Журнал № 3 - 2014(20), рубрика: "Образование XXI века"

Дороги – это жизнь, а также Секреты жидкого золота

«Дороги трудны, но хуже без дорог», «По кривой дороге вперед не видать», «Без моста через реку не переправиться».

Эти и другие пословицы и крылатые выражения известны русским людям на протяжении многих веков. Действительно, трудно переоценить значение дорог и мостов для каждого из нас. Здесь и возможность быстро добраться до нужного места, и связь с близкими людьми, и символическое обозначение пути, олицетворяющего всю нашу полную препятствий, поворотов и сплошных линий жизнь. Именно поэтому профиль «Автодорожные мосты и тоннели» кафедры «Мосты, основания и фундаменты», вне всякого сомнения, заслуживает особого внимания.

Дороги

Ветер перемен

Образовательный профиль «Автодорожные мосты и тоннели» был открыт три года назад в результате перехода на уровневую систему (бакалавриат, магистратура) на основе специальности «Мосты и транспортные тоннели». Нужно отметить, что подготовка студентов по данному направлению ведется на кафедре с 1971 года.

– Содержание программы обучения принципиально не изменилось, – рассказывает заведующий кафедрой доктор технических наук Игорь Белуцкий. – Однако раньше в курсе проектирования в разделе «Металлические мосты» мы давали информацию по железнодорожным мостам, теперь же не имеем такой возможности. Что же касается дисциплины «Строительство мостов», то тут большой разницы нет: ведется ли монтаж пролетного строения под железную дорогу или под автомобильное движение. В целом мы безболезненно осуществили переход на новую систему. Единственное, надо учитывать, что раз название профиля «Автодорожные мосты и тоннели», то и внимание при подготовке специалистов будет сосредоточено именно на автодорожных мостах.

Первые шаги и дальнейшие перспективы 

 

Дороги1   Кандидат технических наук Николай Горшков


Сложно представить процесс обучения специалистов без практической составляющей. После первого курса у бакалавров проходит учебная геодезическая практика, после второго года обучения  одну неделю занимает учебная геологическая практика и три недели – первая производственная. По окончании третьего и четвертого курсов студенты проходят третью и четвертую производственные практики соответственно. На данный момент кафедрой заключено восемь договоров с мостостроительными предприятиями и проектно-изыскательскими организациями. В числе таких партнеров ООО «Тындатрансмост», Хабаровский мостостроительный отряд ОАО «Дальмостострой», «Мостоэксплутационное управление – филиал КГУП «Крайдорпредприятие» г. Хабаровска, ООО «Тоннельный отряд № 12 Бамтоннельстроя», ХФ ОАО «ГипродорНИИ», ОАО «Дальгипротранс», ОАО «ИркутскгиродорНИИ», ООО НПО «Мостовик». Важно, что в данных договорах предусмотрена возможность дальнейшего трудоустройства выпускников направления «Автодорожные мосты и тоннели».

На самом деле процент трудоустройства специалистов, подготовленных кафедрой «Мосты, основания и фундаменты», с 1998 года не опускался ниже 83 – 85%. Одним из факторов, обусловивших эту тенденцию, стало то, что в начале двадцать первого века, после трудных для страны девяностых годов, транспортное, мостовое, дорожное строительство смогло не только «вздохнуть спокойно», но и развиваться. Разумеется, для воплощения в жизнь новых амбициозных проектов понадобились люди, готовые работать и творить. Среди таких людей немало выпускников кафедры, и ее преподавательский состав по праву этим гордится. Однако, к сожалению, на данный момент на Дальнем Востоке столь важная и перспективная отрасль, как строительство мостов и тоннелей, испытывает дефицит в высококвалифицированных кадрах. Это связано как с общим уменьшением численности населения, так и со сложностью работы.

