Журнал № 5 - 2012(12), рубрика: "Образование XXI века"

Польша – Россия – Китай: традиционные ценности в современном мире

 Если тростник не гнётся, то он ломается.
 Японская пословица

Современный мир стремительно меняется. И эти изменения, связанные, в первую очередь, с нарастающими и весьма противоречивыми процессами глобализации, резко обострили проблему национальной идентичности.

Никогда ранее в мировой истории эта проблема не стояла столь остро и не охватывала практически все народы мира. Кризис национальной идентичности приобрёл такие масштабы, что его преодоление для многих означает уже не только выбор адекватной конкурентоспособной стратегии развития, но и превращается в вопрос национального выживания.

С одной стороны, глобализация демонстрирует преимущества в первую очередь западной модели развития и западных ценностей. А с другой – пока не ясно, будут ли западные ценности «работать» в условиях быстро наступающей постэкономической эпохи. Вполне возможно, что в новой эпохе будут востребованы ценности вовсе не западного типа. Так что России, Китаю, Польше, возможно, не следует слишком торопиться и отказываться от своих традиционных ценностей. Вдруг они пригодятся и всему человечеству?

Польша – Россия [большая картинка]

Наш собеседник – профессор Илдус Ярулин, декан Социально-гуманитарного факультета ТОГУ


Обо всём этом, а также о конференциях в Ягеллонском университете (Краков, Польша) и Пекинском педагогическом университете (Пекин, Китай) мы поговорили с деканом Социально-гуманитарного факультета Тихоокеанского государственного университета, доктором политических наук, профессором Илдусом Ярулиным.

– Илдус Файзрахманович, расскажите, пожалуйста, о вашей поездке в Ягеллонский университет и о конференции, в которой вы приняли участие.

– С 24 по 25 сентября в Ягеллонском университете проходила международная конференция с участием политологов России. В частности, были представлены факультеты политологии МГУ и Санкт-Петербургского госуниверситета, от Дальнего Востока я был один. И были представители ряда польских вузов: Ягеллонского университета, Варшавского университета и католических университетов, расположенных в Кракове.


Польша – Россия1 [иллюстрация к статье]    Польша – Россия2 [иллюстрация к статье]

Ягеллонский университет – один из старейших вузов Европы


– Какова была тема конференции?

– «Ценности в политике. Опыт Польши и России». Это связано с тем, что идёт процесс глобализации, и Польша как одна из стран бывшего социалистического лагеря ощущает на себе достаточно серьёзное давление со стороны Евросоюза. Назревает необходимость уже не только на уровне правительственных соглашений, экономического взаимодействия, но и вообще на всех уровнях входить в систему ценностей Европейского союза. Этот процесс для Польши непростой, даже болезненный. Ведь много лет она была страной социалистического лагеря, пережила несколько революций, множество реформ… Да, поляки уже давно отошли от социализма, активно участвуют и в НАТО, и в ЕС. Но теперь они столкнулись с тем, что на антропокультурном уровне происходит трансформация системы их традиционных ценностей. Для поляков очень болезненна проблема суверенитета, их волнует, сохранят ли они свою самобытность, идентичность. Многие ценности, которые приняты в странах Западной Европы, Польше не подходят по причине сильного влияния католической церкви. У церкви, а значит и у значительной части поляков, более традиционные взгляды и на национальную самобытность, и на семейные традиции, и на сексуальные отношения. Политологи и представители католической церкви бьют тревогу. Ведь в какой-то степени сейчас происходит потеря государственного суверенитета, что естественно, так как Польша – одна из участниц Евросоюза, но при этом происходит и потеря самостоятельности, самобытности, а поляки хотели бы играть более важную роль и в Евросоюзе, и в мире.

– Кто из российских учёных приехал на конференцию?

– Это Елена Шестопал, доктор философских наук, профессор, зав. кафедрой социологии и психологии факультета политологии МГУ, президент российского общества политических психологов; Валерий Коваленко, профессор, заведующий отделением политики философского факультета МГУ, зав. лабораторией политического анализа и прогнозирования; Андрей Шутов, российский политолог, доктор исторических наук, профессор; Владимир Гуторов, профессор, заведующий кафедрой теории и философии политики факультета политологии СПбГУ; декан факультета политологии СПбГУ Станислав Еремеев и другие.


