Журнал № 1 - 2014(18), рубрика: "Образование XXI века"

СВЯЗАННЫЕ ОДНОЙ СЕТЬЮ... УЖЕ 10 ЛЕТ

– В этом году мы отмечаем десятилетие создания Хабаровской краевой образовательной информационной сети, – рассказывает Сергей Михайлович Бурков, доктор технических наук, руководитель ХКЦНИТ. – Однако проект начался гораздо раньше. Первый договор, имеющий непосредственное отношение к ее созданию, был заключен в 1994 году. Весь первый год мы строили и поэтапно вводили в действие базовые элементы сети. В промышленную эксплуатацию она была запущена в 1995 году, постепенно прирастая все новыми и новыми компонентами. В 1998 - 1999 годах ХКЦНИТ Хабаровского государственного технического университета совместно с «PH International», американской благотворительной организацией, занимающейся развитием Интернета на территории РФ, анонсировали проект «Интернет в школы бесплатно». Результаты этой деятельности и стали стартовой основой, с которой через 10 лет началась история ХКОИС как живой и развивающейся системы.

А о дальнейшем развитии сети, ее преимуществах и планах на ближайший год нам рассказал Валерий Дмитриевич Терещенко (на снимке), заместитель директора ХКЦНИТ.

СВЯЗАННЫЕ ОДНОЙ СЕТЬЮ...

Что такое ХКОИС?

– Само понятие ХКОИС существует уже 10 лет. В настоящее время в нее входят все образовательные учреждения общего и начального образования Хабаровского края, включая школы, учреждения дополнительного образования и т.д. Всего по контракту мы работаем с 490 объектами. Каждое такое учреждение с точки зрения сети – это узел определенного уровня, например, школа – узел нижнего уровня и т.д. В каждой школе, в каждом учреждении есть своя локальная компьютерная сеть, которая подключается к ХКОИС как один объект. Если взять, к примеру, что в каждом образовательном учреждении есть не менее 10 компьютеров, то получается, что к сети подключено, как минимум, 4900 автоматизированных рабочих мест. Фактически их намного больше, так как сейчас почти в каждом учреждении есть от 15 до 20 компьютеров, не считая административно-управленческий аппарат. Так что по самым скромным подсчетам ХКОИС объединяет порядка 10 тысяч компьютеров.

Кроме того, к образовательной сети в рамках программы дистанционного образования подключаются и дети с ограниченными физическими возможностями. Сейчас в Хаба-ровском крае в такой программе из их числа участвуют 165 человек. Здесь уже другие требования и своя специфика работы. На сегодняшний день ХКОИС – достаточно мощное хозяйство. Общий объем услуг сети оценивается более 100 миллионов рублей в год.

Экскурс в историю

– Совсем недавно мы сами, люди, которые работаем в этом направлении более 10 лет, спорили: когда же день рождения ХКОИС? Выяснилось, что Государственный контракт № 273 от 9 марта 2004 года звучал так: «Организация работ по подключению школ (учреждения основного общего образования) субъектов РФ к сети Интернет». Задача    была – подключить школы к всемирной паутине. Хабаровский край участвовал в этом плане как один из пилотных регионов со своим проектом подключения. На том этапе проект создавался силами работников ХКЦНИТ ТОГУ в сотрудничестве и под руководством Министерства образования и науки Хабаровского края и задумывался не как простое подключение, а как создание корпоративной сети сферы образования Хабаровского края, когда выход во внешний мир, в Интернет, будет осуществляться через единый основной сетевой узел. Этот проект, предварительные работы по которому велись достаточно давно, был изготовлен, получил одобрение, утверждение, и наконец-то стал реализовываться. Сразу встал вопрос о том, как назвать такую сеть. Методом итерации и было придумано название. ХКОИС – и сокращенно звучит красиво.

Подключение к ХКОИС

– На первых этапах далеко не все образовательные учреждения Хабаровского края имели физическую возможность быть подключенными к сетям связи, по которым можно было выйти в Интернет. Край с точки зрения телекоммуникационной инфраструктуры довольно сложный. Далеко не все населенные пункты имеют одинаково высокие технические возможности. Это притом, что в проект были собраны абсолютно все технологии подключения, начиная с «Dial up» через городскую телефонную линию и заканчивая организацией спутниковых каналов связи. Те образовательные учреждения, которые имели хоть какой-нибудь канал связи, были включены в проект, и подключались к всемирной сети, а те, где необходимо было строить новые каналы, остались на потом, потому что тогда денег на это не было. Но постепенно, в течение достаточно большого промежутка времени, во всех школах были созданы каналы связи. Конечно, в основном строили связисты, но где-то и мы – в рамках различных целевых программ или договариваясь с организациями связи на почве взаимных интересов. Тем не менее, кем бы ни велись работы, все они были в рамках общей концепции, которая изначально была заложена в ХКОИС. Все остальные этапы развития сети связаны не с изменениями технологий, а с улучшением возможностей по подключению к образовательным учреждениям.

