Журнал № 1 - 2015(22), рубрика: "Образование XXI века"

По ту сторону кафедры: как студент становится преподавателем

Студент и преподаватель – понятия, казалось бы, прямо противоположные, а потому – дополняющие друг друга. Один дает знания, «заливает» их в головы своих питомцев, которые в свою очередь информацию эту стараются усвоить, переработать и запомнить. Кто есть кто, догадаться нетрудно. Но каково будет вчерашнему студенту университета вдруг оказаться по иную «сторону баррикад» и самому передавать информацию таким же учащимся, как и он сам еще вчера?

По ту сторону кафедры:1

Чтобы ответить на этот вопрос, я обратилась к Анне Ким, выпускнице кафедры «Геодезия и землеустройство». В этом семестре в стенах родного Политена она впервые примерила на себя роль преподавателя.

– Анна, как вышло, что вы стали преподавателем?

– Дело в том, что сейчас я получаю второе образование – юридическое, и закончить мне его нужно в этом году. Работать полный рабочий день я не могу. И все работодатели, предлагавшие вакансии по моей первой специальности, несмотря на мой красный диплом, не хотели брать работника, который из-за сессий будет выпадать из процесса на месяц-два. И тут мне пришло предложение от заведующей нашей кафедрой: остаться в ТОГУ как преподаватель хотя бы на год, пока не получу второе высшее. Так я и поступила.

– И как готовились к новой для себя роли преподавателя?

– На самом деле название моей должности сейчас немного другое. Чтобы быть полноправным преподавателем, нужно проработать год ассистентом, что я сейчас и делаю. Я прикреплена к одному из преподавателей своей кафедры – доценту Анатолию Васильевичу Хромченко. Он читает лекции по инженерной и прикладной геодезии. Я посещаю его занятия, смотрю, как он их ведет, и пытаюсь на основе его манеры преподавания разработать свой способ ведения лабораторных и практических работ по предмету.

– Заметно ли вам изменение вашего социального статуса в стенах ТОГУ?

– На самом деле нет, потому что я все еще студент. Хотя мои первые учебные пары проходили очень весело.

– Весело? Расскажите о них, пожалуйста!

– Изначально я просто ходила на лекции к Анатолию Васильевичу, и никто из нынешних первокурсников как преподавателя меня не воспринимал. Представьте: приходит на пару девушка, садится на последнюю парту. Кто, что, зачем пришла? Непонятно. Так и было до моей первой самостоятельной пары… А там еще веселее: захожу я в аудиторию, подхожу к преподавательскому столу, а группа спрашивает: «А где Анатолий Васильевич?» И тут же возвращается к праздным разговорам. Ну, не ассоциировался у них мой образ с преподавательским…

– А изменилось ли отношение к вам у других преподавателей?

– Так как я преподаватель на своей кафедре, то изменений не вижу. Может, если бы я начала работать на другой кафедре, отношение ко мне было бы иное. А среди своих преподавателей я все та же студентка, просто ведущая иногда пары. Тем более на нашей кафедре все преподаватели куда старше меня. Так что разницы в отношениях никакой.

– А как с учебой? Изменилось ли что-то из-за того, что вы теперь преподаете?

– Я всегда училась довольно хорошо, так что особых изменений нет. Как училась, так и учусь. Я же все-таки делаю это для себя, потому что мне учиться нужно.

– А как в повседневной жизни на вас сказалось то, что стали преподавателем?

– Во-первых, изменилось расписание. Ну, оно и понятно. К счастью, все пары у меня в районе обеда – я могу утром выспаться. А еще появилась новая ответственность. Теперь я куда серьезнее отношусь к мероприятиям, в которых собираюсь участвовать. Думаю о том, как воспримут меня студенты, если вдруг увидят. К тому же появилась ответственность, связанная непосредственно с учебными занятиями. Преподавателю на задней парте не отсидеться, к каждой паре нужно готовиться, подбирать материалы…

– А в принципе: преподавать нравится?

– Да.

– А почему?

– Прежде всего, произошло изменение моего статуса. Может, оно и не так заметно, но ощущение своей значимости появилось. А это приятно. Да и забавно мысленно посмотреть на себя по другую сторону кафедры. Правда, понимаю, что очень не хочу читать лекции. Я работаю только на практических и лабораторных занятиях, и этого мне вполне хватает. Управляться с группой в человек тридцать уже довольно трудно, а лекции ведутся обычно потоками – человек сто, а то и больше. И нужно охватить вниманием всех. С маленькой группой обращаться куда легче.

– А если лекция читается группе в 30 человек, то вести ее проще, чем практику, или наоборот? И что лично для вас интереснее?

– Мне все равно будет интереснее выдавать практический материал: работа с приборами, и отдачи от студентов куда больше. Это более свободный формат проведения пары, нежели лекция. В рамках лекции мне за полтора часа нужно выдать определенный объем материала. Лично я, еще будучи студенткой, не очень любила лекционные занятия, во время которых преподаватель стоял и порой по бумажке зачитывал материал. Очень тяжело воспринимается. Для того чтобы лекция так не шла, к ней нужно очень тщательно готовиться, самой заучивать материал. Существует помимо этого еще вот какая сложность: на лекциях информацию нужно донести студентам в наиболее усваиваемой форме. Тут уже многое зависит от группы. Со старшими курсами попроще: они уже знают терминологию, понятия и сразу понимают, о чем идет речь. А вот первым курсам весь материал приходится чуть ли не «разжевывать».

– А преподавателей теперь понимаете лучше?

– Однозначно – да. Сейчас у меня появились первые «должники». Вот теперь я сижу и думаю: как же не хочется проводить новогодние каникулы в Политене на консультациях… Хочется домой, отдохнуть, погулять с друзьями, а придется принимать от студентов отработки по предмету. Хотя раньше я не понимала, почему бы преподавателю не поставить дополнительную консультацию или почему его нет в ТОГУ, когда мне так нужно сдать материал…

Теперь я знаю, каково это – оказаться по другую сторону кафедры.


А ЧТО ДУМАЮТ СТУДЕНТЫ

«Каким должен быть преподаватель?».
Для того чтобы лучше разобраться в этом вопросе, я провела небольшой опрос о том, что думают о преподавании в вузе студенты.

Вот их мнения:
– Знающим свой предмет, хорошо его преподносящим.
– Хорошо дающим знания, умеющим объяснять так, чтобы любой понял.
– Хорошо разбирающимся в практических вопросах специальности, которую преподает студентам.
– Креативным, со своей, запоминающейся манерой преподавания.
– Немного психологом.
– Терпеливым. Очень. Столько нерадивых студентов вокруг…
– У него обязательно должна быть хорошая дикция и громкий голос.
– Должен быть стрессоустойчивым, как танк.
– Должен иметь хорошую выдержку и крепкие нервы.
– Он должен быть с чувством юмора, но серьезно относящимся к своему делу.
– Понимающим студентов.
– Обязательно добрым и справедливым.
– Непредвзятым, умеющим разделять личностные взаимоотношения и работу.
– Рассудительным, спокойным, неконфликтным, умеющим находить общий язык с людьми.

Из опроса мы видим, что, по мнению студенчества, преподаватель чего только ни должен уметь: и пошутить вовремя, и понять, и простить, и подход ко всем внимающим ему ушам найти…

А на вопрос: «Каково это, быть преподавателем?», у всех ответ был один: «Очень и очень сложно».

Беседовала
Анастасия Орлова.
Фото Сергея Кирноса

Фотографии