Журнал № 4 - 2013(16), рубрика: "Образование XXI века"

Профессор Сергей Шалобанов: «Образование в ТОГУ – на основе современных компьютерных и инженерных технологий»

Тихоокеанский государственный университет нынешней осенью празднует своё 55-летие. Университет сегодня – один из признанных в России и на Дальнем Востоке лидеров высшего образования, общее число выпускников которого приближается к ста тысячам. И основными темами для интервью с первым проректором ТОГУ профессором Сергеем Шалобановым стали, конечно же, успешное завершение университетом наборной абитуриентской кампании и начало нового учебного года.

 С.В. Шалобанов

– Сергей Викторович, каковы основные итоги завершившейся приёмной кампании, каковы количественные и качественные параметры студенческого пополнения?

– Что касается статистики: университету в этом году по плану приёма было предоставлено 1192 бюджетных места на специалитет, бакалавриат и магистратуру по очной и заочной формам обучения. Всего же в ТОГУ поступили около трёх с половиной тысяч человек, в том числе на очную форму – более 1850-ти. По итогам наборной кампании университет подтвердил свой статус ведущего регионального вуза. Так, из зачисленных к нам на очную форму обучения 48 процентов составляют жители Хабаровска и Хабаровского края, а 52 процента, то есть большинство, – это представители других регионов Дальнего Востока, а также Забайкальского края и ещё 16 регионов России. Что касается качества первокурсников, то оно повысилось. Средний по предметам балл ЕГЭ для поступивших в ТОГУ в 2013 году составил 61,4. А по уровню баллов, необходимых для поступления на бюджетное место ТОГУ по некоторым направлениям, например, по журналистике, обогнал даже Дальневосточный федеральный университет.

– То есть налицо положительная динамика?

– Да, она присутствует, но и на имеющиеся острые проблемы мы не вправе закрывать глаза. В их числе – уменьшение количества выпускников в школах Дальнего Востока, ориентация лучших из них на поступление в вузы на Западе России. Невысока ещё мотивация в поступлении на инженерные специальности, хотя промышленные предприятия региона испытывают дефицит таких специалистов и готовы платить им достойную зарплату. Да и качество знаний, которое дают выпускникам очень многие школы, к сожалению, оставляет желать лучшего. Из года в год мы сталкиваемся с проблемой несоответствия выпускного уровня школьных знаний и требований, которые к первокурсникам предъявляют вузовские программы. В связи с этим нам, к примеру, пришлось с прошлого учебного года пойти на введение так называемых курсов выравнивания для поступивших в ТОГУ. На них в первом семестре студентам-первокурсникам даются дополнительные знания по физике, математике, информатике, химии и другим предметам.

Анализируя все эти проблемы, мы ещё раз убедились в том, что вузы сегодня не должны просто сидеть и ждать, когда к ним придут абитуриенты. И традиционных рекламных и PR-кампаний университетам уже не достаточно. Вуз, его факультеты и кафедры, а также преподаватели должны активно работать со школьниками, своими потенциальными студентами, непосредственно в лицеях, гимназиях и школах. Вплоть до того, что выстраивать для ребят индивидуальные траектории движения к нам.

– И такое возможно?

– Да. Кстати, у нашего университета есть хороший опыт в этой сфере. Уже несколько лет в ТОГУ работает Воскресная физико-математическая школа для учеников 9-х, 10-х и 11-х классов при Факультете компьютерных и фундаментальных наук. В ней преподают не только профессора и доценты ТОГУ, но и учёные из Института прикладной математики Дальневосточного отделения Российской академии наук. Уже открылись филиалы нашей школы в нескольких посёлках Хабаровского края. К углубленному, по сравнению со школьной программой, изучению физики, математики и информатики теперь прибавилось и преподавание химии. Через эту школу прошли уже несколько сотен старшеклассников, большинство из них поступили и успешно учатся в ТОГУ, а также других престижных вузах. Работает в ТОГУ уже третий год и Школа юного журналиста. Поэтому в качестве важной задачи на будущее мы ставим перед факультетами создание таких же специализированных школ и профильных классов. По-новому мы планируем проводить и Дни открытых дверей – непосредственно на факультетах и выпускающих кафедрах: с использованием лабораторий, с интересными интернет- и видео-лекциями, с презентациями студенческих разработок, например, подводных и других роботов.

Конечно же, успех в этих начинаниях зависит от тесного сотрудничества с общеобразовательными школами и с учителями, которые должны быть заинтересованы в том, чтобы их питомцы добились успеха в выборе профессии, реализовали себя в жизни.