Дороги2

Доктор технических наук Игорь Белуцкий


По словам профессора Игоря Белуцкого, раньше лучшие места на предприятиях были в Магаданской области, на Сахалине и Камчатке, туда часто уезжали наиболее перспективные выпускники. Сейчас, отметил Игорь Юрьевич, ситуация изменилась: высокооплачиваемую работу в северных районах предпочитают единицы. Большинство стремится остаться в Хабаровске или же уехать на запад нашей страны.

Вряд ли студентов можно серьезно критиковать за подобные желания. К тому же подготовка, осуществляемая кафедрой, знания, полученные в Тихоокеанском государственном университете, позволяют выпускникам при должном усердии с их стороны превратить свои мечты в реальность.

Вот позитивные примеры: многие специалисты первого выпуска (1976 год) сейчас работают в центре России. Выяснилось это на стихийной встрече выпускников того года, состоявшейся несколько лет назад. И этот  факт еще раз доказывает, что трудолюбие, исполнительность и увлеченность своим делом являются обязательными условиями профессионального успеха. Но чаще всего выпускники кафедры находят применение своим силам в родном регионе.

– Порой очень интересно получается, – делится впечатлениями профессор И. Белуцкий.

– Так, 11 апреля 2012 года о завершении основных строительно-монтажных работ на мосту через бухту Золотой Рог во Владивостоке рапортовал Виктор Гребнев, выпускник 1980 года, ныне руководитель ЗАО «Тихоокеанская мостостроительная компания». А 14 апреля того же года Николай Рогов, выпускник 1976 года, заместитель гендиректора строительной компании «Мост», доложил об окончании узловых монтажных работ на мосту на остров Русский.

Своими силами


Кафедра «Мосты, основания и фундаменты» известна не только одним из самых высоких процентов трудоустройства выпускников, но и разработанными проектами. В их числе – работа по реконструкции моста через реку Илистая (1994 год), проекты сталежелезобетонных мостов через реки Пикан и Гулик в Амурской области (1998 и 2000 годы). В 2005 году по кафедральным проектам также реконструированы два сталежелезобетонных моста через реку Рудная в Бухте Ольга Приморского края. Пролетное сооружение путепровода через улицу Гоголя на площади Ленина в Хабаровске – еще один проект, осуществленный сотрудниками кафедры (лестницы, ведущие наверх, разработаны специалистами КГУП «Хабаровскгражданпроект»). Совместно с КГУП «Хабаровскгражданпроект» построены путепроводы на арене «Ерофей», расположенной по улице Пионерской.

Дороги3

Снимки для истории. На них запечатлен дружный коллектив кафедры  «Мосты, основания и фундаменты»


Из-за того, что сроки, устанавливаемые для разработки проекта, крайне ограничены (что объясняется высокими темпами жизни), студенты редко вовлекаются в данный процесс. Однако хорошо налаженная сотрудниками кафедры связь с производством имеет весьма позитивные последствия для обучающихся. Грамотно выполненные заказы позволяют строительным предприятиям края сделать выводы о будущих соискателях работы, убедиться в высокой компетентности преподавателей.

Строят только джентльмены?

В двадцать первом веке границы «женских» и «мужских» профессий безвозвратно стерлись. Правда, мужчины все равно составляют большинство работников данной сферы.

Дороги4

Один из дальневосточных мостов, построенных по проекту специалистов кафедры


Как утверждает заведующий кафедрой, секрет прост: работа вахтовым методом, как и изыскательская деятельность, девушек привлекает редко. Однако это вовсе не означает, что прекрасные дамы лишены возможности реализовать себя как проектировщики. Совсем наоборот, в ОАО «ГипродорНИИ», например, множество женщин работает именно в этом направлении. Да и по профилю «Автодорожные мосты и тоннели» с одинаковым успехом обучаются представители обоих полов. Главное здесь – способности в выбранной сфере деятельности, готовность работать и умение преодолевать трудности.

