Журнал № 4 - 2012(11), рубрика: "Образование XXI века"

Пленэр в Италии, или Как мы прорубили окно в Европу

Только после того, как в Вене мы опустились в кресла самолёта компании Austrian airlines, преодолев самую короткую стыковку в 25 минут на пути от Венеции до Москвы, мы поняли: всё получилось! Получилось так, как задумали, как мечтали, к чему готовились почти полгода.

Пленэр [большая картинка]

Мы – это группа студентов и преподавателей Факультета архитектуры и дизайна ТОГУ под руководством доцента кафедры «Дизайн» Ларисы Баклыской, которые впервые осуществили 12-дневную поездку в Италию не с туристическими, а ознакомительными и учебными задачами. Главной целью поездки было провести «разведку боем», узнать, реальна ли пленэрная практика в Италии, сможем ли мы не только восхищаться архитектурой этой страны и восторженно вдыхать её пронизанный солнцем воздух, но и получить пользу для своего профессионального развития, и не подорвёт ли это наш весьма скромный студенческо-преподавательский бюджет.

Пленэр1 [большая картинка]

Во дворе Факультета архитектуры  Università Iuav di Venezia с итальянскими друзьями – Еленой Никифоровой (третья слева) и профессором Джузеппе д‘ Амбра

***

Маршрут поездки был следующим: Венеция – Флоренция – Тревизо – Падуя – Виченца. В Венеции и Флоренции мы жили в хостелах (это общежития для странствующей молодёжи), в Тревизо был частный отель с винтажными интерьерами и замечательным хозяином – сеньором Марко, с которым мы расстались друзьями и который простил нам случайно разбитое огромное зеркало. В остальные города выезжали на один день.

Пленэр2 [большая картинка]

Факультет искусств и дизайна Università Iuav di Venezia в городе Тревизо. В коридоре отделения дизайна моды

***

Но начнём всё с самого начала, со стремительного въезда в вечерний город из аэропорта «Марко Поло», через Лагуну, на мотовенах (водных такси). Впервые блестящую Венецию, всю сверкающую огнями, мы увидели через морские брызги. Неужели так бывает?! Мы влюбились в этот город с первого взгляда и навсегда.

Пленэр3 [большая картинка]

Фрагмент портала собора Сан-Марко в Венеции

***

А потом было целых три ночи и три дня в волшебной архитектурной среде этого чудесного города. Грандканал с постоянно действующей выставкой роскошных палаццо, Сан Марко с лифтом в кампанилле, с которой открывается незабываемый вид на город и лагуну, сияющие венецианские лавки с масками, муранским стеклом, буранским кружевом, сладостями и другими чудесами. А ещё – гондолы, мосты и мостики, и каналы, каналы, каналы с медленно-бирюзовой водой, в которой так сказочно утопают дома. Но, кроме того, что открыто взгляду каждого туриста, нам посчастливилось посетить Венецианский биеннале (Всемирную выставку архитектурных идей), где с гордостью отметили: экспозиция павильона России в этом году – самая лучшая! Запомнились и визит на Факультет архитектуры Università Iuav di Venezia (в 1952-м его посещал Франк Ллойд Райт, а в 1965-м – Ле Корбюзье!), и экскурсия в Международную школу графики (Scuola Internazionale di Grafica Venezia), где мы встретились с талантливой русской художницей Катей Марголис, которая там преподаёт.

Пленэр4 [большая картинка]

Карусель в центре Флоренции

***

А потом была Флоренция – цветущая, суровая и величественная одновременно. Чтобы до конца почувствовать этот город, недостаточно увидеть улицы, музеи, храмы и палаццо изнутри, надо обязательно взобраться на самую высокую точку города, выше Пьяцетты Микельанджелло, к монастырю ХI века Сан-Миниато дель Монто, откуда открывается захватывающая дух панорама. И безумно жаль, что дождь помешал запечатлеть эту панораму на бумаге.

Пленэр5 [большая картинка]

Венеция. Стоянка гондол у остановки «Сан-Марко». На  втором плане – собор Санта-Мария делла Салюте

***

Когда мы ехали на региональном поезде в Тревизо, никто не ожидал, что после Венеции и Флоренции этот маленький провинциальный город нас сможет удивить. Но как мы ошиблись! Итальянская провинция встретила нас ласковым солнцем, отражающимся в каналах, по которым плавали лебеди и утки, а в прозрачной воде плескалась рыба. А сам город оказался очень старым (основанным ещё древними римлянами), но при этом удивительно чистым и милым. Здесь есть университет, один из старейших в Европе (был основан в 1318 году), фрагменты средневековой стены и множество церквей (в кафедральном соборе мы увидели фрески Тициана) и гражданских зданий ХII – XIV веков, живописные узкие улочки и уютные площади. При этом Тревизо – признанный в Европе центр дизайна моды, в чём мы и убедились, посетив Faculty of Arts and Design.Там мы присутствовали на показе дипломных работ выпускников этого факультета и познакомились с портфолио одного из студентов, включающим не только эскизы и компьютерные модели, но и вручную выполненные макеты коллекции обуви. Кстати, Тревизо – родина всемирно известного Бенеттона.