Польша – Россия3 [иллюстрация к статье]   Польша – Россия4 [иллюстрация к статье]

Эти средневековые интерьеры видели ещё первых студентов Польши


– А кто представлял Дальний Восток?

– Так получилось, что на конференции Россия была представлена тремя вузами – МГУ, СПБГУ и ТОГУ. ТОГУ представлял я. Для поляков открытием было участие представителя с российского Дальнего Востока. По большому счёту, они не очень хорошо представляют, что такое Дальний Восток.

Рабочими языками конференции были русский и польский. Это уже говорит само за себя. Мы заключили рамочное соглашение между Социально-гуманитарным факультетом нашего университета и Факультетом международных и политических исследований Ягеллонского университета. Начинать надо с малого. Впереди у нас много работы, надеюсь, весьма плодотворной. Думаем о возможном обмене студентами и преподавателями на краткосрочный период (семестр или два). Планируем проводить совместные научные исследования.

На конференции шёл заинтересованный разговор, обмен мнениями. Нашли много точек соприкосновения. Все остались довольны, ибо разговор шёл откровенный, и вели его специалисты. Это уже была вторая подобная конференция, первая прошла в Москве. Наверное, эта конференция станет традиционной, ежегодной.

Польша – Россия5 [большая картинка]

Памятник Николаю Копернику у стен Ягеллонского университета (Краков, Польша)


– Какое впечатление произвёл на вас Ягеллонский университет?

– Этот университет существует более 500 лет. Достаточно, наверное, сказать, что в нём учился Коперник. Нас проводили в зал, где он преподавал, мы видели инструменты, которыми он пользовался. Там учился и папа Иоанн Павел II, писатель Станислав Лем, британский историк Норман Дэвис, многие известные социологи и антропологи, которые затем эмигрировали, например Бронислав Малиновский.

На факультете международных и политических исследований учится более 5 тысяч студентов, рядом с ним находится факультет исследований России. В университете много российских студентов, которые учатся по обменным программам. В общем, серьёзный университет.
 
– Помимо рамочного договора, каковы ещё результаты посещения Ягеллонского университета?

– На май 2013 года запланировано проведение конференции у нас в ТОГУ с участием поляков и представителей КНР. Поляки нас рассматривают как серьёзное связующее звено с Китаем. Для них представляет большой интерес Сибирь и Дальний Восток. В своё время здесь было много ссыльных поляков после подавления польского восстания, перед Второй мировой и во время её. На Дальнем Востоке много захоронений польских военнопленных. Для них национальная память – свята. Их интересует и работа в архивах. Но, прежде всего, их волнует проблема трансформации бывшего социалистического лагеря, представителями которого являются как Польша, так и Россия. Им хочется узнать, какие изменения происходят в России, в Китае, сравнить с собой. Это важно, если учитывать тот факт, что сейчас всех интересует, что будет с миром: поглотит ли всё процесс глобализации и всё приобретёт унифицированный вид, или останется место для самобытных отдельных государств и народов? Мы видим, что идёт достаточно серьёзное сопротивление глобализации в плане сохранения своих национальных культур, ценностей, поскольку то, что пока вырабатывается, представляет угрозу и для самих поляков, а они не хотят потерять своего лица и раствориться в однообразном мире потому, что нация имеет достаточно продолжительную историю. Неслучайно конференция прошла в Кракове – городе, где сохраняется польский дух, в городе, который был спасён нашими войсками, где все исторические здания были сохранены в отличие от той же Варшавы, где исторического практически ничего не осталось.

Было интересно выступление представителей католических университетов, которые выражают серьёзную озабоченность проблемой потери национальных особенностей, интересны были выступления и депутатов польского Сейма. Конференция была очень представительная.

– С каким докладом выступили вы?

– Я выступал с докладом «Доверие как политическая ценность (на примере электорального поведения населения в Дальневосточном федеральном округе)». Для поляков эта тема была интересна, как, впрочем, для москвичей и питерцев, так как даже у наших соотечественников довольно смутное представление о Дальнем Востоке.

– Наверное, именно с этим связана идея создания ассоциации политологов...

