Журнал № 2 - 2014(19), рубрика: "Образование XXI века"

СЕКРЕТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО МАСТЕРСТВА. Как учить и учиться по-новому?

В деятельности каждого преподавателя есть две стороны. Одна – публичная, близкая к актерской, когда он стоит перед аудиторией и излагает мысли мудрые и глубокие, иллюстрируя их схемами и сворачивая в формулы. А есть и другая, состоящая из подготовки к этому, на первый взгляд, совсем несложному действу. Заключается эта работа тоже в простых, на первый взгляд, процессах: разобрать материал, спроектировать его подачу во времени, выбрать схемы, рисунки, слайды, заготовить задания для контрольной работы – очень короткой (на пять-десять минут в конце лекции) или объемной, охватывающей весь раздел курса, чтобы проверить, усвоены ли излагавшиеся вами мысли…

Как учить и учиться по-новому?

Вся эта скрытая от обучаемых часть работы преподавателя носит скучное название научно-методической и существует с тех пор, как появились первые учителя. Сложность ситуации заключается в том, что становление преподавателя, как и рождение человека, начинается каждый раз и для каждой личности заново. И каждому преподавателю предстоит пройти свой путь, наращивая компетентность в общении, изложении материала, освоении новых методов и методик. Вот здесь на помощь и приходят особенности коллективного обучения – групповые занятия, семинары, конференции. Не удивительно, что конференции становятся традиционными и собирают представителей разных «предметов» и направлений. Ведь в работе коллеги всегда можно обнаружить для себя что-то новое и взять это на вооружение. Поэтому проблемы образования обсуждаются на разных уровнях, включая международный.

В Тихоокеанском государственном университете каждый год традиционно проводится такая международная встреча преподавателей под общим названием «Проблемы высшего образования».

С большим интересом присутствующие отнеслись к выступлению министра образования Хабаровского края доктора педагогических наук Аллы Кузнецовой. Алла Геннадьевна дала высокую оценку существующей в ТОГУ традиции ежегодных научно-методических конференций, а также изложила свое видение тенденций развития высшего образования в России и проблем, стоящих перед системой образования в Хабаровском крае.

Как учить и учиться по-новому?2  Как учить и учиться по-новому?1

Перспективы развития образования обсуждались и в последующих докладах. Проректор ТОГУ по учебной работе Николай Сорокин продолжил разговор о тенденциях и перспективах современного электронного обучения. Идеологию подготовки бакалавров проанализировал декан Транспортно-энергетического факультета доцент Александр Фейгин. Проблему сохранения ценностей отечественной культуры в образовании осветил первый проректор Хабаровской духовной семинарии епископ Бикинский Ефрем (Просянок). Проблемы международного взаимодействия в области образования обсуждали профессор Джэй Мён Ким (Ханкенский национальный университет, Республика Корея) и доцент Лариса Баклыкская (ТОГУ), рассказавшая о научно-практической конференции в Венеции (в которой принимали участие наши преподаватели) и практике студентов Факультета архитектуры и дизайна в Италии.

В рамках работы международной научно-методической конференции «Проблемы высшего образования – 2014» прошел конкурс-презентация «Инновации в образовательной деятельности – 2014», который также стал традиционным.

На конкурсе представляли работы сами конкурсанты, а оценивали – конкурсная комиссия и все присутствующие, которые заполняли анкету.

В номинации «Информатизация образовательной деятельности» лучшей стала работа «Учебно-методический комплекс по дисциплине «Проектирование режущих инструментов» профессора кафедры «Технологическая информатика и информационные системы» Анатолия Левченко.

В номинации «Инновационные методы обучения»:

1-е место заняла работа «Инновационные взаимодействия субъектов образовательного пространства «школа-вуз», представленная в соавторстве доцентами кафедры химии Ларисой Чекмаревой и Валентиной Яргаевой.

2-е место – проект «Стимулирование креативной деятельности студентов посредством инновационной организации курсов химических дисциплин» доцента Ларисы Чекмаревой, выполненная в соавторстве со студенткой Марией Рябухиной.

В номинации «Дистанционное обучение» победила работа «Методическое обеспечение дистанционной формы обучения по дисциплинам направления подготовки 241000», представленная заведующей кафедрой «Экология, ресурсопользование и безопасность жизнедеятельности» профессором Людмилой Майоровой.

Как учить и учиться по-новому?3

Высокую оценку получили проекты «Электронный образовательный ресурс на основе программного комплекса Solidworkscad» доцента кафедры «Двигатели внутреннего сгорания» Анатолия Скотта, «Инновационные методы изучения теории государства и права» заведующего кафедрой «Правоведение» Виктора Кузьмина и многие другие работы.

Обратив внимание на то, что впервые на конкурс инноваций представлена работа, выполненная преподавателем в соавторстве со студенткой Марией Рябухиной, я решила поговорить именно с ней о ее впечатлениях от конференции. Кстати, Мария была и «внутри» проводимого Ларисой Чекмаревой эксперимента: сначала в качестве обучаемой, как все ее товарищи по группе, а потом помогала в обработке и оформлении результатов. Участие в их обсуждении и сделало Марию соавтором.

