Журнал № 3 - 2012(10), рубрика: "Образование XXI века"

А как это, по-человечески?

Доводилось ли вам, уважаемые читатели, бывать в Хабаровской духовной семинарии? Нет? Очень советую. Это высшее учебное заведение – совсем иной мир.
Моё знакомство с ним состоялось 18 мая. Именно тогда там проходили Вторые краевые Кирилло-Мефодиевские образовательные чтения, в которых приняли участие студенты Социально-гуманитарного факультета ТОГУ.

по-человечески [большая картинка]

Я была счастлива, что награждение состоялось в другой день – 23 мая. Очень хотелось вновь вернуться в это место...

Открываешь двери, и тебя встречают воспитанные молодые люди в подрясниках. Ты поднимаешься по лестнице, и все без исключения с тобой здороваются. Казалось бы, почему? Ведь мы не знакомы. Думаю: «Наконец, нашла единомышленников!» Ведь я сама стараюсь приветствовать в ТОГУ всех преподавателей, даже тех, кто у меня не ведёт занятия, а они удивляются.

Здесь же всё по-другому! Студенты семинарии – будущие священники. Как выяснилось, у них нет желания и времени смотреть телевизор. Они изучают весьма интересные дисциплины: латинский, английский, церковнославянский языки, факультативно: японский и китайский языки, церковную и библейскую истории, Новый и Ветхий Завет, литургику (последование богослужения), гомилетику (искусство проповеди), риторику, догматическое богословие Церкви, философию, психологию, иконопись, лингвистический анализ текста, христианство и литературу, катехизис (основы православной веры) и много чего ещё интересного. На разных курсах – разные предметы, как и в любом другом высшем учебном заведении.

Для этих парней немыслим такой вид отдыха, как ночной клуб. Но они ходят в театр, кино, на концерты, общаются в Интернете. Также я узнала о музыкальных предпочтениях. Те, кто помоложе, слушают попсу, кто постарше – более интеллектуальные стили: классику, инструментальную музыку. Но вообще им не желательно слушать попсу, тяжёлый рок, потому что они не способствует духовному развитию. Рекомендовано слушать классику и хорошую эстраду, аудиокниги или лекции по богословию. Однако следование этим правилам не контролируется, и порой студенты смотрят и слушают всё, что им нравится.

В этом вузе все друг друга знают в лицо. В группах в среднем по десять человек. Всего же обучаются около сорока студентов-очников и 150 заочников.

Учёба длится пять лет, первый год – подготовительный. Обучение приравнивается к высшему образованию и имеет лицензию. В дипломе будет написано: «Бакалавр теологии (богословия)».
Проживают студенты в здании духовной семинарии. В свободное время могут навещать семью. Кстати, обучение и проживание абсолютно бесплатны. Деньги на одежду и карманные расходы высылают родители, а кому-то – та епархия, которая направила на учёбу в семинарию.

Каникулы делятся на две части: первую одни студенты проводят дома, другие – в семинарии (выполняют послушания), в следующий раз они меняются. Всего каникулы длятся два месяца, из них дома – только месяц. А в последние годы в конце лета всей семинарией едут отдыхать на море (10 дней).

Здесь не отмечаются светские праздники. Но есть такие, в которых Церковь принимает участие. Например, День Победы. В храмах в этот день проводится панихида по усопшим. В начале учебного года служится молебен. Новый год проводится для детей, для взрослых же – Рождество. Церковные праздники отмечаются молитвой и праздничной трапезой.

В духовной семинарии свой распорядок дня. Бывает, что семинаристы пропускают пары из-за служб (в основном это касается иподьяконов, студентов, которые помогают епископу на богослужении). Вообще же расписание устроено так, чтобы студент мог посетить ряд служб – литургию и вечернее богослужение.

У меня возникло множество вопросов к студентам. Во время полдника, после молитвы, мне удалось поговорить с молодыми людьми. И вот какие две разные истории я услышала.

История первая.
 От любви – к Богу

Павел Коржуков, учится на втором курсе бакалавриата (третий год обучения):

по-человечески1 [большая картинка]

«Родился я в Хабаровском крае, в деревне, отучился в школе. Там был художником, так как имел некоторую склонность к рисованию. После армии встал вопрос о выборе дальнейшего жизненного пути, и я пошёл туда, где мне было легче и интереснее – поступил в Хабаровский педагогический колледж на дизайнера интерьера, и вот тут-то всё и началось.

