Журнал № 5 - 2012(12), рубрика: "Образование XXI века"

Капля восточных традиций в море впечатлений

Поездка студентов-архитекторов ТОГУ в Цзилиньский институт архитектуры и строительства в городе Чанчунь (КНР) была запланирована ещё весной. Тогда же была набрана группа из семи студентов, вернее, «студенток-красавиц» (так нас стали называть по приезду в институт в честь семи красавиц-дочерей старца, живших в небесном дворце). Стажировка наша продлилась с 25 августа до 8 сентября.

Капля1 [большая картинка]

Капля [большая картинка]

Мы вышли в город!

Путешествие началось с утра со сбора чемоданов, а впереди, и в это, несомненно, верилось, – море впечатлений и много нового.

Не успев приземлиться и сойти на незнакомую нам землю, мы сразу заметили различия между хабаровским и пекинским аэропортом: последний просто огромен. Открыв рты и следуя за указателями на разных языках, наша группа без труда добралась до выдачи багажа и контроля. Несмотря на то, что была глубокая ночь, городская суета не утихала. Огни ночного Пекина завораживали.

Капля2 [большая картинка]

Получив багаж, мы отправились на поиски нашего сопровождающего. Нашли быстро – он ждал нас с табличкой. Володя, так его звали, проводил нас на поезд и попрощался. И вот спустя семь часов мы оказались в Чанчуне. Здесь нас встречали девушки-преподаватели Цзилиньского института – Самер и Ами.

Капля3 [большая картинка]

Не успели мы по-быстрому разместиться в гостинице, как сразу же отправились исследовать окрестности. По пути нам встречалось большое количество парков и скверов с прекрасно организованным ландшафтом и скульптурой. Сколько внимания уделяется мелочам!
На следующий день должны были состояться экскурсия в местный парк и поездка в Цзилиньский институт.

Капля5 [большая картинка]

С утра у нас было свободное время, и мы после завтрака, оказавшегося из-за своей остроты нам в диковинку, неспешно отправились по одной из самых широких улиц города, предположительно, по главной. Долго блуждали, наткнулись на газетный киоск, купили карту. И сообразили, что шли совсем в другую сторону. Времени оставалось мало, и мы спешным шагом отправились в гостиницу – первую экскурсию никак не хотелось пропустить. Парк Mudanyan оказался очень живописным и колоритным. На небольшой территории смогло уместиться значительное количество выразительных ландшафтных элементов. Небольшой пруд, горбатые мостики, беседки напоминали миниатюрную копию оазиса, куда можно убежать от суеты и придаться размышлениям, – всё это гармонично вписалось в оживлённую городскую застройку. Невооружённым глазом заметно создание иллюзии большого пространства на маленьком участке парка. Мы попытались как можно точнее изучить его структуру, ландшафтные элементы как проявление восточной культуры с её традиционными особенностями.

Капля6 [большая картинка]

А после была поездка в Цзилиньский институт. Ехали мы около часа, в другой конец города, вернее, за его пределы. В 2010 году вуз переехал на новую территорию в 400 тыс. м2. Вузовский комплекс расположен вокруг небольшого холма и спланирован таким образом, что все здания подчинены этой структуре. В середине сентября 2012 года в нём обучались 160 тысяч человек по 40 направлениям бакалавриата и свыше 20 направлениям магистратуры. Факультет изобразительных искусств, куда нас и пригласили, включал пять кафедр и четыре направления обучения для бакалавров с количеством студентов свыше 15 тысяч человек.

Мы изучили окрестности студенческого городка, который разительно отличался от нашего своим размахом. Нам показали комнату одной китайской студентки, сопровождавшей нас по её alma mater. Комната небольшая, скорее маленькая, напомнила по размеру комнату в нашем общежитии, но с балконом. Здесь проживают четыре студентки. Вместо двухъярусных кроватей – двухуровневое место каждого из жильцов: на первом располагается рабочий стол с книжными полками, а на втором – спальное место. Мы отметили, что это очень интересное решение, так как создается рабочая зона для каждого студента.

Капля8 [большая картинка]

Ещё одно место, которое не оставило нас равнодушными в этой поездке, – это район современных архитектурных и дизайнерских проектных фирм, куда мы отправились на следующий день. Первой мы посетили Infinite Imagination Design, сокращенно IID. Как нам здесь рассказали, они очень заинтересованы в наших студентах-архитекторах. Для нас провели чайную церемонию (как известно, это один из старинных китайских обычаев).