Ещё одно направление работы со школами и школьниками – олимпиады. ТОГУ является организатором и соорганизатором целого ряда олимпиад для школьников. В их числе: Региональная олимпиада Хабаровской краевой заочной физико-математической школы и Совета ректоров вузов Хабаровского края и ЕАО по математике и физике; Открытая межвузовская олимпиада школьников Сибирского федерального округа «Будущее Сибири» по физике; Олимпиада школьников «Ломоносов» по физике, математике и обществознанию; Российская олимпиада оборонно-инженерного профиля «Инженеры будущего» по физике и математике. Их победители приходят к нам учиться, поскольку получают серьёзные льготы при поступлении в вуз.

К интервью С.В. Шалобанова 4

Губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт знакомится
с лабораторной базой ТОГУ


– Сергей Викторович, наверное, уже есть конкретные примеры успешного взаимодействия со школами региона в профориентационной работе?

– Да, и я с удовольствием хочу назвать эти учебные заведения, выразить им благодарность за сотрудничество. К нам в этом году поступили: 21 выпускник Многопрофильного лицея, 19 – из Политехнического лицея, 18 – из средней общеобразовательной школы № 30, по 17 ребят из Экономической гимназии, средней общеобразовательной школы № 36, 7-й и 8-й гимназий. По 15 наших первокурсников представляют гимназию № 4 восточных языков и среднюю общеобразовательную школу № 36. Это всё учебные заведения Хабаровска. Но есть и школы в других регионах, которым мы очень признательны за то, что нацелили своих выпускников на поступление в ТОГУ. Это средняя общеобразовательная школа № 5 в Биробиджане, откуда к нам пришли 18 выпускников, средняя общеобразовательная школа № 2 в Лучегорске (Приморский край), пополнившая студенчество Политена шестнадцатью своими представителями. Мы сейчас разрабатываем комплекс мер по укреплению взаимодействия с этими и многими другими школами Хабаровского края и других регионов.

 К интервью С.В. Шалобанова 2

Абитуриенты 2013 года: «Какую специальность выбрать?»


– Что сегодня привлекает выпускников школ в тех или иных вузах? К примеру, чем им интересен ТОГУ?

– Выбирая университет для поступления, абитуриенты и их родители, уделяют внимание, прежде всего, имиджу вуза и качеству образования в нём, наличию интересных и перспективных специальностей и направлений обучения, востребованности выпускников на производстве, то есть возможности трудоустройства. Конечно же, немалую роль играет и наличие большого числа бюджетных мест, социальные гарантии, бытовые условия в студенческих общежитиях и возможность интересно провести свободное время.

Всё это у нас имеется и является предметом гордости вуза. Мы лидируем в регионе и по количеству бюджетных мест, и по количеству специальностей. В ТОГУ ведётся подготовка по 10 специальностям высшего профессионального образования, 93 профилям бакалаврита, 37 направлениям магистратуры, по 40 научным специальностям послевузовского обучения. Кроме того, в интересах производственных предприятий осуществляется переподготовка и повышение квалификации по 100 специальностям и рабочим профессиям. Что касается качества подготовки: весной 2013 года 10 наших образовательных программ по итогам опросов более 4000 независимых экспертов, вошли в число лучших в России. Среди этих программ, реализуемых в ТОГУ: магистерская «Прикладная математика и информатика», специалитет «Эксплуатация судовых энергетических установок» и 8 бакалаврских – «Строительство», «Дизайн архитектурной среды», «Информационные системы и технологии», «Технология художественной обработки материалов», «Наземные транспортно-технологические комплексы», «Технологические машины и оборудование», «Юриспруденция», «Торговое дело». И в предшествующие годы многие наши образовательные программы также признавались лучшими по результатам этого всероссийского конкурса.

К интервью С.В. Шалобанова 3

Центр космических технологий ТОГУ работает и как научная лаборатория, и как специализированная учебная аудитория


– А как специальности и направления, реализуемые в ТОГУ, отражают потребности экономики региона в кадрах, перспективы её развития?

