Журнал № 2 - 2012(9), рубрика: "Образование XXI века"

Workshop как метод модернизации учебного процесса

Воркшопы (обойдёмся привычным варваризмом) – коллективные действия, требующие чёткой организации, командного духа и харизматичных модераторов, проводятся относительно редко, остаются в памяти надолго и пользуются большой популярностью у студенческого авангарда. Опыт воркшопов, осуществлённых на Факультете архитектуры и дизайна ТОГУ в рамках ежегодного форума «Новые идеи нового века», а также инициированных Объединением молодых архитекторов Хабаровска1 , без сомнения, требует внимательного анализа.

Специфика архитектурных воркшопов предопределена необходимостью материализации концептов, выдвигаемых членами команд в ходе обсуждения темы, сформулированной заказчиком (жюри). Помимо традиционно трансцендентальных заданий, сложность заключается в случайном составе соревнующихся групп: студенты разных курсов, специальностей и вузов, зачастую впервые видящие друг друга, должны максимально быстро (за два-три часа) найти общий язык.

Workshop как метод модернизации1 [большая картинка]

Идеальный воркшоп предполагает следующие этапы и формы работы:

• «Старт»: целеполагание и мотивация, выбор лидера, распределение ролей участников.
• «Полилог»: дискуссионный обмен различными точками зрения, определение единой стратегии действия.
• «Инсайд»: момент появления жизнеспособной концепци.
• «Продвижение к цели»: визуализация идей, разработка технических решений.
• «Презентация»: создание макетов, инсталляций, графических материалов и прочего.
А вот как это выглядит на практике. Тема, предложенная участникам воркшопа, завершающего работу XII форума «Новые идеи нового века», звучала не банально: «Видеть, Взаимодействовать, Мыслить».

Кураторы (Кирилл Шепета и Сергей Герасимов) сформулировали техническое задание несколько туманно: «Исследования космоса, законов мироздания стали возможны благодаря городам на земле. Но на самом деле, современные быстро меняющиеся города не менее интересны и загадочны, чем далёкие планеты и галактики. Сегодня мы –  исследователи целых миров, под названием городские улицы. Давайте же приглядимся к жизни обитателей этих миров».

Основными задачами современных дизайнеров-архитекторов, по мнению кураторов, стали: «раскрепощение сознания горожан от повседневного ритма», «изменение сценария процессов, в которые вовлечены люди в общественных местах» с помощью «необычных экспериментов в городской среде, способных дать человеку новые эмоциональные и интеллектуальные открытия».

Цель воркшопа – научить студентов с помощью дизайна и перформансов бросать вызов привычному и формальному поведению в обществе и способствовать появлению нового типа культурного опыта в общественных пространствах города.

Задание: придумать средовые объекты, инсталляции или перформанс, которые бы взаимодействовали с людьми в общественных пространствах. Объекты могут способствовать развитию чувства нравственного воспитания, альтруизма, человеколюбия у горожан. Также повышать активность, возбуждать интерес к здоровому образу жизни. Побуждать к бережному отношению к экологии.

Собственно, «гумманизация среды» – это столбовая дорога, проложенная «Стрелкой»2 , и отрадно, что дальневосточные культуртрегеры продвигают в массы столичные тренды. Что касается конкретизации идей, то, в основном, все зациклились на интерактивных обогревателях для рук, размещаемых на автобусных остановках (увы, это концепт еще в декабре 2011 был реализован московскими студентами-«стрелочниками»), мигающих переходах, дружелюбных светофорах, поющих лестницах и тому подобном. Впрочем, послушаем самих участников.

Workshop как метод модернизации2 [большая картинка]

Первый курс, студенты-новички в воркшопе.

Ян Су Ок:

– Поначалу я очень волновалась, боясь, что не смогу быть полезной команде. Но в итоге, когда мы выбрали идею для реализации, работа каждому нашлась сама собой. Было шумно, все суетились, и время пролетело незаметно. В целом, понравилось. Правда, под конец я очень устала. Зато получила огромный опыт в работе с командой. Надеюсь, что и в следующем году удастся принять участие в этом мероприятии.

