Журнал № 1 - 2014(18), рубрика: "Образование XXI века"

Где же вы, «говорящие со звездами»? Быть астрономом сегодня не модно...

Астрономия – предмет не менее важный, чем химия или биология. Тогда почему же в подавляющем большинстве отечественных школ астрономию не преподают уже пять лет? Почему только десяток вузов по всей России обучает студентов по специальности «Астрономия»? Как исправить эту ситуацию, и нужно ли ее исправлять?

говорящие со звездами

Некоторые российские СМИ называют это «негласным запретом на астрономию». С 2008 года этот предмет перестали официально преподавать в школах, поскольку ни один учебник по астрономии не отмечен грифом Министерства образования и науки РФ. Нет учебника – преподавать нельзя. А количество вузов, в которых специальность «Астрономия» еще существует, можно пересчитать по пальцам. Но как можно говорить о том, что наше общество грамотно, если не все знают, какого цвета Марс и сколько вообще планет в Солнечной системе?

На протяжении тысячелетий основы астрономических знаний входили в систему подготовки подрастающих поколений. Еще в средневековых школах астрономия вместе с арифметикой, геометрией и музыкой входила в «квадривиум» – высшую ступень семи свободных искусств, предметов, обязательных для изучения, они стали важнейшими из точных наук в первых университетах XII – XIII веков. В гимназиях времен Российской империи преподавали обязательный курс описательной астрономии, именуемый «космография». Даже в советских школах изучением астрономии занимались достаточно активно. Что же произошло в XXI столетии? Почему век информационных и космических технологий отвергает такую важную для постиндустриального общества науку?

говорящие со звездами1

Между прочим, большинство детей в возрасте до десяти лет мечтают стать космонавтами! По крайней мере, во времена моего детства так и было. Сейчас детские мечты примитивнее: денег бы побольше… Быть астрономом не модно, не прибыльно и не выгодно. Хотелось бы понять причину такого отношения россиян к этой интереснейшей науке.

Почему астрономия – изгой?

Во-первых, как ни крути, дело в деньгах. Астрономов сейчас днем с огнем не найдешь по той же причине, по которой в России так мало вулканологов и так много экономистов. Молодые люди стремятся получить такое образование, которое позволит им выжить в этом алчном мире (как бы пафосно это ни звучало) и ни в чем себе не отказывать. Это естественное желание, и глупо за него кого-то осуждать. В этом вопросе многие ставят личные предпочтения на десятый план, если понимают, что любимое дело не принесет им желаемый доход. Поэтому в России сейчас пруд пруди выпускников-менеджеров и коммерсантов, только большинство из них не работает по специальности.

говорящие со звездами2

Во-вторых, интерес к той или иной науке не может пробудиться у того, кто ни разу в жизни с ней не сталкивался. В подготовительных группах в детских садах конца XX века у всех нас (!) были учебные тетрадки по астрономии. Воспитательницы объясняли нам, что такое Луна и почему она вращается вокруг Земли. Я знаю это с пяти лет! А сейчас далеко не каждый ребенок дошкольного возраста ответит на вопрос «Что такое Луна?», потому что в детских садах это не объясняют, а в школах астрономия существует лишь как совершенно необязательный факультатив… Либо, что бывает намного чаще, не изучается вообще.

В-третьих, путь от любителя космоса до профессионального астронома не так уж и прост. Чтобы поступить на астрономический факультет, необходимо пройти довольно трудный конкурс, заплатить немалые деньги, а после окончания пяти лет обучения – магистратура, аспирантура, докторантура00… В общем, многие ограничиваются покупкой нескольких книжек по астрономии и разглядыванием карты звездного неба в Интернете.

