Журнал № 5 - 2013(17), рубрика: "Образование XXI века"

Гуманитарный выбор: Учиться несмотря ни на что

В 2013 году на направление бакалавриата «Зарубежное регионоведение» на бюджетную основу в Тихоокеанском государственном университете не поступил ни один студент. Просто в этом году нашему университету Министерством образования и науки РФ не было предоставлено бюджетных мест. Чтобы выяснить причины случившегося и узнать прогнозы на будущий год, мы отправились к декану Социально-гуманитарного факультета профессору Илдусу Ярулину.

 Учиться несмотря ни на что1

Профессор Илдус Ярулин


– Илдус Файзрахманович, как так получилось, что в нынешнем году направление «Зарубежное регионоведение» осталось без бюджетных мест?

– Произошла ошибка при подаче заявки на бюджетные места. Возможность получить их была, потому что только два вуза на Дальнем Востоке готовят студентов по этой специальности: мы и Федеральный университет во Владивостоке. Но в силу того, что была неправильно оформлена заявка, мы, действительно, остались в этом году без бюджетных мест. Но на следующий год этой ошибки уже не будет. А о примерном количестве бюджетных мест будет известно уже до конца этого года.

– А сколько бюджетных мест было предоставлено ТОГУ в прошлом, 2012 году?

– Их было вначале четыре, потом стало семь… Но в целом в последние годы наблюдается уменьшение плана приёма. Это связано, прежде всего, с общей политикой министерства: финансируемые из бюджета места на гуманитарные и социальные дисциплины в вузах были сокращены по всей России. Господствует точка зрения, что нам нужно готовить инженеров и специалистов прочих технических профилей, поэтому там бюджетных мест много…

– Гуманитарии, получается, никому не нужны?

– У нас, к сожалению, забыли, что ещё в 1942 году, когда неизвестно было, чем вообще окончится Великая Отечественная война, глава Советского государства Иосиф Сталин распорядился об открытии филологических факультетов в вузах СССР. Почему-то у нас сейчас гуманитарными специальностями пренебрегают. Конечно, инженеры нужны, но куда все они потом пойдут? Смогут ли найти себе работу?

Но нет же, мы берём количеством! Самое печальное заключается в том, что многие выпускники технических вузов, несмотря на то, что в них вложены огромные деньги, работают впоследствии не по специальности, а в сфере обслуживания… Беда в том, что никто не знает, сколько и каких специалистов нашей стране нужно.

При этом практика показывает, что среди гуманитариев самый низкий процент безработных, стоящих на учёте на бирже труда. В силу специфики полученного образования, а также знания психологии, гуманитарий всегда найдёт себе место. Пусть не по специальности, но на работу он всегда устроится, потому что знание языков и каких-то других гуманитарных основ даёт ему преимущества. Гуманитарии умеют работать с людьми, что в принципе и нужно. Но люди с гуманитарным складом ума не пойдут в инженеры. Не пойдут! Сегодня сфера услуг – это 80% рынка труда. Поэтому на следующий год университет будет добиваться, чтобы на нашем факультете были бюджетные места. Потому что дети хотят учиться! Вот и набор нынешнего года нам показал, что у нас самый высокий конкурс и наибольшее количество поступающих обучаться на договорной, то есть платной основе.

– Сколько же студентов поступило на направление «Регионоведение» в прошлом году?

– В прошлом году, когда имелись бюджетные места, – тридцать два студента. А в нынешнем (по состоянию на 10 августа) был зачислен двадцать один студент, но за прошедшее время с других специальностей, даже с других факультетов, перевелись ещё три человека. Значит, спрос у молодёжи на такое образование имеется.

Неудивительно, что на нашем факультете один из самых высоких проходных баллов. Вот, например, результаты рейтинга качества бюджетного приёма (у нас самые высокие средние баллы по предметам): журналистика – почти 80 баллов, сфера обслуживания – 72,8, лингвистика – 73,7. Это демонстрирует, с каким высоким уровнем подготовки к нам идут абитуриенты. Для Дальнего Востока это очень высокий результат. Значит, за гуманитариями будущее. Значит, всё равно они будут. К нам приезжают абитуриенты и из других регионов России. Например, в этом и прошлом году на зарубежное регионоведение в ТОГУ поступали студенты из Иркутска, Башкирии, Якутии, Екатеринбурга… Значит, есть спрос на эту специальность. После второго курса почти треть студентов из группы продолжает своё образование по обменным программам либо в Китае, либо в Республике Корея, либо в Японии. В прошлом году трое наших ребят отправились учиться в магистратуру в Китай, в этом году – ещё двое. Вот такой у нас на Социально-гуманитарном факультете уровень подготовки. Поэтому уже во время обучения многие студенты трудоустраиваются – преподают китайский язык в общеобразовательных школах, их часто зовут и в детские сады. Разве это не наглядное доказательство их востребованности?

