Журнал № 2 - 2012(9), рубрика: "Образование XXI века"

Время учиться по-новому

Интеграция – это не простое объединение частей в целое, а система, которая ведёт к количественным и качественным изменениям...

Системная модернизация страны, инновационное экономическое развитие Востока России и активное включение нашего региона в процесс интеграции со странами АТР определяют сегодня вектор развития сферы образования. На первый план вышли вопросы совершенствования качества подготовки специалистов, вхождения вузов в глобальное академическое пространство, повышения конкурентоспособности в области российского образования и науки, на рынке труда, задача закрепления кадров на Дальнем Востоке.

Как решаются эти вопросы и как работает новая уровневая система вузовской подготовки – в беседе нашего корреспондента с депутатом Законодательной думы Хабаровского края, председателем Совета ректоров вузов ДФО, ректором Тихоокеанского государственного университета, доктором технических наук, профессором Сергеем Иванченко.

Время учиться по-новому [большая картинка]

– Сергей Николаевич, направление нашей беседы определено, но прежде хотелось бы узнать ваше мнение о краевой программе развития образования и молодёжной политики до 2020 года, которая недавно была принята правительством Хабаровского края.

Главное, что утверждённый бюджет – с 2013 по 2020 годы из краевого и федерального бюджета планируется задействовать 110 млрд рублей, будет использован целенаправленно, его не урежут, не перераспределят на иные нужды. В формировании Программы, разработанной правительством края при участии депутатов Законодательной думы Хабаровского края, специалистов и широкой общественности, смогли принять участие все, кому небезразлично будущее наших детей, успешное вхождение во взрослую жизнь молодёжи. Программа нацелена на создание достойных условий для развития и образования детей, работы воспитателей и учителей. Она утверждена губернатором, это – гарантия того, что все краевые образовательные учреждения, начиная с детских садов, будут развиваться в одном направлении – предоставления качественных образовательных и воспитательных услуг на всех этапах образовательного процесса. Система образования будет отвечать современным стандартам инновационного развития края и Российской Федерации. Это очень важно. Она – начальный этап в формировании целостной современной образовательной системы образования.

– Какие изменения произошли в сфере высшего образования вслед политическим и экономическим реформам последних лет?

– Кардинальные. Процессы глобализации, вступление России в ВТО выдвигают определённые требования к российским вузам. Сегодня уже невозможно представить современный университет, работающий вне системы международных контактов. И чем больше вуз вовлечён в процесс обмена идеями, технологиями, научными кадрами и образовательными услугами, тем шире его возможности для своего развития и продуцирования новаций, тем более авторитетен он в научном и образовательном сообществе. А значит, более качественное и всестороннее образование он способен предоставить гражданам России и других стран.

Дальний Восток на геополитической карте занимает особое место. Именно здесь сосредоточен огромный потенциал развития, возможности интеграции в мировое инновационное сообщество. У вузов появляется возможность реализовать новые модели научно-образовательных центров, таких как проект Технополиса в Северном округе Хабаровска. Место для Технополиса выбрано не случайно: на территории расположены два вуза, пять техникумов, отделения Российской Академии Наук. Здесь же строятся выставочный зал и филиал библиотеки имени Б.Н. Ельцина (в административно-деловом комплексе зданий рядом с Краевым судом – прим. ред.), планируется строительство жилого микрорайона, продолжается развитие городского парка «Северный» и на его территории – спортивного молодёжного комплекса. Роль градообразующего участника проекта принадлежит Тихоокеанскому государственному университету, в котором обучаются более 20 000 студентов, в том числе из других стран.

Время учиться по-новому1 [большая картинка]

– С 2011 года практически все вузы страны перешли на уровневую систему образования, чтобы «встать на рельсы» международного образовательного процесса. Каково ваше мнение о новой системе, качестве подготовки специалистов, бакалавров и магистров, об особенностях и возможностях современного российского высшего образования?

– В целом мы можем ругать или хвалить систему образования, которая у нас была в Советском Союзе. Но надо отдать должное – в своё время она давала хорошие результаты. Подтверждением тому – наши успехи в атомной энергетике, в космосе. Американцы приезжали к нам, изучали опыт, систему образования. Самое главное в прежней системе, и эту традицию мы перенесли в современную, – фундаментальность знаний. И сейчас на первых курсах мы на высоком уровне даём базовые фундаментальные дисциплины: математику, физику, химию, биологию.

Уровневое образование подразумевает подготовку бакалавров – полное высшее образование и полновесный диплом о высшем образовании (обучение четыре года) и магистров (плюс два года). Ранее привычная для нашей страны траектория высшего образования под названием «специалитет» (пятилетнее обучение) сохранится только по некоторым направлениям, связанным с оборонным комплексом, творческими профессиями. На каждом уровне в государственных вузах проводится приём на бюджетные места и на договорной основе.