говорящие со звездами3

В-четвертых, многие пользователи Рунета помнят прогремевший в начале 2013 года скандал: «православные» активисты пытались собрать 100 тысяч подписей, чтобы запретить преподавание астрономии вообще. Мол, чем шире знания человека о космосе, тем больше это подрывает веру в Бога. Наиболее радикальные противники астрономии предлагали (и до сих пор предлагают!) закрыть российские обсерватории и планетарии. Бесконечно огромные размеры Вселенной наталкивают на размышления о том, что где-то в ней есть другие разумные формы жизни, что Земля – не такая уж уникальная планета, и заставляет сомневаться в истинности божественного происхождения человека. То есть космические исследования, как считают некоторые весьма недалекие люди, напрямую вредят основным постулатам христианской веры. Власти не хотят скандалов с представителями церкви. Хорошо, хоть планетарии не закрыли.

В школах астрономии нет…


Любопытно, что ликвидация астрономии в российских школах состоялась как раз накануне наступления 2009 года, объявленного Генеральной ассамблеей ООН Международным годом астрономии. Постоянно говоря о своем стремлении стать частью международного научного сообщества, на деле Россия проигнорировала резолюцию ООН. Это более чем странное поведение властей вызвало бурную реакцию многих учителей, преподавателей вузов и ученых. Курс естествознания не заменит изучения отдельной дисциплины, а астрономия – такой предмет, который требует более подробного рассмотрения. Хотя бы в течение одного учебного года.

Чем объяснить отсутствие этой дисциплины в общеобразовательных утверждениях? На этот вопрос мне попыталась ответить Людмила Прудникова, в прошлом учитель астрономии в школе, сейчас – пенсионерка.

говорящие со звездами4

– Астрономия сейчас просто не в моде. Мне непонятно почему, ведь это такая интересная наука! Раньше мы со школьниками устраивали экспедиции, наблюдали за солнечным затмением в селе Мариинском, в горно-таежной «Службе Солнца» под Уссурийском. Мы составляли карты звездного неба, наблюдали за космическими объектами по школьному астрономическому календарю, который издательство «Дрофа» перестало выпускать с 2006 года, ввиду его невостребованности. Мы отстаивали хабаровский планетарий, который закрыли в 1993 году. На все наши обращения в правительство приходил один ответ: «В связи с дефицитом бюджетных средств строительство нового здания для планетария не представляется возможным» (цитата из письма администрации города Хабаровска Людмиле Прудниковой – прим. автора). Не спорю, сейчас тоже сохранились любители космоса, которые ведут наблюдения с нашей хабаровской набережной. Выставляют там телескопы и смотрят. Но это не серьезные исследования, а скорее хобби. И таких увлеченных сейчас все меньше и меньше. А чтобы их было больше, нужно знакомить ребят с небом со школьной скамьи! Как у нас появятся новые любители астрономии, если они даже не знают, что такое космос?

На данный момент ведется строительство космодрома «Восточный» в Амурской области. Это большой шаг в направлении развития космологии и популяризации астрономии на Дальнем Востоке. Глядишь, новые специалисты подтянутся… Если у них получится стать специалистами.

***

НАША СПРАВКА

В Дальневосточном федеральном университете есть кафедра геодезии, землеустройства и кадастра. Здесь геодинамические процессы и явления изучаются с применением новых технологий космической геодезии – VLBI (Интерферометрия со сверхдлинной базой), SLR (Спутниковая лазерная локация), GPS и ГЛОНАСС (Системы глобального спутникового позиционирования), DORIS (Доплеровская орбитография). ДВФУ сотрудничает с иностранными вузами Франции и Японии, обменивается с ними опытом. Это, к сожалению, единственный вуз на Дальнем Востоке, серьезно занимающийся подобными исследованиями.


***

говорящие со звездами5

…в вузах тоже нет

Даже в ведущем вузе страны – Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова – на одном потоке астрономического факультета обучается в среднем 20 человек. Можете себе представить, сколько из них заканчивают вуз и идут работать по специальности? Очень небольшое число. Один год обучения в среднем стоит 80 тысяч рублей, и далеко не каждый любитель космоса может позволить себе такое образование.

