Журнал № 2 - 2014(19), рубрика: "Образование XXI века"

Министр образования и науки Хабаровского края Алла Кузнецова: «На Дальнем Востоке каждый специалист – на вес золота»

В 2014 году в Хабаровском крае будет самое малое за последние десять лет количество выпускников общеобразовательных школ: Единые госэкзамены сдадут 6,5 тысяч ребят. О том, как может повлиять это количество на вступительный конкурс в вузы региона, о качестве образования на Дальнем Востоке и проблемах трудоустройства, корреспонденту журнала «Мой университет» рассказала министр образования и науки Хабаровского края Алла Кузнецова.

каждый специалист – на вес золота

– Алла Геннадьевна, в последнее время часть нашей молодежи стремится поступать в вузы других, прежде всего столичных регионов. Мол, там лучше образование, легче найти работу и качество жизни другое…

– Хорошее образование можно получить и в нашем регионе. А возможностей трудоустроиться и быть востребованным у нас однозначно больше. Я считаю, что получение образования не самоцель, это продолжение выбранной траектории жизни. В этом плане наше образование очень конкурентоспособно: с каждым годом оно все больше ориентируется на задачи развития региона. Все наши образовательные учреждения плотно сотрудничают с работодателями, появилось даже такое понятие – «раннее трудоустройство». Старшекурсники работают в разных компаниях, и после получения диплома их там уже ждут рабочие места, например, в Центре КамАЗ или Сбербанке. В крае действует «Положение о целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием», и студент может заключить с предприятием контракт на любом этапе обучения. А стратегически мыслящие руководители сейчас именно так выстраивают кадровую политику.

– В СМИ часто сообщают, что при вузах в западной части России есть престижные научные центры, где уровень образования высок, так как там работают передовые умы …

 – В советское время дальневосточные вузы в большинстве своем развивались, ориентируясь на задачи региона, являясь вузами регионального значения. В настоящее время эта тенденция возвращается. Хотя за прошедшие годы наши университеты поднялись на новый уровень, обеспечивая и высокий уровень образования, который нужен на Дальнем Востоке, и осуществляя научную работу, исследовательскую деятельность, успешно встраиваясь в реальный сектор экономики.

– Статистика показывает, что в этом году в нашем регионе сократилось число выпускников школ…

– С учетом того, что Дальнему Востоку уделяется все большее внимание и с регионом связаны амбициозные планы развития России, можно понять, что каждый выпускник очень ценен. В книге «Гении и аутсайдеры» Малькольма Гладуэлла есть интересная мысль, что нужно вовремя родиться. В эпоху демографического спада школы начинают конкурировать, борясь за своих учеников. Каждый абитуриент тоже на вес золота, ведь предложений много, а детей мало. Что уж говорить о молодых специалистах: чем выпускников меньше, тем больше предприятий в них нуждаются. Сегодня на Дальнем Востоке для выпускников школ сложилась именно такая «золотая ситуация», она дает им особые бонусы и преимущества. Для каждого из них находится свой охотник за «умными головами». Я считаю, что именно здесь и сейчас с точки зрения и качества образования, и возможностей трудоустройства, и будущей карьеры у наших выпускников есть серьезные преимущества. Им нужно поступать в вузы именно дальневосточного региона.

– Известно, что предприятия региона испытывают дефицит специалистов инженерной направленности. На ваш взгляд, что нужно сделать для того, чтобы привлечь абитуриентов на эти направления подготовки?

– В настоящее время инженерные специальности в вузах восстанавливаются и развиваются. Это очень сложный процесс, поскольку за прошедшие десятилетия произошли сдвиги в понимании значимости профессии инженера: от чрезвычайно высокой (в 70-е годы) до чрезвычайно низкой и «неконкурентоспособной» (в 90-е). И возвращение авторитета инженерных профессий идет медленно. Во многих семьях родители, мечтая о будущем своих детей, к сожалению, не видят эту стезю для них желательной.

– Но не все же родители так думают…

– И хорошо, что не все. Они понимают: где нехватка кадров, там ты будешь востребован, там быстрее и успешнее сложится карьера. В настоящее время, если выпускник трезво рассчитывает траекторию своей жизни (а не просто – «лишь бы поступить»), он должен понимать, что дефицитная специальность гарантирует ему хорошие перспективы. По большому счету мы должны шире использовать средства массовой информации – рассказывать, пропагандировать, даже романтизировать инженерные профессии. В советское время пропагандистская составляющая в этом направлении работала очень хорошо.

– Ваши дети уже не школьники. Но если бы они в этом году поступали в вуз, какие пожелания и советы вы бы им дали? А также всем ребятам, которые будут поступать в этом году?

– Нужно всю жизнь учиться. Я убеждена, что первый диплом о высшем образовании дает нам возможность «заработать на кусок хлеба», а потом самообразование и дальнейшая учеба помогают «прирастить хлеб маслом, икрой и прочим». Мои дети и сейчас учатся. Дочь, закончив педагогический, получила еще два дополнительных образования. Открыла свой частный центр. Благодаря ей и я за последние три года потратила на свое образование больше времени и средств, чем за все предшествующие годы.

А своему сыну я бы посоветовала выбрать специальность, которая востребована в реальных секторах экономики. Мое мнение: профессия «менеджер» – это вторая специальность. Но учиться посоветовала бы на Дальнем Востоке. Я убеждена, что у нас замечательные педагоги. И очень большой плюс, что большинство преподавателей имеют реальный практический опыт. Во многих вузах, в ссузах и учебно-производственная база лучше, чем в реальном секторе экономики.

У нас есть достаточно интересные достижения, традиции и инновации в системе профессионального образования, они делают ее конкурентоспособной на Дальнем Востоке. Если бы у меня опять появились дети, я бы сказала: учитесь здесь.

Беседовала  Ирина Буржинская.

Фото автора

***

НАША СПРАВКА

Алла Геннадьевна Кузнецова – коренная хабаровчанка. Окончила Хабаровский государственный педагогический институт. Трудовую деятельность начала в 1983 году учителем биологии в средней школе № 70 г. Хабаровска. Работала также старшей пионерской вожатой, организатором внеклассной работы в средней школе № 74.

После окончания аспирантуры в разные годы работала в Хабаровском государственном педагогическом институте, исполняла обязанности проректора Хабаровского краевого института переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров. С 2001 по 2014 год  – ректор Хабаровского краевого института развития образования. В 1994 году ей присуждена ученая степень кандидата педагогических наук, в 2001 году – доктора педагогических наук.

Распоряжением губернатора Хабаровского края от 5 февраля 2014 года А. Кузнецова назначена министром образования и науки края.

Алла Геннадьевна замужем. У нее двое совершеннолетних детей.

По материалам Пресс-службы Министерства образования и науки Хабаровского края

Фотографии