Надо сказать, что вырос я в семье простой и неверующей, но с детства верил в чудеса. В дальнейшем это переросло в увлечение книгами фантастического жанра, затем – интересом к психологии и философии, а после и к мистике. В конце концов, дошло дело и до магии. От магии мне не нужно было ничего, кроме подтверждения существования мира духовного. Проживая в студенческом общежитии, я даже проводил спиритические сеансы, где и познал на опыте действительное существования мира духов. Но не они привели меня к Богу. Примерно в то же время я полюбил. Это меня спасло и изменило, тогда я поверил в Бога – ведь Бог есть Любовь.

Вернувшись из армии, я повстречал ту, которую полюбил. И первое, в чём стал убеждать её, что любви нет, что это лишь привязанность, дружба, человеческий симбиоз и только… Я ощущал любовь  почти физически, я не мог заставить себя не любить усилием воли, как нельзя заставить себя не дышать. Я познал любовь на своём опыте и силу её на своей шкуре.

Оказалось, в мире всё же есть одно чудо – в мире есть любовь! В моей жизни появилось нечто новое, настоящее, крепкое. Я поставил любовь во главе всего. А она взяла и бросила меня. А Любовь… осталась. Не любовь к этой девушке, а Любовь вообще. Но я всё ещё думал, что Любовь и предмет любви – одно и то же. В то время я просил: «Господи, пошли мне такую девушку…». И без моих к тому усилий легко знакомился с девушками, отвечавшими заданным характеристикам. Но спустя какое-то время предлагал расстаться – той любви не было.

Так и не найдя себе пару и обнаружив, что Любовь не зависит от качеств женщин, я перестал бриться и стричься, стал невыносимым насмешником, чем успешно ограждал себя от женских нападок. Я не желал других отношений, кроме любви. Потом у меня было ещё много приключений и искушений, но они не так сильно перевернули мою душу и изменили меня, как первая любовь. За Любовь, которая меня коснулась, я благодарен Богу, и теперь Ею, Любовью, живу. Не любовью к той девушке, вовсе нет, а Любовью, которая есть Бог.

Обычно девушкам, которым я рассказываю эту историю, трудно было втолковать, что не из-за «несчастной любви я оставил мир и стал верующим». А потому, что Сам Бог – Любовь тогда пришёл ко мне, коснулся меня и остался со мною жить…

Когда я решил поступать в Духовную семинарию, мать была против моего выбора (отца тогда уже не было в живых), так как думала, что священникам нельзя жениться. Но теперь не против. Родные никак не отнеслись, а школьные друзья всерьёз полагают, что у меня «сдвиг по фазе»…

Студентов у нас не хватает. Каждый год епархии направляют молодых людей на обучение. Даже есть такое требование: с каждого прихода хотя бы по одному абитуриенту в год. Но на самом деле, не всегда получается. Мало тех, кто желает учиться в семинарии.

Когда я поступал, экзамены мне показались не так важны, как собеседование. Для поступления нужно иметь рекомендательное письмо, быть православным христианином и знать, во что ты собственно веришь, то есть основы веры.

Священник – это не профессия, а призвание Божие, поэтому семинаристы воспринимают учёбу здесь очень серьёзно. Конечно, бывают люди, которые отчисляются, но не потому, что это «не его», а по другим (часто личным, семейным) причинам. Однако есть период, в который особенно остро тревожат сомнения, – первый год обучения. Но сомнения касаются не выбора обучения, а выбора именно этой семинарии.
Отчислить могут за недостойное поведение, своеволие, не подчинение священноначалию, драку (бывает и так), или если человек не желает быть священником (по причине несоответствия), по собственному желанию. Но к нам относятся очень лояльно, всегда дают шанс для покаяния и изменения. Если человек не вразумляется, то его обычно отправляют в монастырь поработать, затем в академический отпуск, а если и это не помогло – отчисляют. Однако так редко бывает, ведь поступают не все подряд, а по рекомендательному письму. За нас несут ответственность, и мы тоже несём ответственность – не опозорить человека, который в нас поверил.

Мы учимся на священников, и по окончании обучения каждый будет рукоположен. Однако для того, чтобы рукоположиться – стать священником, по канонам Церкви человек должен определиться в жизни – либо жениться, либо принять монашество (то есть безбрачный образ жизни). Потому семинарист в процессе обучения должен найти себе жену, а это не так-то и просто. Во-первых, к девушкам предъявляются определённые требования, которыми обладают не все. Это целомудрие (или хотя бы не бывшая замужем, без ребёнка); девушка должна быть православной веры и уметь жертвовать своими интересами. А во-вторых, не каждая девушка захочет быть женой священника. Но тем не менее парни знакомятся с девушками на богословских курсах (есть такие курсы, на которых учится всякий желающий), в храме на клиросе (там поют девушки на богослужениях) и просто по электронной почте.