Веяния времени


Как неоднократно отмечалось в прессе, развитие Дальнего Востока России является одним из приоритетных направлений государственной политики. Естественно, что автодорожная сфера не может остаться в стороне, ведь дороги – это жизнь, это транспортные «артерии» страны, без которых ее процветающее будущее невозможно. Именно поэтому как специалисты, так и бакалавры, в данный момент обучающиеся по направлению «Автодорожные мосты и тоннели», обязательно будут востребованы на самых разных объектах строительства.

Так, при подготовке к саммиту АТЭС-2012 была возобновлена реконструкция автомобильной дороги Хабаровск – Владивосток, которая непременно будет продолжена. Модернизируются многие участки дороги, ведущей из Амурской области в Якутск, улучшаются их транспортно-эксплуатационные показатели. Совершенствуется и дорога от Якутска до Магадана. Для всего этого как раз и требуются специалисты, выпускаемые кафедрой. Ведь на всех этих трассах имеется большое количество мостовых сооружений. Конечно, часто это мосты небольшой протяженности, а вовсе не столь грандиозные сооружения, что построены через бухту Золотой Рог или на остров Русский.

А строительство второй нитки Байкало-Амурской магистрали? Оно неизбежно даст мощный импульс формированию новой инфраструктуры, благоустройству населенных пунктов, а вместе с этим и малых дорог, мостовых сооружений.

Всем известен и проект создания перехода с материка на остров Сахалин. Сейчас сложно спрогнозировать, в каком именно варианте он будет осуществляться (как мостовой или тоннельный переход), однако в любом случае постройка состоится, а значит возрастут и потребности в кадрах профессионалов – строителей мостов и тоннелей.

Мостовой переход через реку Лена – еще один грандиозный план, который станет явью в будущем, и опять же принесет заслуженные дивиденды тем, кто будет способен взяться за осуществление столь впечатляющего и амбициозного проекта.

«Нефтегазовое дело», или еще одна сторона работы кафедры

«Автодорожные мосты и тоннели» – не единственный профиль, по которому ведет подготовку кафедра «Мосты, основания и фундаменты». Несмотря на то, что профиль бакалавриата «Нефтегазовое дело» пока не может похвастаться столь же богатой историей, он является не менее перспективным и интересным.

Дороги5

Ассистент кафедры Александр Сим


– В плане поступающих у нас наблюдается положительная тенденция,  – рассказывает ассистент кафедры Александр Сим. – Если первый набор состоял из шестнадцати человек, то второй – уже из двадцати двух. А на втором курсе у нас в двух группах учится около сорока студентов. И это неудивительно, так как данное направление действительно рентабельно и перспективно.

И правда, возвращаясь к теме развития Дальнего Востока, нельзя не вспомнить о той роли, которую играет в регионе нефтегазовая промышленность. Сейчас на острове Сахалин и его морском шельфе открыто множество газовых месторождений, есть завод по сжижению природного газа (в Южно-Сахалинске и Корсакове), осуществляется экспорт СПГ в Японию и Южную Корею. Компания «Транснефть» прокладывает трубопровод «Восточная Сибирь – Тихий океан», планируется выход на китайский рынок.

Все упомянутые проекты напрямую касаются Дальнего Востока и его жителей. Именно поэтому открытие профиля «Нефтегазовое дело» в 2011 году на базе кафедры «Мосты, основания и тоннели» стало своевременным и важным шагом.

– Я не жалею, что выбрал именно этот профиль, – говорит студент 3-го курса Артем Чураев. – Приоритет нефтегазовой промышленности очевиден. Открывается много перспектив, и в будущем у меня есть возможность получать высокую заработную плату.

Несмотря на возникающие по разным причинам сложности, студенты профиля «Нефтегазовое дело» проходят производственную практику. Постепенно налаживается сотрудничество между ТОГУ и предприятиями Хабаровского края. ООО «Дальнефтепровод», ООО «Хабаровский нефтеперерабатывающий завод» и другие организации зачастую идут навстречу пожеланиям преподавателей кафедры. Сейчас на Дальнем Востоке начинает работать и много новых предприятий нефтегазовой промышленности, и потребность в кадрах очевидна.