Пленэр6 [большая картинка]

Мастерская живописи Международной школы графики Венеции

***

Город Виченца – музей под открытым небом и родина другой знаменитости – архитектора позднего Возрождения Андреа Палладио, по теоретическим трудам которого до сих пор обучаются архитекторы, в том числе и в ТОГУ. Здесь мы увидели его хорошо известные нам по учебникам Палаццо делла Раджоне (Базилика), театр «Олимпико», виллу «Ротонду» и другое. А вот собор Св. Антония в Падуе стал для нас открытием. В его эклектичном интерьере роскошно и щедро представлены все исторические архитектурные стили от романского до классицизма, не имитации, а в подлинном исполнении (собор построен в XIII веке, а интерьеры оформлялись до конца XVIII-го), удивительно гармонично уживающиеся в одном пространстве.

Пленэр7 [большая картинка]

«Матрица». Экспозиция павильона России на Венецианском архитектурном биеннале

***

Бесспорно, пленэрная практика в Италии для студентов ТОГУ реальна, ведь где же ещё найдётся, как ни в Венеции, Флоренциии и других итальянских городах, такая подходящая натура с идеальным освещением – мечта любого художника. Стоит только подумать о том, чтобы увеличить время пребывания до трёх-четырёх недель, чтобы успеть в полном объёме выполнить задания.
Возможно, стоит также организовать обмерную практику (по учебному плану она идёт после 1-го курса), во время которой студенты могут не только освоить современную технику обмеров, но и ознакомиться с неоценимым опытом обследования памятников архитектуры лабораторий Università Iuav di Venezia (в одной из них мы побывали в том году).

Поездки, даже такие краткосрочные, способствуют профессиональному становлению будущих архитекторов и дизайнеров уже только потому, что они погружают в колыбель мировой цивилизации, дают возможность увидеть и оценить вместе с гидом и руководителем художественные и стилистические особенности архитектуры и среды в целом. Кроме того, контакты со студентами и преподавателями Università Iuav di Venezia и Scuola Internazionale di Grafica Venezia, знакомство с их работами обогащают профессиональный опыт и расширяют творческие горизонты. Даже только посещение Венецианского биеннале, одного из самых главных мировых событий в архитектурном мире, могло бы служить оправданием этой поездки.

Пленэр8 [большая картинка]

Флоренция. Вид из монастыря Сан-Миниато-аль-Монте

***

Что касается финансовой стороны, то, разумеется, путешествие в Европу – удовольствие недешёвое. Но если готовиться заранее, подбирать авиарейсы и пользоваться льготами, предоставляемыми студентам в нашей стране и в Евросоюзе, если жить в хостелах и питаться сытно, но скромно, – такой вояж обходится вполне бюджетно. Уверены, что в будущих поездках мы получим финансовую поддержку нашего родного ТОГУ. Тогда практики в Италии для студентов ФАД (и, возможно, для студентов других факультетов) могут стать ежегодными.

Скажем честно, студенты в этой поездке рисовали немного. И «виноваты» в этом организаторы путешествия: слишком многое хотелось показать, слишком много мест посетить. Но выставку работ, как и выставку фотографий, мы планируем организовать. И мечтаем снова вернуться в Италию.

И в заключение: такое насыщенное, интересное и комфортное пребывание в далёкой стране было бы невозможно без тех, кто принимал и сопровождал нас в течение этих счастливых 12-ти дней. Поэтому мы выражаем особую признательность и благодарность нашим друзьям в Италии: прекрасному гиду и руководителю компании WUP – World Upper Program – Елене Никифоровой и архитектору, профессору Università Iuav di Venezia Джузеппе д´Амбра, а также руководству и администрации Università Iuav di Venezia, Faculty of Arts and Design в Тревизо и Scuola Internazionale di Grafica Venezia.

Лариса Баклыская.
Фото автора, Евгения Базилевича, Дарьи Кикоть, Алины Хайрутдиновой, Светланы Рыбаченко

Фотографии