Но в огромном большинстве вузов России сейчас нет кафедр астрономии, и нет, соответственно, такого предмета. Заведующий кафедрой «Физика» в ТОГУ, доктор технических наук Владимир Римлянд прокомментировал эту ситуацию так:

– То, что в вузах нет астрономии как отдельной дисциплины – это нормально, инженерам она, в общем-то, и не нужна. В учебный план подготовки студентов-физиков, студентов-инженеров и других направлений, предполагающих подробное изучение физики, как таковая не входит астрономия. Ее никогда не было ни в западных вузах, ни в азиатских. В ТОГУ поверхностное изучение разделов космологии предполагает курс дисциплины «Концепции современного естествознания», и этого студентам вполне хватает. Исследования в области астрономии не входят в перечень направлений научных исследований ТОГУ. На Дальнем Востоке, насколько я знаю, есть только один вуз, имеющий отношение к этой науке, – Дальневосточный федеральный университет во Владивостоке. А вот то, что астрономию убрали из школьной программы – это полное безобразие. В те времена, когда я учился в школе, в десятом классе у нас был один урок астрономии в неделю. Этого достаточно, чтобы иметь представление о космосе, о строении Солнечной системы. А сейчас получается, что школы выпускают безграмотных людей, не обладающих элементарными знаниями в области строения Вселенной.

В педагогических высших учебных заведениях России уже очень давно не ведется подготовка учителей астрономии. Какой в них прок, считается, если этот предмет не входит в школьную программу? Для тех, кто хочет связать свою жизнь с астрономией, путь только один: научный. Чем выше твоя степень, тем более ценный ты кадр. Российских астрономов пока еще уважают за рубежом, сотрудничеству с ними рады научно-исследовательские институты и лаборатории США и многих стран Европы. Поэтому, если хочется исследовать космические глубины, надо запастись кругленькой суммой, терпением и трудолюбием.


говорящие со звездами7

К чему это приведет?

А приведет это к тому, что наши дети не смогут прикоснуться к чудесному миру космоса – по крайней мере, в школе. Интерес к астрономии, и без того угасающий с каждым годом, может пропасть окончательно. А мы, между прочим, живем в век новых технологий, где исследования к области космоса крайне важны. И космос достаточно эффективно работает для нас, жителей планеты Земля. Не случайно в ТОГУ в 2012 году открылся и успешно развивается Центр космических технологий, который использует получаемую со спутников информацию в интересах развития экономики Дальнего Востока и экологического и гидрологического мониторинга.

И если уважаемое Министерство образования и науки РФ не примет какие-то меры (не вернет хотя бы один час в неделю для изучения астрономии в 11-м классе), то общеобразовательные учреждения буду продолжать выпускать ребят, ничего не смыслящих в строении космоса и не знающих о его значении для развития человеческой цивилизации. Лично мне было бы стыдно не знать, что такое Млечный путь – а некоторые мои сверстники не знают! Преподаватели вузов ужасаются, когда узнают, что их студенты, только что покинувшие школьную скамью, не имеют ни малейшего представления о космосе. Но поделать ничего не могут – общие знания об окружающем мире должна давать школа, а в вузе ведется только подготовка специалистов в конкретных сферах деятельности.

Ученик начальной школы, глядя в небо, должен знать, что это не просто «темное полотно», на котором рассыпаны сверкающие точки. Астрономия открывает детям загадочный и прекрасный мир Вселенной. Так зачем лишать их этого? Может быть, кто-то из них, увлекшись космосом, в будущем стал бы первоклассным астрономом и открыл бы немало новых небесных тел… Если бы школа дала ему пищу для размышлений.

Астрономия – важнейшая наука, и о ней забывать нельзя!

Полина Песляк.

Фотоснимки представлены Людмилой Прудниковой
и взяты с популярных астрономических сайтах в Интернете

Фотографии