Что касается отношений с братией, то бывают конфликты, но они быстро сглаживаются (это главная особенность семинаристов – могут и обидеть, но тут же искренне попросят прощения, раскаются). С молодёжью на улице мы почти не общаемся. Если мы в подрясниках, то на нас все обращают внимание, но никто и слова плохого не скажет, уважают, наверное.
Ношение подрясника вне стен семинарии не благословенно (не разрешено). Для того чтобы появиться в подряснике где-то на концерте, требуется особое разрешение проректора семинарии.
Мне нравится духовная семинарии условиями проживания, качеством образования, будущими перспективами, близостью к малой родине (есть возможность помогать матери). А всем бы я хотел пожелать, чтоб учились там, где им действительно интересно. При выборе профессии слушайте только себя.

Я уже «всё бросил» и стал «необычным» человеком. А зачем? А чего есть в «светской» жизни такого особенного, чтобы ради неё отказаться от Церкви? Разве только что ругани и беспорядочных связей. Лично я учился до семинарии в трёх «светских» учебных заведениях – хватит уж, пора поучиться и в Церкви. Я верю в Бога и желаю посвятить Ему всю свою жизнь – почему бы мне не делать это профессионально?»

История вторая.
Вслед за познанием

Павел Науменко, студент первого года обучения:

по-человечески2 [большая картинка]

«Я учусь по подготовительной программе. Это называется так, потому что семинарская программа идеально умещается в пять лет, а современные образовательные стандарты диктуют, что должны учиться четыре года. Чтобы им соответствовать, первый курс назвали подготовительным.

Приехал я из Улан-Удэ. До 14-15 лет мало что знал о Церкви и Боге. Мне стало стыдно, что я – православный христианин, но в храм не хожу, так и начал. Тогда же увлекался журналистикой, и моё журналистское любопытство не давало мне покоя. У меня было много вопросов о Боге. По мере моего познания, я стал больше и больше интересоваться православием, узнавать, что правда, а что нет, нашёл для себя здесь множество ответов на вопросы о Боге, о смысле жизни, о душе. Стал прислуживать в храме, далее взял благословение на поступление в семинарию. Сейчас учусь в семинарии на священника, а до этого хотел быть ФСБ-шником или юристом. Хорошо, что мои родители поддержали меня в выборе места обучения.

Как сюда поступить? Очень просто. Заходишь на сайт семинарии, читаешь требования и готовишься к экзаменам. Я сдавал Библейскую историю, литургику (богослужебные особенности года, месяца, недели и дня), историю Церкви, катехизис (знание основ православного вероучения), русский язык и литературу (обычно совместно – сочинением). Перед этим нужно начать жить церковной жизнью (я не только про внешнее ношение платка, отказ от разврата, курева и пьянства, про особую «церковную» лексику), кроме всего, я бы добавил борьбу с собой и со своими страстями, с внутренней злостью, в общем, с недостатками, и конечно, хотя бы начало стремления жить по Евангелию. Нужно познакомиться с основами вероучения, постараться так жить. Нужно познакомиться с храмовой службой, получить разрешение от приходского священника и правящего архиерея на поступление в семинарию, и всё.

Бывает, что на первом году возникает чувство: «Вроде не моё, и священником не хочу быть», а к пятому курсу уже батюшка, да ещё какой. А бывает, что и с пятого курса уходят. Не часто, но бывает.

Мне кажется, что чёрная одежда – это одежда монаха, та одежда, которая дёшево стоила и особо не позволяла ею хвастаться, помогала монаху смирить себя, смирить свои желания и страсти. Так как духовные лица на Руси были прежде всего монахи, то и одежда была монашеская. Её стали надевать и те, кто женился и становился «белым» священником. В семинариях тоже была принята монашеская одежда, потому что первые учебные заведения были при монастырях, вот так и надевали на себя семинаристы фактически монашескую одежду, но при этом она перестала являться конкретно монашеским атрибутом гардероба.

Девушки не могут учиться на священника, так как священник есть образ Христа, а Христос есть мужчина. Священники ещё в Ветхом Завете в Библии были все мужчинами – по воле Божией, и это правило сохраняется и сейчас во времена Нового Завета. Но зато представительницы женского пола могут учиться на регента (руководителя хора), и обычно при семинарии есть регентская школа (вот тебе и матушки), но у нас, к сожалению, такой пока ещё нет. Девушки учатся на заочных богословских курсах, к примеру.