– Речь идёт вот о чём. Представители факультетов политологии МГУ и СПбГУ обратились к нам с предложением выступить соучредителями ассоциации политологов России. Несмотря на то что существует ряд политологических ассоциаций, например, Российская ассоциация политической науки (РАПН), до сих пор нет структуры, которая занималась бы вопросами преподавания политологии, анализом всех вопросов, связанных с политической деятельностью. И вот мне было предложено заняться этим вопросом на Дальнем Востоке и Сибири, привлечь коллег. Такая ассоциация будет создаваться. В декабре в Москве должен состояться учредительный съезд. Одним из инициаторов этого проекта выступает доктор политических наук, председатель ОАО РЖД Владимир Якунин. Основную работу ведёт Андрей Шутов, декан факультета политологии МГУ. Они взяли на себя основную организационную работу, и вот 29 октября в Кабардино-Балкарии состоялось заседание так называемого Эльбрусского научного клуба. Это достаточно узкий клуб политологов, профессиональный. Клуб разрастается, поэтому сейчас предпринимается попытка собрать политологов со всей России, чтобы решать профессиональные задачи, поскольку встаёт вопрос политического образования, просвещения, много вопросов, связанных с выработкой идеологии, программ развития. Назрела необходимость в наличии такого экспертного сообщества.

Мы создали свою, хабаровскую, региональную организацию на базе ТОГУ, отправили все документы на учредительный съезд, который состоится в декабре этого года. Наш университет будет представлять Хабаровский край. Поступили подобные документы с Камчатки, из Владивостока, то есть, здесь, на Дальнем Востоке, мы будем создавать свою структуру. Планируется, что центр будет в Хабаровске, на базе ТОГУ. Определённую работу по созданию ассоциации политологов проводит и наш сенатор Юрий Солонин, во многом благодаря ему и ведётся активная работа. Нам действительно нужно создавать такое сообщество. Уже возникает необходимость переосмысления, анализа тех явлений, событий, которые происходят в России, но концентрироваться только на Москве и Санкт-Петербурге – бессмысленно. Россия больше, чем Москва и Санкт-Петербург.

– Расскажите, пожалуйста, о вашей командировке в Пекин. Как я понимаю, две ваши поездки осенью 2012 года связаны между собой  общей идеей.

– Со 2 по 4 ноября 2012 года проводилась конференция в Пекинском педагогическом университете. Это самый большой вуз в Китае. Во многом эта конференция была связана с начавшимся сегодня съездом КПК. Она проходила по линии Министерства образования Китая, здесь также рассматривались вопросы, связанные с влиянием глобализации на изменение ценностей. Для китайцев важен, прежде всего, анализ тех антропокультурных изменений, которые происходят в современном мире. Присутствовали многие знаменитости. Пекинский педагогический университет приглашает иностранных профессоров не только на конференции, но и для преподавания. Среди них, например, Джон Сёрль – американский философ, живой классик, профессор философии разума и языка в Калифорнийском университете в Беркли. Джон широко известен благодаря своему вкладу в философию языка, философию разума и социальную философию. Фигура очень значимая. Человек пожилой, но прилетел в Китай. Сначала выступал с лекциями перед студентами, а затем принял участие в конференции с докладом «Язык и социальная онтология». Рассматривал влияние процессов глобализации на весь мир, рассказывал о том, что происходит в Штатах, в Европе.

От России было 4 участника: член-корреспондент академии наук, главный редактор журнала «Человек» Борис Юдин; руководитель кафедры ЮНЕСКО, директор Института устойчивого развития Восточно-Сибирского государственного технологического университета, доктор философских наук, профессор Вячеслав Мантатов; доктор философских наук, доцент Забайкальского государственного университета Татьяна Бернюкевич.

На самом деле конференций было три, они шли параллельно. Китайцы очень активно приглашают российских профессоров, специалистов, им важно узнать нашу оценку социально-экономических трансформаций, которые сейчас происходят в России. Они очень хорошо учатся на чужих ошибках. Материалы конференции были изданы и поступили в ЦК КПК, там они анализируются. К представителям гуманитарных, общественных наук в Китае прислушиваются и щедро финансируют проведение разного рода конференций, стараются приглашать людей интересных и имеющих вес в своей области. На конференции я выступил с докладом «Глобализация и меняющиеся ценности незападного мира (пример России)».

Польша – Россия7 [большая картинка]

Пекинский педагогический университет


– Очень интересная тема. Расскажите, пожалуйста, немного подробнее.

