Шеньян, КНР;
•    Северо-восточный сельскохозяйственный университет, КНР;
•    Ханкёнский национальный университет,  Южная Корея;
•    Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова;
•    Институт социальной педагогики РАО;
•    Казахский национальный университет им. аль-Фараби, Алматы, Казахстан;
•    Полоцкий государственный университет, Новополоцк, Республика Беларусь;
•    Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации;
•    Минский государственный  лингвистический  университет,  Беларусь, Минск;
•    Международный инновационный университет;
•    Белорусский государственный университет, Минск, Республика Беларусь;
•    Восточно-Казахстанский государственный технический университет им. Д. Серикбаева;
•    Институт комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН;
•    Дальневосточный институт международных отношений;
•    Дальневосточный государственный технический рыбохозяйственный университет;
•    Дальневосточный федеральный университет;
•    Северо-восточный  федеральный университет им. М.К. Аммосова;
•    Владивостокский филиал Российской таможенной академии;
•    Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт;
•    Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского;
•    Новосибирский государственный университет экономики и управления;
•    Дальневосточный государственный гуманитарный университет;
•    Хабаровская государственная академия экономики и права;
•    Дальневосточный государственный медицинский университет;
•    Дальневосточный государственный университет путей сообщения;
•    Хабаровский краевой институт переподготовки и повышения квалификации в сфере профессионального образования;
•    Хабаровский технический колледж

Татьяна Гомза.

Фото Ирины Буржинской

Фотографии