В минуту когда хочется сказать: «Довольно всевозможных воздержаний и запретов», «я хочу... и всё... чтобы было мне сию минуту и на блюдечке», вспоминается, что всё, что ты имеешь – от Бога, а воздержание воспитывает тебя и не даёт стать эгоистом, которому нужно только, чтобы его интересы были удовлетворены, и все эти мысли рассеиваются.
Студентам хотел бы пожелать следующее. Где бы ты ни учился, главное помнить, что ты – человек, а значит, должен вести себя соответствующим человеку образом. Если не знаешь, как это, тогда загляни в Библию, там найдёшь ответ на вопрос: а как это, по-человечески?».

Красота – в сокровенности

Кем ребята выйдут из Духовной семинарии? Нужно ли самому искать место работы? Об этом мы поговорили с проректором по научной работе Хабаровской духовной семинарии Павлом Герасимовым:

по-человечески3 [большая картинка]

 – После выпуска студенты возвращаются обратно в епархии, откуда поступили, и идут на церковное послушание: священники – в храмы, чтецы – на работу в церковные структуры.

– Какие нужно сдавать вступительные экзамены? Как проходит приёмная кампания?

– Абитуриентов ожидает собеседование, экзамены и поступление в семинарию. Пока на вступительных экзаменах только одному студенту предложили прийти на следующий год (по состоянию здоровья).

Что касается кампании, вуз не даёт рекламы, информация – только через сайт епархии и объявления в приходах. Абитуриенты приходят сами. Кроме того, свою роль играет пример выпускников семинарии.

– С какими вузами духовная семинария поддерживает отношения? В каких мероприятиях участвуют студенты?

– Хабаровская духовная семинария сотрудничает со следующими хабаровскими вузами: ТОГУ, ДВГГУ, ХГИИК, ДВЮИ, ДФ РПА, ДВИПК, ХПИ. С музеями: краевым краеведческим музеем, музеем истории Хабаровска, музеем археологии, Дальневосточной государственной краевой научной библиотекой и другими организациями города, все и не перечислить.

Наши студенты участвуют в таких мероприятиях, как Димитриевские чтения, крестные ходы, Дни открытых дверей, любые выставки или экскурсии. Ни одно мероприятие, проходящее в семинарии, без студентов не обходится. Участвуют везде, где необходимо продемонстрировать спортивные, научные и хоровые (певческие) умения.

Так как ректор семинарии входит в Совет ректоров вузов Хабаровского края и Еврейской автономной области, то мы регулярно участвуем в большом количестве мероприятий: Студенческая весна, олимпиады, Дни православной книги, Дни славянской письменности и культуры, в научных конференциях вузов-партнёров. На одних мероприятиях мы желанные гости, на других – радушные хозяева.

– Почему студенты семинарии ходят в чёрных одеяниях?

– Ряса – одежда священника, студенты семинарии носят подрясник. Чёрный цвет осмыслен в Православной Церкви как символ аскезы и смирения, напоминающий о том, что яркие одежды притягивают к красоте земного мира, в то время как главная красота – «не плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек»*.

– Что духовность взяла от XXI века?

– Духовность была всегда, да и XXI век только начался. Поэтому, скорее, XXI век взял у духовности две мысли. Первая: духовность всё-таки существует, и вторая: духовность бывает разная, как положительная, так и отрицательная. Но, взяв пока только эти мысли, XXI век пока этим и ограничился, а ведь важен и выбор той или иной духовности, и способность следовать своему выбору.

– Павел Валерьевич, скажите, какие педагогические новации задействованы в преподавании в семинарии?

 – Для семинарии новым является отход от традиционной системы занятий в виде урока, включение в образовательный процесс таких форм, как семинары, практикумы, дискуссии, интерактивные занятия, использование мультимедиа и тому подобное.

*Первое послание Святого апостола Петра, глава 3, стихи 3, 4.

Не только тело, но и душа…

Удалось мне поговорить и с первым проректором Хабаровской духовной семинарии, кандидатом богословия епископом Бикинским Ефремом.

по-человечески4 [большая картинка]

– Видите ли вы будущее в нашей современной молодёжи?

– Вопрос не из простых. Будущее нашей молодёжи будет светлым и счастливым только для тех молодых людей, которые прилагают немало усилий для того, чтобы добиться многого в жизни, стать настоящими людьми, а не частью обезличенной серой массы, которая курит сигареты, пьёт дешёвые напитки, называемые пивом, и безвкусно, но «модно» одевается. К сожалению, это мы наблюдаем вокруг себя.