Ограничения по скорости

– На сегодняшний день все образовательные учреждения разбиты на три группы. Особняком стоит город Хабаровск, лидирующий участок, который, в отличие от других населенных пунктов, имеет свою муниципальную транспортную оптоволоконную теле-коммуникационную сеть. Это достаточно большие скорости, ограничивающиеся только возможностями канального оборудования. Притом, возможности по увеличению скорости безграничны. Большая часть школ края имеет возможность работать на скорости 1 Мбит/с, и только небольшая часть еще остается на скорости 400-500 Кбит/с. Даже на спутниковых объектах, где работают спутниковые каналы, скорость сейчас 1 Мбит/с на прием, а на передачу 256 Кбит/с. Сейчас мы запустили новые спутники, если к маю пройдет успешное тестирование и они будут запущены в эксплуатацию, то наши возможности возрастут. Мы стараемся каждую возможность использовать по максимуму.

Каналы связи


– Главное в сети, с технической точки зрения, – это единый узел связи, через который осуществляется выход всех наших клиентов в Интернет. На сегодняшний день узел имеет три магистральных канала. Наземные каналы работают через узел, расположенный в ТОГУ, он имеет прямые оптические линии связи с основными провайдерами компаний «Ростелеком» и «ТрансТелеКом». Спутниковые подключения имеют отдельный узел в Барнауле, там, по сути, – филиал ХКОИС. На «Ростелеком» у нас 100-мегабитный канал чисто для ХКОИС, а через «ТрансТелеКом» построен 100-мегабитный канал академической сети RUNet. Независимо от этого разрабатывается вопрос создания резервного канала на «ТрансТелеКом» еще на 100 Мбит. В итоге получается, что у нас один внешний канал через узел в Барнауле, а через узел в ТОГУ еще два действующих и один резервный, запасной.

Преимущества ХКОИС


– Преимущества такого подключения с точки зрения технологии в том, что все необходимое происходит автоматически. Например, требования контентной фильтрации подключения к Интернету для образовательных учреждений. В других регионах это забота школы, программное обеспечения для защиты детей от вредного контента устанавливается на каждом компьютере. А в нашей сети контентные фильтры расположены на самом узле, и поэтому независимо от настроек оборудования в школах фильтрация осуществляется по самым актуальным базам, потому что обновление баз фильтрации на узле автоматическое, с малой периодичностью. Пока не создана единая центральная база фильтрации, мы пользуемся разными источниками: базами фильтрации, которые рекомендуются для образовательных учреждениях Новосибирским центром, Уральским центром, Прокуратурой РФ и т.д. Второй важный момент касается управления самим процессом доступа к Интернету. В руках у Министерства образования и науки реальный инструмент управления процессом доступа в Интернет, так как они имеют возможность в реальном времени отслеживать как сам факт возможности работы в Сети, или в удаленной образовательной среде, так и содержательную часть. Например, определять самые посещаемые сайты и т.д. Можно проверять и регулировать этот процесс. Мы пользуемся этим инструментом для улучшения ситуации с загрузкой сети.

В нашей сети можно использовать технологии централизованного обновления про-граммного обеспечения, когда машина с сервера, не загружая внешние каналы, выполняет установку обновлений в то время, когда это удобно пользователю. С одной стороны, это преимущество, с другой – путь для дальнейшего развития. В каждой школе нужно делать не номинальный технический сетевой узел, а фактически работающий. То есть должен быть специальный сервер – ядро телекоммуникационного узла с соответствующим программным обеспечением и такими настройками, чтобы он реально управлял сетью. На этот сетевой сервер загружаются все необходимые обновления, специальное программное обеспечение и базы данных, наиболее часто используемые образовательные ресурсы, которые непосредственно нужны для работы в данной школе. Тогда многое будет делаться автоматически, быстрее и оптимальнее. Если к одному какому-нибудь образовательному ресурсу хоть раз обратились, то в другой и третий раз этот ресурс из Интернета не грузится, а используется уже сохраненный на сервере. По локальной (внутренней) сети гораздо больше скорость передачи данных, и учителю не нужно будет ждать, пока информация загрузится, потому что все необходимое уже лежит на школьном сервере. Это направление, которое надо развивать.