Дороги6

Путепровод возле арены «Ерофей» в Хабаровске


Дороги – это жизнь, а нефть – жидкое золото. Так что вряд ли можно представить себе два более востребованных в реальном секторе экономики образовательных профиля, чем «Автодорожные мосты и тоннели» и «Нефтегазовое дело». И если присмотреться внимательнее, то за внешней суровостью проектов и расчетов есть что-то поэтическое, точно золотой мост в поднебесье.

Анна Фолина.
Фото автора

***

НАША СПРАВКА

ОСНОВНЫЕ ПРОГРАММНЫЕ
ПРОДУКТЫ КАФЕДРЫ

При решении поставленных практикой строительства задач на кафедре «Мосты, основания и фундаменты» используются методы численного моделирования, реализованные в разработанном и четырежды сертифицированном программном продукте метода конечных элементов (МКЭ): программа GenIDE32 для решения прикладных задач геомеханики в строительстве / Горшков Н.И., Краснов М.А. Система сертификации ГОСТ Р. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии. Сертификат соответствия № РОСС RU.СП15.H00646, 28.10.2013. Программа внесена в реестр государственных программ – Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2011613111 «Расчет взаимодействия сооружений с геосредой методом конечных элементов (GenIDE32)», 20.04.2011.

Результаты исследований и практические рекомендации внедрены в проектных институтах и строительных организациях Дальневосточного федерального округа: ОАО Дальгипротранс, г. Хабаровск; ОАО Хабаровский филиал ГипродорНИИ; ОАО Дальаэропроект, г. Хабаровск; ОАО Дальмостострой, г. Хабаровск; ОАО Дальгипроводхоз,   г. Хабаровск; ОАО Дальстроймеханизация, г. Хабаровск; Хабаровский филиал «Дальспецпроект» ФГУП «ГУСС «Дальспецстрой» при Спецстрое России; ОАО «СТРОЙ ТРЕСТ», г. Хабаровск; ОАО Хабаровскгражданпроект, г. Хабаровск; ГУ ДСД «Дальний Восток», г. Хабаровск; ГУП Автодорпроект, г. Южно-Сахалинск; ОАО Бамстроймеханизация и ООО «ХК Амур-мост», г. Тында Амурской области; ООО «Нотех-2000» и ООО «Капитель», г. Владивосток; ОГУДЭП «Магаданское», г. Магадан; ГУ «Дирекция автомобильных дорог Камчатской области», г. Петропавловск-Камчатский; ГУ «Дирекция строящейся железной дороги Якутск-Нерюнгри» и др.

Программный продукт GenIDE32 на основе лицензионных договоров используется в практике проектирования инженерных сооружений в следующих организациях: ОАО Дальгипротранс, г. Хабаровск; ОАО Хабаровский филиал ГипродорНИИ, ООО «Азимут», г. Хабаровск; ООО «Нотех-2000», г. Владивосток; РГП «КазНИИССА», г. Алма-Ата (Республика Казахстан); ООО НПСО «Фундаментспецстрой», г. Ростов-на-Дону; ГУП Автодорпроект, г. Южно-Сахалинск; ООО «СибНИИуглепроект», г. Кемерово; ОАО «Томгипротранс», г. Томск; ОАО «Кировводпроект», г. Киров; ЗАО «ИСК «Милбор», г. Сочи; ЗАО «ГазНИИпроект», г. Самара.

Программный продукт GenIDE32 используется в учебном процессе вузов: ТОГУ и ДВГУПС, г. Хабаровск; СПбГАСУ, г. Санкт-Петербург; а его демоверсии – во многих вузах РФ и стран СНГ.

Сотрудники кафедры принимали участие в проектировании ряда зданий и сооружений в Хабаровске, в том числе Спасо-Преображенского кафедрального собора на площади Славы, в строительстве моста через Амурскую протоку, в реконструкции Центрального парка культуры и отдыха, городских дорог по улицам Воронежская и Пионерская.

Фотографии