Бакалавриат – это высшее образование и точка карьерного роста для тех, кто видит себя в области применения практических знаний. В соответствии с государственным образовательным стандартом, программы подготовки бакалавров по разным направлениям сформированы так, что при желании позволяют всего за год перейти к любой другой из широкого перечня совместимых профессий. Квалификация «бакалавр» (в отличие от традиционного российского «дипломированного специалиста») принята в международной классификации и понятна работодателям во всём мире, прежде всего – в наиболее экономически развитых странах.

Многие бакалавры, выпускники ТОГУ и других вузов региона, ныне успешно трудятся за рубежом или получают там следующее, магистерское образование. Я был в фирме «NISSAN», где мне пояснили, что какой диплом вуз выдал для них – не главное. Они принимают на работу специалистов с дипломом бакалавров по инженерному направлению с тем, чтобы молодые рабочие шаг за шагом осваивали производство, на местах проходили внутрифирменное обучение и строили карьеру.
А магистратура – для тех, кто захочет продолжить своё образование, проявить себя в исследовательской, научной работе, это возможность подготовиться и поступить в аспирантуру.

Уровневое образование ставит определённые задачи перед бизнесом. Основная – не стоять в стороне от образовательного процесса. А проявлять заинтересованность и участвовать в формировании программ обучения, в подготовке кадров для своих предприятий. Тенденция времени – создание при вузах попечительских советов, наблюдательных советов. Я участвовал в заседании комиссии ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье» по научно-технической политике. Меня поразило, что если раньше только я говорил, сейчас уже все обсуждают, что на Дальнем Востоке большая проблема: нехватка кадров. И истоки её – в демографии, оттоке населения с Дальнего Востока.

Меня часто спрашивают, как я отношусь к ЕГЭ? Положительно, ведь он создаёт равные возможности для всех выпускников школ. Но ЕГЭ создаёт и возможность для оттока наших абитуриентов в вузы центральной России. Сейчас 90 – 95 % успешных выпускников ведущих хабаровских гимназий, лицеев видят себя студентами московских, санкт-петербургских, других российских или зарубежных вузов. И их там хорошо принимают. А специалистов, которых выпускают вузы Дальнего Востока, не хватает. Как обеспечить экономику региона необходимым количеством кадров? Раньше дефицит восполнялся выпускниками центральных вузов, которые получали направление на работу на Дальний Восток, сейчас же сюда никто не едет. Решение одно: должна быть разработана действенная государственная политика закрепления кадров. В противном случае это не просто ещё более обострит демографическую ситуацию в нашем регионе, но и может в среднесрочной перспективе вызвать стагнацию целых отраслей экономики. Ведь нередко вслед за детьми на запад уезжают и их родители. В своё время Пётр Аркадьевич Столыпин стремился заселить Дальний Восток, и мы должны сохранять его наследие и развивать. Перемены намечаются, посмотрим, в какие конкретные дела вырастут планы создания государственной корпорации по развитию Дальнего Востока.
Со своей стороны у ТОГУ и большинства вузов региона есть стратегия развития до 2020 года, учитывающая стратегию развития Дальнего Востока. Ведь если мы не найдём своё место, свою нишу, завтра нас здесь не будет. Особое внимание в вузах региона уделяется открытию новых, максимально востребованных рынком труда специальностей и направлений, подготовке кадров в области инновационного менеджмента. Например, в ТОГУ созданы Инновационно-образовательный центр космических услуг, учебный центр корпорации Komatsu, другие подразделения с учётом потребностей экономики дальневосточного региона.

Ребятам и их родителям я говорю: учитесь здесь, сегодня обучение ведётся по образовательным стандартам нового поколения. И вы сможете успешно работать на совместных предприятиях, которые инвестируют средства в наш регион, а также, если вы всё же решите искать работу за рубежом, диплом бакалавра, магистра вам в этом поможет. Многие студенты, получившие диплом бакалавра в наших вузах, продолжают своё образование в Германии, Китае, Южной Корее, Японии, Новой Зеландии, в зависимости от языка, который здесь изучали. И учебные программы часто совпадают. Многие предметы, которые они проходили здесь, перезачитывают в тех вузах. Можно чередовать обучение в двух странах или получать два диплома. Сегодня система образования очень мобильная, и вы можете сами выстраивать траекторию обучения. Зайдите, к примеру, на сайт ТОГУ, посмотрите информацию по получению гранта на обучение за рубежом, узнайте о своих новых возможностях и не упускайте их. Так же как и студенты из стран АТР, которые приезжают и учатся в наших вузах. Конечно, нам тоже ещё многое предстоит сделать, чтобы быть востребованными, а то узнаём, к примеру: иностранная компания, которая строит судоверфь в Приморье, набрала на работу 800 человек российских граждан, и повезла на обучение… за рубеж. А ведь могли их учить здесь. Мы постепенно входим в глобальный образовательный рынок, поэтому должны себя хорошо зарекомендовать, выдерживать конкуренцию.


Время учиться по-новому2 [большая картинка]

– Какие трудности на этом пути?

– Главная – языковой барьер. Необходимо знать языки, особенно тем, кто планирует работать в международном бизнесе. Мы приглашаем в университет читать лекции, курсы лекций не только преподавателей из других вузов страны, но и из-за рубежа.