В этот же день мы побывали на площади Культуры (Вэньхуа), окружённой японскими зданиями постройки начала XX века: новым дворцом императора Маньчжоу-Го, бывшим зданием государственного совета и зданием военных дел. Мы вдоволь нагулялись, посмотрели на воздушных змеев, восхитились размахом этой неохватной территории.

Капля12 [большая картинка]

А впереди нас ожидала долгожданная поездка во дворец последнего императора Пу И, здесь в настоящие время размещается музей. На входе нам вручили электронные гиды, и мы отправились изучать здание и прилегающую к нему территорию. Дворцовый комплекс состоит из 10 зданий, построенных в различных архитектурных стилях (готическом, японском и традиционно китайском), и занимает площадь в 137 тыс. м2. Помимо основных зданий для проведения официальных мероприятий, во дворце есть императорский сад, теннисный корт, бассейн, столовые, а также галереи живописи и каллиграфии. Приятный голос электронного гида рассказывал о жизни и быте императора.

Капля9 [большая картинка]

Далее было посещение лесного парка Цзинъюэтань, расположенного в 15 км к юго-востоку от города. Площадь его – 150 км2, в том числе зона акватории – свыше 430 га. Всё было не обойти, и мы взяли напрокат велосипеды.

Незадолго до отъезда нам удалось пообщаться со студентами Цзилиньского института. Мы рисовали и обменивались рисунками на память, рассказывали о себе, а они делились с нами своими интересами. Благо, нашёлся общий язык – английский.

В день отъезда мы успели посетить Парк мировой скульптуры. Он располагается в новом строящемся микрорайоне и похож на маленький город. Несмотря на то что парк открыт совсем недавно, около четырёх месяцев назад, его территория полностью спланирована. Мы были удивлены, увидев такое большое количество скульптурных композиций. На территории парка размещено 300 скульптур различной тематики, выполненных скульпторами, приглашёнными из 130 стран. Скульптурные композиции демонстрируют нам многообразие культурного мира, а также различные техники исполнения скульптур, богатство используемых материалов.

Капля10 [большая картинка]

После прощального ужина, который нам устроили наши коллеги с факультета изобразительных искусств Цзилиньского института, мы отправились на поезде из Чанчуня в Пекин. Приехали мы рано утром и, не заезжая в гостиницу, поехали на экскурсию в Храм Неба. Да, Пекин разительно отличается от Чанчуня... Спокойствие размеренной жизни сменилось суетой и сутолокой большого города. Пекин – город многонациональный. Впервые за весь период практики мы встретили русскоговорящих в таком большом количестве: в отличие от Чанчуня, где и на английском не все говорят, в Пекине многие китайцы свободно говорят на русском.

Последующие 5 дней начинались с экскурсий в новые места, о которых все мы слышали, но никогда там не были. Мы взобрались на Великую китайскую стену, побывали в Императорском зимнем дворце, в Парке мира, олимпийской деревне, монастыре Конфуция.

Капля13 [большая картинка]

И неспециалисту понятно, что ярко выраженный китайский художественный и архитектурный стили сильно отличаются от европейской школы своей устойчивостью традиций. Все основные конструктивные и декоративные приёмы, которые до сих пор можно наблюдать в Поднебесной, сложились ещё в древности и сохранились с небольшими изменениями. Китайская архитектура на протяжении всей своей истории испытала много иностранного влияния, однако устойчивость культуры Китая в том и выражается, что всё новое переосмысливается в рамках традиции, и заимствованные элементы воспринимаются не как чужеродные, а как исконно китайские.
Вот такая смена архитектурных традиций и впечатлений весьма благотворно повлияла не только на наше настроение, но и на творческое развитие. И хочется ещё не раз посетить столь богатую историей и архитектурой страну.

Капля11 [большая картинка]

В завершение поездки студентами были подготовлены презентации о ней, а руководством факультета объявлен конкурс на лучшую из них. Все они были размещены в Интернете – в группе «ВКонтакте». В голосовании приняли участие 1110 человек. Лидером голосования стала презентация студентки Екатерины Попович. Все участники конкурса были награждены подарками.

Татьяна Смольянинова.

На снимках – самые яркие моменты путешествия студентов из ТОГУ по городам Китая.