– Оперативному реагированию на запросы рынка труда мы уделяем первостепенное внимание. Поэтому из трёх с лишним тысяч специалистов, которых Тихоокеанский государственный университет выпускает ежегодно, трудоустраивается абсолютное большинство и лишь единицы, в связи с какими-то личными обстоятельствами, обращаются на биржу труда. Более того, мы внимательно отслеживаем тенденции развития экономики. К примеру, в связи со строительством космодрома «Восточный» и с учётом его текущих и перспективных потребностей в кадрах, в связи с развитием на Дальнем Востоке других перспективных отраслей, в том числе авиа- и судостроения, нефтегазохимии, мы открываем новые специальности и направления. Уже лицензируются четыре из них: «Двигатели летательных аппаратов», «Радиоэлектронные системы и комплексы», «Электроэнергетика и электротехника», «Фундаментальная и прикладная химия». В наших дальнейших планах – открытие специалитета «Информационная безопасность автоматизированных систем» и пяти направлений бакалаврита: «Ракетные комплексы и космонавтика», «Лазерная техника и лазерные технологии», «Электроника и наноэлектроника», «Радиотехника», «Материаловедение и технологии материалов».

Мы не только опираемся на свой опыт, но и развиваем сотрудничество с ведущими университетами России. К примеру, ТОГУ вошёл в состав образовательного консорциума вузов, в котором также участвуют РГТУ имени Циолковского, МГТУ имени Баумана, Московский государственный технический университет радиотехники, электроники и автоматики, Московский государственный университет геодезии и картографии (МИИГАиК), Балтийский государственный технический университет имени Устинова (ВОЕНМЕХ). Данное объединение занимается подготовкой кадров для аэрокосмической отрасли.

 – Особое место в списке преимуществ современного вуза занимает наличие современной учебно-лабораторной базы. Как в этом отношении смотрится ТОГУ?

– Очень достойно. Причём не только на Дальнем Востоке, но и в целом в России. В университете сформирована лабораторная база с уникальным оборудованием, которое используется комплексно: и для научных исследований, и в образовательном процессе. За три года на эти цели нами инвестировано более 300 млн рублей. Лабораторная база ТОГУ включает 22 исследовательские лаборатории, 23 научно-образовательных и инженерных центра, 5 студенческих конструкторских бюро, 3 центра коллективного пользования научным оборудованием. Предметом нашей особой гордости являются Центр коллективного пользования научно-исследовательским оборудованием «Прикладное материаловедение», Центр космических технологий, Учебно-производственный центр CAD/CAM-технологий, Лаборатория суперкомпьютерных исследований с вычислительным кластером мощностью 15 Терафлопс (миллиардов операций в секунду) и другие объекты. Кстати, многие из лабораторий в ТОГУ созданы с участием иностранных компаний, которые инвестируют капитал и осуществляют поставки технического оборудования. Это учебный центр компании KOMATSU, лаборатории корпораций National Instruments, Siemens, Tokyo Seimitsu.

 К интервью С.В. Шалобанова 1


– А как в процессе создания учебно-материальной и лабораторной базы участвуют российские компании и предприятия, национальный бизнес? Ведь университет готовит кадры в первую очередь для них.

– Пока, к сожалению, очень скромно. В пример могу привести разве что компанию «КамАЗ», с которой мы вместе открыли в Хабаровске учебный центр. Кстати говоря, многие директора российских предприятий, бывая у нас и оценивая уровень технического оснащения наших передовых лабораторий, порой даже сетуют, мол, вы студентов готовите на новейшем оборудовании, а потом они приходят к нам, сталкиваются с устаревшим и не хотят на нём работать. На этот счёт могу лишь посоветовать руководителям таких заводов: давайте вместе решать проблемы создания инновационных производств, оснащения их современной техникой. Мы к такому партнёрству готовы.

– Сергей Викторович, современные станки и оборудование стоят, действительно, недёшево. Но ведь не только они сегодня позволяют многократно повысить эффективность учебного процесса, есть и более доступные информационные, компьютерные технологии

– И мы их активно используем. В ТОГУ, к примеру, уже несколько лет работает Центр дистанционных образовательных технологий. Дистанционными формами обучения (а они, среди прочего, подразумевают проведение интерактивных лекций и тестирование), охвачены тысячи студентов-заочников. Сетевые формы обучения мы постепенно распространяем и на студентов-очников. Второй год подряд мы выдаём всем первокурсникам нетбуки, в университете создан Информационно-образовательный портал, в котором предусмотрены индивидуальные электронные «кабинеты» для каждого студента и преподавателя. Мы также приступили к созданию на факультетах и ведущих кафедрах специализированных аудиторий электронного обучения.

Так что всё вышесказанное позволяет мне с полной ответственностью утверждать, что сегодня образовательный процесс в ТОГУ строится на основе современных компьютерных и инженерных технологий. Мы идём в ногу со временем.

Беседовал Александр Пасмурцев.

Фото Ирины Буржинской и Евгении Верченовой

Фотографии