Важное преимущество ХКОИС – единая служба технической поддержки. Все образовательные учреждения знают номера единой службы поддержки. Если что-то происходит, то они сразу звонят и сообщают о неполадках. Дальше подключаются специалисты, начинают тестировать и разбираться, что можно исправить самим, а что нужно просить исправить организацию-провайдера. Оказывается, до 80% обращений происходит из-за сбоев на уровне школ, а не на уровне канала связи, что позволяет исправить проблемы, не подключая службу провайдеров. Служба техподдержки ведет единый электронный журнал таких обращений. В нем также отслеживаются действия и события по устранению неисправностей.

Еще одно важное достоинство сети – информационные ресурсы, размещенные на собственных серверах. Из фондов общероссийской библиотеки мы делаем копии цифровых ресурсов в краевое хранилище. И доступ к ним легче и быстрее, чем через внешние каналы.

Вся информация по работе любого образовательного учреждения в информационном пространстве есть на центральном узле, где она хранится. По этому архиву можно проводить любые аналитические исследования, например, по частоте посещений тех или иных сайтов, востребованности обновлений и многому другому. Это касается и дистанционного образования, которое работает через «Телешколу», ведь учителям-наставникам очень интересно знать, как часто дети работают с «Телешколой», какие дополнительные ресурсы используют, что им интересно. Для того чтобы проще проанализировать работу каждой школы, мы сделали программу, которая сама обрабатывает данные и представляет их в виде статистики по интересующим нас показателям: 20 наиболее посещаемых школами сайтов, распределение трафика по дням недели, уровень скорости работы и т.д. Сейчас наш сотрудник Николай Мазанник сделал геоинформационную систему, когда на сайте ХКОИС, кликнув на иконку «Карта», можно увидеть карту Хабаровского края, на которой отмечены все образовательные учреждения. Наводите курсор на интересующее вас учреждение и видите всю необходимую информацию. Можно при желании перейти на его сайт. Это более наглядная и расширенная система, чем стандартные сервисы.

В других системах, где нет специализированного центрального сервера, вы такую информацию не получите, это эксклюзив. Каждая школа уже привыкла к этому, может сама все просмотреть, никуда дополнительно не обращаясь. Но чужое смотреть не смо-жет. Это закрытые данные. Даже районным органам управления образованием можно смотреть только данные о своих подведомственных учреждениях. Конечно, если Министерство образования разрешит всю информацию сделать общедоступной, то мы это сделаем, потому что такие возможности изначально заложены в концепцию сети.

В нашей службе поддержки также есть отдел, который помогает создавать сайты для школ. Есть оболочки сайтов, как стандартные, так и индивидуальные, которые можно размещать на нашем сервере для работы в Интернете. Работает централизованная отраслевая электронная почта с адресами в одном домене. Все школы на серверах ХКОИС имеют собственные почтовые ящики.

Сотрудники ХКЦНИТ

– Штат невелик. Большинство сотрудников работает с самого начала. Идеологическое руководство – за заместителем министра образования и науки Хабаровского края А.М. Королем и директором ХКЦНИТ ТОГУ С.М.Бурковым. Из нынешнего руководства ХКЦНИТ организуем работу ХКОИС я, А.И.Мазур, А.В.Мендель. Администраторами сейчас работают выпускники ТОГУ Кирилл Шоберг, Евгений Цицулин и Николай Мазанник.

Планы на нынешний год

– Основной провайдер для организации связи на территории Хабаровского края – самая разветвленная сеть «Ростелеком», которая является приемником «Дальсвязи». Ее технические возможности пока ограничены, что влияет на качественные показатели работы образовательных учреждений. В этом году мы планируем те объекты, на которых «Ростелеком» имеет нужные технические возможности, перевести на более скоростные каналы. Хотя практика показывает, что этот процесс двигается очень медленно, несмотря на то, что ничего в этом сложного нет. Все потому, что между тем как провайдер заявляет, что готов предоставить услуги, и временем, когда он реально начинает эти услуги предоставлять, – огромная дистанция. В качестве примера могу рассказать о случае, когда прошло сообщение, что в Охотском районе у «Ростелеком» появилась собственная оптика, в связи с чем он может выдавать хорошие скоростные показатели. Мы сделали запрос, а они в ответ: «Технических возможностей нет». То есть для основных узлов оптика дошла, а раздавать ресурс  узлов они не могут, так как до конца не поменяли узловое оборудование...

Надеемся, в этом году часть школ нам удастся перевести на более высокие скоростные каналы. Мы обратим внимание и на те населенные пункты, где скорость совсем низ-кая, или работа подключений неустойчивая. Было бы необходимое финансирование, а там можно и спутники использовать. Но это весьма затратная часть: каждый спутниковый канал обходится от 150 до 200 тысяч рублей.

Записала Александра Тенеткина.

Фото автора


Фотографии