Несмотря на отсутствие бюджетных мест, двадцать четыре студента всё же учатся сейчас в ТОГУ на первом курсе по направлению «Зарубежное регионоведение». В чём же секрет притягательности этой специальности?

Мы решили «выловить» из массы студентов регионоведа-первокурсника и попросить рассказать собственную историю выбора данного направления обучения…
Поделиться с нами своими впечатлениями любезно согласилась Ярослава Беляева.


– Ярослава, изначально ты хотела поступать на бюджетную или договорную основу?

– Конечно, планировала поступать на бесплатное обучение, готовилась целый год. Могу сказать, что довольно хорошо сдала ЕГЭ, так что подумала, что смогу пройти на бюджет. Но не получилось.

– Значит, ты давно решила осваивать эту специальность?

– Не совсем. У меня в планах значилось несколько вариантов, хотя все они были в рамках гуманитарного направления. Я знала, что хочу получить именно гуманитарную профессию.

Ещё в школе к нам приходил представитель ТОГУ, который раздал буклеты, где были перечислены все специальности. Когда прочитала информацию о направлениях обучения на Социально-гуманитарном факультете, то выделила для себя перевод и переводоведение, лингвистику и зарубежное регионоведение. Я тогда посмотрела на это последнее, малознакомое название и подумала: «Может быть, выбрать его?». Я выяснила, какие ещё вузы в России могут предложить такую профессию, но сейчас большее предпочтение отдаётся техническим, экономическим и юридическим направлениям. Хотела отправиться на Запад, но там баллы для гарантированного поступления нужны слишком высокие. Поэтому не нашла ничего подходящего из вузов, кроме ТОГУ и ДВФУ.

В итоге в ДВФУ я так и не подала документы, так как отношусь к нему с недоверием. Интересно, что когда мы с мамой пришли в ТОГУ, то встретили декана СГФ профессора Ярулина. Он, к нашему удивлению, сказал, что не собирается расхваливать ни университет, ни конкретную специальность, и предложил, чтобы мы сделали выбор сами. По его словам, надо заниматься тем, к чему лежит душа.

– Ты не пожалела о своём выборе?

– Нет. Зарубежное регионоведение – это такая специальность, к которой нельзя привыкнуть в ходе обучения, нужно сразу знать, чего ты хочешь. Если тебе нравятся иностранные языки, если ты хочешь изучать страны Востока, а может даже вращаться в дипломатических кругах, если умеешь общаться с людьми, тогда тебе именно сюда. Но если нет конкретной цели, то, даже окончив университет с красным дипломом, в будущем никакой карьеры на этом направлении не построишь.

– И сколькими иностранными языками ты владеешь?

– Пока только английским, но нас будут обучать ещё и китайскому, и японскому языкам. Я, чтобы немного подготовиться, уже хожу на дополнительные курсы изучения китайского.

– Какие предметы для тебя наиболее интересны?

– Интерес к предмету во многом зависит от преподавателя. Когда обучаешься в школе, учителя заставляют зубрить всё подряд, не предлагая при этом ученикам вникнуть в смысл получаемых знаний.

Преподаватели в университете иначе преподносят свои предметы, стараются заинтересовать студента, чтобы он сам разобрался и начал мыслить. Тем более что сейчас у нас не стандартная математика или русский язык, а предметы по специальности. Например, философия. В этой дисциплине есть то, что заставляет проникнуться к ней особым интересом. Конечно, это также заслуга преподавателя Дениса Игоревича Конарского.

– Ты планируешь в будущем остаться работать в России или отправиться за границу?

– Скорее всего, я сменю место жительства. Если стану востоковедом, то подамся в Китай или Японию, может быть, там найду сферу деятельности, чтобы проявить свои знания.

– То есть после окончания университета ты хочешь стать востоковедом?

– Не знаю... Если нет, то надеюсь, что буду работать в сфере дипломатии и внешнеполитических связей. Но даже если не найду себя в этой области, полученные знания смогут пригодиться и в другом деле, например, создам бизнес, ориентированный на страны Востока. Мне поможет моё образование, полученное в Тихоокеанском государственном университете. Я уверена, мои знания о культуре, истории, традициях той или иной страны будут открывать передо мной любые двери. Так что смогу ли я устроиться по специальности – покажет время, но уверена, что без дела я не останусь!


 Учиться несмотря ни на что2

Ярослава Беляева, студентка ТОГУ


– Хочешь сказать что-нибудь в напутствие будущим зарубежным регионоведам?

– Только одно: если есть предрасположенность или интерес к этому делу, то поступайте, а если нет, то не стоит зря терять время…

Вот так. Мои собеседники ещё раз подтвердили, что людей, которые твёрдо решили посвятить себя той или иной специальности, точно не испугает отсутствие бюджетных мест. Ведь самое главное, чтобы в процессе учёбы студент получал истинное удовольствие, уверенно путешествуя по просторам увлекательных и завораживающих знаний.

Беседовала Александра Тенёткина.

Фото автора и из личного архива профессора И. Ярулина