Нынешнее молодое поколение – это первое поколение молодых людей, родившихся или выросших после распада СССР, в первые годы становления новой российской государственности. Через 10-15 лет именно от него будет зависеть, какая судьба ждёт в XXI веке Россию с её многонациональным обществом и исторически сложившимся ядром – русским народом.

Думаю, вполне очевидно следующее: чтобы занять достойное место в мире, наша страна нуждается не только в инновационном развитии, но и в нравственном обновлении. Нынешнему молодому поколению предстоит решать эти задачи одновременно. Только тот, кто строит свою жизнь на всём подлинном, не размениваясь и не распыляясь на ложное, сможет прожить земную жизнь – короткий отрезок бытия – счастливо и полноценно. Уверен, что нынешняя молодежь сможет войти в историю как новое поколение победителей, с которого станут брать пример и на которое будут равняться потомки.

– Много ли молодых людей интересуется духовностью, религией?

– Во-первых, современная молодёжь представляет поколение, выросшее в условиях рыночных реформ, что отразилось в их ценностных ориентациях: в сознании студентов наряду с такими общечеловеческими ценностями, как образование, здоровье, семья, доминируют прагматичность, индивидуализм, материальное благополучие.

Во-вторых, увеличивается количество творческой, талантливой молодёжи, проверяющей себя в различных видах деятельности: спорте, искусстве, науке и другом. Наблюдается тенденция к созданию студенческих молодёжных организаций, движений, объединений не по политическим целям, а ориентированных на будущую профессиональную деятельность. В числе мотивов создания и вступления в молодёжные организации преобладающими являются интересы к выбранному направлению деятельности, возможности реализовать себя, выразить свои взгляды и убеждения. Это имеет прямое отношение к духовной стороне жизни человека и говорит о том, что наша молодёжь не зацикливается только лишь на потреблении материальных благ.

В-третьих, сознание нынешней молодёжи характеризуется увеличением значимости религиозных ценностей в повседневной жизни. Сегодня наблюдается тенденция увеличения числа верующих среди студенчества. Но духовный и нравственный кризис, наблюдаемый в нашем обществе, затрагивает и поражает молодёжную среду: многие молодые люди становятся жертвами деструктивных и тоталитарных культов, сект, в которых их используют всего лишь как инструмент обслуживания интересов лидеров. И печальный результат пребывания в разного рода лже-религиозных организациях – испорченное здоровье, отказ от созидательного построения своей жизни и разрушенная судьба.

Наконец, немаловажное значение в молодёжной среде имеет личный пример. Те молодые люди, которые придерживаются традиционного религиозного мировоззрения (христианство, ислам), как правило, являются духовно более сильными людьми, охраняют себя от разрушающих душу и тело тенденций. Истинно верующие молодые люди более тверды в достижении своих целей, так как имеют личный опыт успешного преодоления трудностей, с опорой именно на подлинную религию. И этим опытом они радостно делятся со своими сверстниками, помогая им осознать простую истину: счастливым и полноценным может быть только тот человек, который осознаёт, что имеет не только тело, но и душу, призванную к Вечности.
    
После общения с такими людьми чувствуешь, что нет в жизни нерешаемых проблем. Главное – вера, которая всегда поможет.

Наша справка

10 июня 2005 года в Патриарших Палатах Московского Кремля под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II состоялось заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Особо обсуждались вопросы повышения уровня пастырской подготовки священнослужителей дальневосточных епархий и развития миссионерской деятельности в регионе. По итогам обсуждения Священный Синод принял решение о создании духовной семинарии в Хабаровске. Ректором её был назначен архиепископ Хабаровский и Приамурский Марк. Попечительский совет по строительству семинарии возглавил губернатор Хабаровского края Виктор Ишаев (ныне – министр по развитию Дальнего Востока – полномочный представитель Президента РФ в ДФО).
1 сентября 2005 года в новообразованной духовной школе начались учебные занятия. Новое здание семинарии было заложено 20 октября 2005 года; учебно-административный корпус и здание домового храма были сданы в эксплуатацию 20 октября 2006 года, общежитие с прилегающей территорией – 20 октября 2007 года. До переезда в новое здание семинария располагалась на территории хабаровского собора Рождества Христова.



    Евгения Верченова.
Фото автора

Евгения Верченова. Фото автора

Фотографии