– Доклад о проблеме когнитивного и эмоционального сопротивления западному влиянию в России. Мы готовы принимать всё, что касается высоких технологий, готовы потреблять в какой-то мере и моду, но при этом западные ценности у нас либо вообще полностью отрицаются, либо они трансформируются определённым образом. Отсюда и антиглобализм, отсюда и боязнь угрозы потерять самого себя в этом мире. Как в Польше, так и в Китае. Есть определённые общие моменты. В докладе я попытался на примере России рассмотреть, что мы теряем в процессе глобализации. Китайским участникам конференции была интересна эта тема, была долгая дискуссия после выступления. Говорили, в частности, и о том, что Россия потеряла такую ценность, как трудолюбие, которое было свойственно нашему народу. Для этого был ряд причин. Тут и коллективизация, и потеря определённого генофонда во время Великой Отечественной войны, и та криминальная революция, которую мы пережили в 1990-е годы, которая начисто отбила желание работать, поскольку честным трудом уже ничего не наживёшь. Одна из ценностей современной России – быстрее сделать деньги, и неважно, каким путём. А это чревато. В чём мы можем видеть определенное преимущество Китая, так это в том, что он сохранил свою самобытную культуру, которая позволяет сопротивляться процессам, которые сейчас происходят в других странах.

– Я знаю, что в Пекине вы успели принять участие ещё в одной конференции, тоже организованной Пекинским педагогическим университетом…

– Совершенно верно. Два дня заседали на этой конференции, затем приняли участие в другой, посвящённой двухсотлетию со дня рождения Александра Ивановича Герцена. Не удивляйтесь! Наследие Герцена Китаю особенно интересно.

На конференции я выступил с докладом «Александр Иванович Герцен и идея гражданского общества». Почему сегодня Герцен вновь начинает привлекать к себе внимание людей, в двух словах сказать нелегко. Однако можно предположить, что это происходит, прежде всего, потому, что существует некоторое сходство между нашим временем и временем, когда жил Герцен. Середина XIX века оказалась эпохой, когда вместе с крушением идей Великой французской революции, а также после смерти великого немецкого философа Гегеля в мыслящих кругах России, стремившихся к общественному преобразованию, появилась необходимость в новых интеллектуальных авторитетах. В свою очередь, после крушения Советского Союза, который стремился воплотить в жизнь идею русской социалистической революции, и после того, как идеи марксизма потеряли свою притягательность, мыслящие люди также испытывают нехватку интеллектуальных и идеологических ориентиров, и это некоторым образом напоминает то время, когда жил Герцен. В данном смысле можно предположить, что люди, негативно относящиеся к господствующей сейчас идеологии «неолиберализма», однако ещё не нашедшие для себя новых идеологических ориентиров и потому вынужденные жить в некоем неопределённом душевном состоянии, могут легко обнаружить для себя что-то близкое в жизненном пути Герцена, так же полном различных мучительных идейных поисков. Трудно сказать, каким образом в настоящее время может быть востребована идея «русского социализма» Герцена, предложенная им в качестве выхода из тогдашнего идейного тупика. Однако думается, что путь идейных исканий Герцена содержит в себе немало поучительного и для сегодняшних мыслящих людей.

Я попытался показать, что идеи Герцена связаны не столько с социализмом, сколько со становлением гражданского общества, поскольку наследие Герцена – это, прежде всего, свобода и права личности. Уменьшение роли государства как раз хорошо ложится на идею гражданского общества. Такая постановка вопроса для китайцев оказалась необычной. Тоже были долгие дискуссии, минут сорок пришлось на вопросы отвечать, но заинтересованность чувствовалась. Интерес к Герцену в Китае очень серьёзный. Да и не только к Герцену, к России в целом. Наша делегация пригласила китайских преподавателей и учёных-политологов участвовать в конференции, которая будет проходить в ТОГУ в мае 2013 года.

– Что это будет за конференция?

– Её примерная тема: «Трансформация ценностей в современном мире». В частности, рассмотрим ценность образования. Что важно для современного молодого человека: получить знания или просто диплом? Поднимем вопрос патриотизма. Как понимается патриотизм современным человеком? Для Китая и для Польши эти вопросы тоже интересны. Да и для любого человека, живущего в современном, постоянно меняющемся мире. Мы надеемся на плодотворное сотрудничество с Пекинским педагогическим университетом и Ягеллонским университетом, и ждём участников из Китая и Польши.

Беседовала Екатерина Кондрашева.
Фото  из архива ТОГУ и Интернета

Фотографии