Журнал № 4 - 2012(11), рубрика: "Образование XXI века"

Образование во Вьетнаме: скачок к светлому будущему

В силу геополитического положения Хабаровска вполне очевидно, что мы всё чаще обращаем внимание на страны Азии. Среди них особый интерес представляют те, граждане которых обучаются в Тихоокеанском государственном университете.

Вьетнам [большая картинка]

На протяжении тысячи лет территория Вьетнама находилась под китайским господством. Даже местные иероглифы были созданы на основе китайской письменности и до начала ХХ века использовались при обучении в школах.  

Огромное влияние на культуру Вьетнама оказали и французы. Достаточно посмотреть на современный европеизированный вьетнамский алфавит. Он появился в XVII веке, и до наших дней сохранилось даже имя французского миссионера, создавшего этот алфавит. Его звали Александр де Роде (Rhodes).

Вьетнам1 [большая картинка]

В тени пальм и учёба в радость

***

После окончания гражданской войны и объединения всей страны в 1975 году была сразу выдвинута задача улучшения общей структуры системы образования. Упор делался на укрепление учебно-материальной базы, повышение уровня обучения. Реформа системы образования была завершена только к 1981 году, но её успехи были очевидны. Произошло формирование целостной системы народного образования, охватывающей все звенья – от дошкольных учреждений до высших учебных заведений.

Вьетнам2 [большая картинка]

Из этих домиков дети отправляются в школы

***

В 1992/1993 учебном году впервые был проведён Единый государственный экзамен для выпускников школы. Были изменены система приёма студентов и система распределения выпускников: наряду с учёбой на бюджетной основе, появилась учёба по договору. После окончания университета выпускники могли самостоятельно найти работу, а не быть привязанными к тому или иному учреждению. В 1989 году в Ханое был открыт первый частный вуз.

Основной чертой системы образования современного Вьетнама является формирование целостной системы. Она отвечает запросам общества в развитии экономики, культуры, науки и обороны страны.

В целом общеобразовательная система делится на пять категорий: детские сады, начальные школы, средние школы, высшие школы, колледжи/университеты.

Вся система образования во Вьетнаме делится на три этапа. Первая – дошкольное образование для детей от 3 до 6 лет. Вторая часть является основным образованием, которое включает в себя три уровня: начальная (1-5 классы), средняя (6-9 классы) и высшая школа (9-12 классы).

Во Вьетнаме обязательным является пятилетнее обучение. После 12 лет базового образования можно продолжить углубленное изучение какого-либо направления в университете, колледже или профессионально-техническом училище.

Большое внимание уделяется поднятию национального уровня грамотности. По этой причине в городах, посёлках и деревнях появилось много новых школ. Усилия эти не проходят даром – уже сегодня вьетнамцы являются одной из самых грамотных наций мира. Если к середине 1990-х годов доля неграмотных на селе составляла 20%, то сегодня эта цифра снизилась до 5%. В специальных колледжах юные граждане обучаются профессиональным навыкам. Наиболее известные университеты Вьетнама располагаются в Ханое и Хошимине.

С 6 до 11 лет образование во Вьетнаме обязательное и бесплатное. Затем ребёнок должен обучаться на платной основе. Правда, если у семьи нет средств, то она может рассчитывать на общественную или частную помощь.

Вьетнам3 [большая картинка]

Будущая вьетнамская отличница

***

По данным вьетнамского Министерства образования и воспитания, в стране в настоящее время действует около 16 тысяч начальных и средних школ, в которых обучаются около 22 млн школьников. Кроме того, существует более 700 специализированных школ и колледжей (обучаются 2 млн человек), 247 профессиональных училищ и техникумов (около 200 тысяч учащихся). Во Вьетнаме около 100 вузов, где готовят по 200 специальностям. Из них 24 частных университета. Всего в университетах обучаются 120 тысяч студентов.

Фундаментальные исследования осуществляют Национальный центр научных исследований и Национальный центр общественных и гуманитарных наук, которые располагают сетью институтов, отделов, лабораторий в Ханое, Хошимине, Ня Чанге, Хайфоне. В Ханое находятся Национальная библиотека, библиотека Института научной информации по общественным наукам, библиотека Института иероглифической письменности. Я лично неоднократно бывал в Хошимине и Ня Чанге. Хочу отметить, что во Вьетнаме в системе образования учитывают нюансы конкретного города. Например, в Ня Чанге открыт водный институт, в котором изучают запасы моря (город располагается на берегу моря).

Вьетнам4 [большая картинка]

Велорикши – транспорт для школьников и студентов

***

Во Вьетнаме имеется 170 исследовательских и опытно-конструкторских бюро, в них трудятся 30 тысяч научных сотрудников. В 1996 была опубликована первая «Вьетнамская энциклопедия», включающая почти 40 тысяч статей, подготовленных усилиями 1300 вьетнамских и иностранных учёных.

Ныне во Вьетнаме насчитывается свыше 6 тысяч докторов и кандидатов наук, 1,3 млн выпускников институтов и колледжей и 14 тысяч человек с последипломным образованием.
Открываются во Вьетнаме и иностранные образовательные учреждения, большая часть дисциплин в которых преподаётся на английском языке.

Переживший огромный экономический рост, Вьетнам стремится пересмотреть систему образования, в связи с чем в изучение повсеместно вводится английский язык, признанный языком делового общения.

Только очень небольшой процент населения продолжает учиться в аспирантуре, хотя и это число быстро растёт в последние годы.

Вьетнам5 [большая картинка]

На улицах вьетнамских городов нет детей: все на учёбе

***

Ещё в 1945 году 90% населения Вьетнама было неграмотным. За 65 лет благодаря эффективной системе образования безграмотность почти удалось победить. И на достигнутом во Вьетнаме останавливаться не собираются. Там верят, что когда-нибудь их страна будет играть большую роль во всей Азии. Не так давно был принят проект стратегии развития национального образования на период 2008 – 2020 гг.

Комитет, разрабатывавший его, утвердил и зафиксировал чёткие образовательные стандарты и вехи, которые должны способствовать осуществлению плана по развитию образования в стране.
Согласно стратегии, в дошкольном образовании будут проведены существенные реформы, так что к 2015 году во Вьетнаме 95% детей должны быть учащимися дошкольных учреждений, а к 2020-му – уже 98%.  Также планируется усиленно развивать сеть детских дошкольных учреждений в сельских и отдалённых районах страны с тем, чтобы к 2015 году в них обучались 100% детей.

Согласно плану, к 2020 году во Вьетнаме должно быть 80% детей, получающих среднее образование.

Вьетнам6 [большая картинка]

Что касается высшего образования, то Вьетнам стремится поднять уровень университетского образования настолько, чтобы как минимум пять вьетнамских университетов вошли в список 100 ведущих университетов Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), и как минимум два университета должны войти в список лучших 200 университетов мира.

К 2020 году во Вьетнаме должно быть как минимум 5% дипломированных специалистов, чей уровень образования будет равен уровню образования студентов, обучающихся в ведущих университетах АСЕАН.

Сергей Хамзин.
Фото предоставлено автором

Фотографии