Свои впечатления Мария Рябухина выразила в небольшом, но весьма содержательном и эмоциональном эссе:

«Стоп. Мы редко останавливаемся. Не правда ли? Мы привыкли куда-то бежать, нестись сломя голову. Мы опережаем события или пытаемся угнаться за ними. Мы – в действии. Мы так живем. Вся эта суматоха и нарастающий темп жизни практически не оставляет нам времени на остановку. Но может все-таки – «Стоп»?

Давайте остановимся хотя бы на миг и посмотрим друг на друга по-новому, с другой стороны. Я обращаюсь к студентам и их преподавателям. Полярность статусов (преподаватель – студенты) почти не позволяет нам попробовать понять друг друга в личном отношении. Мне выпал шанс попасть в иной мир. Мир преподавателей. Это была международная научно-методическая конференция «Проблемы высшего профессионального образования». За громкими словами ее названия я обнаружила мир таких же, в сущности, студентов, только немного старше.

Как учить и учиться по-новому?4

В один из дней конференции преподаватели различных научных направлений ТОГУ собрались для представления своих презентаций о нововведениях в области высшего профессионального образования. Нет, это не совсем точно. Попробую иначе. Они собрались, чтобы понять студентов. Чтобы обновить, улучшить, подкорректировать такой порой рутинный процесс образования. Ведь им, оказывается, не все равно, как реагируем на их выступления мы – студенты, интересно нам или нет, смогли они зажечь в нас идею или нет. Они так же готовятся, так же волнуются, так же расстраиваются, когда видят мирно спящего под баюкающую лекцию студента. И проблемы на самом деле они ищут в себе. Хотя раньше, честно говоря, я думала иначе. И когда мы все разбегаемся после пар, начинается новый этап будней преподавателей, громадный труд – работа над ошибками. Начинается поиск решений, как разбудить этого вечно спящего студента, как заинтересовать его, как побудить его к действию. И это крайне сложно. Ведь образование у нас не индивидуальное, оно массовое. Студентов много, и все абсолютно разные. А преподаватель на своем предмете один.

Конференция же, по-моему, является способом общения преподавателей, где они могут поделиться своими наработками, идеями, выводами, могут помочь друг другу. Общение, как взаимодействие, крайне важно для поиска решений.

Я рада, что попала на конференцию, которая помогла мне иначе взглянуть на процесс образования, подойти к нему с другой стороны. Важнее всего для меня то, что, несмотря на сложные завуалированные названия докладов, мы все очень близки. Близки в своих чувствах и переживаниях. И иногда полезно сказать себе: «Стоп!».

Подготовила Татьяна Гомза.

Фото Дины Непомнящей, Ирины Буржинской и Евгения Корскова

***

Проблемы высшего образования решаются педагогами-новаторами

9 – 11 апреля в Тихоокеанском государственном университете прошла международная научно-методическая конференция «Проблемы высшего образования – 2014».

Это уже двенадцатая ежегодная встреча педагогической общественности в стенах ТОГУ. Ее участниками стали представители российских вузов и зарубежные партнеры университета. Были представлены доклады, заявленные преподавателями Северо-Восточного университета (Шэньян, КНР), Харбинского педагогического университета (КНР), Хэбэйского объединенного университета (Таншань, КНР) и Ханкенского национального университета (Республика Корея), с которыми ТОГУ поддерживает давние прочные отношения.

Основная цель конференции заявлена в ее названии. Участники встречи считают, что нужно не только обмениваться опытом и обсуждать проблемы, но и находить их решения. Поэтому ежегодно по результатам конференции публикуется сборник «Проблемы высшего образования».

– Традиция проведения научно-методических конференций в ТОГУ существовала давно, просто изменялись формы проведения, – рассказала научный редактор сборника «Проблемы высшего образования» доцент Татьяна Гомза. – Изначально это мероприятие существовало в виде семинаров, с 2003 года стало проходить в форме конференции, а с 2009 года приобрело международный формат.

На открытии конференции присутствовала министр образования и науки Хабаровского края Алла Кузнецова. Она тепло поприветствовала участников, рассказала о перспективах развития высшего образования в Хабаровском крае и Дальневосточном регионе, пожелала участникам конференции продуктивной работы.

В этом году работа проходила в секциях «Совершенствование образовательных технологий, информационное обеспечение образовательного процесса» (председатель – профессор Михаил Шевцов), «Совершенствование преподавания гуманитарных дисциплин» (председатель – профессор Валерий Степенко) и «Субъекты образовательной деятельности в образовательном пространстве вуза» (председатель – профессор Наталья Калугина, сопредседатель – доцент Татьяна Гомза).

Каждая конференция сопровождается выставкой научно-методической литературы, организуемой Научной библиотекой ТОГУ. Нынешняя не стала исключением. В зале электронной информации были представлены новинки научно-методической литературы, поступившие в фонд основного книгохранения, и периодических изданий из фонда информационно-библиографического центра.

В рамках конференции прошел конкурс-презентация «Инновации в образовательной деятельности». Преподавателей, его участников, оценивала не только конкурсная комиссия, но и все присутствующие, которые могли выразить свое мнение, заполнив соответствующую анкету.

Дина Непомнящая

Фотографии