Юля Чубенко:

– Раньше я знала о воркшопе только то, что писали в «Справочнике первокурсника», и соответственно имела только теоретическое понятие о нём. Однако, даже приняв участие в данном мероприятии, всё равно достаточно сложно дать чёткий ответ о том, что это такое. Основная проблема заключалась в том, чтобы донести образ, созданный фантазией одного человека, другому участнику команды, и в том, как соорудить инсталляцию, макет, чтобы представить свою идею жюри. Поначалу мне было сложно понимать сумасшедшие идеи участников команды и в особенности наших иностранных гостей (в нашей команде были две очаровательные кореянки). Однако именно идея кореянок была взята за основу, и под действием общего мыслительного процесса получилось нечто интересное. Было любопытно наблюдать за идейно-мыслительным действием старших студентов. В итоге, я получила много эмоций, тем для размышлений, опыт. И считаю, что подобного рода коллективная работа очень полезна для каждого студента архитектуры и дизайна.

Итак, студенты-первокурсники немного ошеломлены (в их ответах часто повторяется слово «сложно»), но в целом – довольны.

Второй курс. Айсен Андросов:

– Иностранцы у нас в команде попались активные, да ещё с хорошим английским, поэтому взаимопонимание было отличное. Тема воркшопа интересная, но, всё же, нам не хватило времени на хорошее продумывание идеи, концепта. Безусловно, общение с иностранными студентами, профессорами – не только опыт для собственного архитектурного багажа, скорее жизненный опыт.

А в целом – интересно и весело!

Мария Дорофеева:

– Хочется выразить огромную благодарность всем организаторам и руководителям за предоставленную студентам возможность взаимодействовать с молодыми учёными разных стран! Это бесценный вклад в наш профессиональный опыт!

Складывается впечатление, что второкурсники в полном восторге, особенно от возможности пообщаться с иностранными коллегами.

Третий курс – это уже закалённые опытные бойцы, но эмоции ещё не притупились.

Маргарита Криворотько:

 – Архитектурный форум «Новые идеи нового века» – удивительный буфер общения. Его частью всегда является воркшоп – таинство для посвящённых… Но чтобы понять, что это за чудо дивное – необходимо в него погрузиться. Отдельное спасибо ребятам-координаторам за многогранность темы. Организаторы предоставляли возможность выбрать руководителей команд (очень существенный нюанс), ибо ответственность за выбор «курса-идеи» несёт капитан корабля. Ещё один плюсик воркшопу – за возможность обмена/получения опыта от коллег из Кореи и Японии (не только магистров, но и профессоров, которые также принимали участие). Отбоя от желающих не было (81 человек): все места были разобраны за 3 часа. Заявленные участники поделились на 8 команд. Сам же процесс «творения и воплощения» длился всего 4 часа. Участники «варились в идейном бульоне», где никто не остался пассивным, равнодушным, безучастным. Ибо главное правило воркшопа: работа в команде. Потрясающее всеобщее объединение большого количества творческих людей с горящими глазами, готовыми сдвинуть горы и повернуть реки вспять! Такие ощущения, на мой взгляд, испытывали все участники!

Пятый курс. Чувствуется снисходительная усталость умудрённого профессионала.

Илья Гарнага:

– 2 дня думал, что написать, и понял, что плохой из меня писатель, поэтому просто излагаю суть проекта: в городе люди, полностью погружённые в свои дела, заботы, вечно спешат, не замечая ничего земного. Проект предлагает людям отвлечься и возвыситься над своими проблемами, почувствовать себя выше, быть может, даже ощутить себя «богом».

Брюзжание шестого курса приводить не будем. К этому времени идеализм кажется не конвертируемым в материальные блага.  

Судя по собственному опыту и мнениям опрошенных участников, воркшопы вызывают наибольший энтузиазм на средних (2-3-4) курсах. Сам факт, что студенты в свободное время, которое у них на вес золота, собираются для участия в энергоёмком мероприятии, не сулящем немедленных благ, говорит о неиспользованном резерве креативности. Возможно, имеет смысл чаще прибегать к этой форме дополнительного образования для формирования у студентов навыков совместной работы в стрессовой ситуации. Однако следует внимательнее отнестись к претензиям старшекурсников: они единодушно подчёркивают важность личности руководителя для успеха всей команды и требуют более конкретных заданий, адаптированных к принципу «здесь и сейчас».

Алина Иванова.
Фото Анны Кочергиной

Алина Иванова. Фото Анны Кочергиной

Фотографии

Комментарии

Написать комментарий

Имя

Адрес электронной почты

Комментарий

Если что-нибудь введете в это поле, то ваш комментарий будет признан спамом