Вторая проблема – иная система процесса обучения. Сейчас мы к ней только подходим. У нас как: лектор читает лекции, студент пишет, далее практическая работа, лабораторная, курсовая, на экзамене пересказал лекцию, получил отметку. За рубежом — акцент на самообразование. Система основана на том, что каждый очень много занимается самостоятельно. Если выполняется практическая работа, то её готовит не один человек, а группа студентов. За время выполнения проекта в группе выявляются лидер, управленческие, исполнительские качества ребят, формируется коллектив, работающий по принципу команды. Когда молодой человек пойдёт работать, ему будет легче адаптироваться в коллективе, найти себя в этой жизни. Нужно научить молодого специалиста себя презентовать, составлять резюме, уметь показать свои возможности, лучшие качества. Может быть, медленно, но неуклонно мы идём вперёд к своей цели – сделать уровневое образование повсеместной практикой, включиться в мировой процесс, в новую экономику. И выполняем главную педагогическую задачу: научить студента постоянно, самостоятельно учиться.

Время учиться по-новому3 [большая картинка]

Следующий аспект – убедить или увлечь преподавательский состав работать по-новому. Чтобы у студентов не терялся интерес к учёбе, чтобы новые технологии были одинаково доступны и интересны как студентам, так и преподавателям. В ТОГУ мы уже приняли решение, что каждый первокурсник с 2012 года будет получать в библиотеке нетбук, каждый преподаватель – ноутбук. Wi-Fi есть в каждом вузе, создаётся межвузовская библиотека, доступ к информационным ресурсам свободен – учитесь в удовольствие! Задача преподавателей – помогать и контролировать. Если всё получится, то через четыре года мы выпустим специалистов, которые и в будущем продолжат самообразование, постоянно работая над собой.

Время учиться по-новому4 [большая картинка]

Время учиться по-новому5 [большая картинка]

Время учиться по-новому6 [большая картинка]

– Президент России Владимир Путин и председатель Правительства Дмитрий Медведев в своих выступлениях подчёркивают, что бюджетное финансирование образования постоянно увеличивается, государственные инвестиции в высшее образование за последние шесть лет выросли более чем в 3 раза…

– Да, расходы на образование год от года растут. Но, увеличивая ассигнования на систему, следует посмотреть, насколько она эффективна, не распыляем ли мы средства, не дублируем ли специальности в вузах и нужно ли столько специалистов по некоторым профилям. Ведь, когда мы только вошли в рынок, вузы выполняли важную социальную задачу. Появилось столько вузов, сколько отвечало желанию ребят и их родителей получить высшее образование. Учащиеся на пять лет попадали в эту систему, они социализировались, были заняты учёбой и знали, что, получив качественное образование, человек трудоустроится. Сегодня на Дальнем Востоке активно развивается производство и не хватает рабочих рук. Какие должны быть рабочие места? Президент Владимир Путин поручил правительству до 2020 года создать 25 млн высокопроизводительных рабочих мест. Поэтому структура затрат в образовании меняется.

Очень важно и то, что государство заинтересовано в развитии современного, качественно нового высшего образования, – то, о чём я говорил в самом начале нашего разговора. Государство направляет средства на развитие инновационных научно-образовательных проектов. Над ними работают и научно-педагогический состав учебных заведений, и студенты. У динамично работающих вузов появляются хорошие перспективы. К примеру, ТОГУ в августе 2011 года вошёл в число 22 лучших инновационных вузов России – победителей объявленного Министерством образования и науки РФ конкурса программ развития инновационной инфраструктуры. Это обеспечило вузу бюджетную финансовую поддержку в 2011 – 2012 годах в размере 90 млн рублей. А в декабре прошлого года университет вошёл и в число 55 ведущих российских вузов – победителей конкурса поддержки программ стратегического развития российских вузов. В 2012 – 2015 годах на реализацию программы своего развития университет получит 300 млн рублей из федерального бюджета.

– А какие изменения происходят по договорной форме обучения?

– Раньше, чтобы выжить, вузы вводили модные специальности (юриспруденция, экономика, финансы и кредит, бухгалтерский учёт). Зарабатывали на этом деньги и поддерживали те специальности, которые у нас находились в плачевном состоянии. В этом году ситуация с точностью до наоборот. В развитие технических специальностей государство вкладывает средств больше, чем в экономические и юридические. И стоимость по договору на обучение техническим специальностям будет выше, чем на экономические. Она будет очень высокая, в некоторых случаях будет превышать 112 тысяч за 1 год обучения, – такие нормативные затраты несёт государство на подготовку инженеров. И если студент идёт учиться на внебюджетной основе, то он должен платить неменьшую сумму, иначе мы его будем учить за счёт бюджета. Полученные средства вузы используют на создание лабораторной базы, инновационные проекты.

Главное сейчас – вкладывать деньги в развитие! Сегодня много говорят о новациях, но многие хотели бы жить по-старинке, ничего не меняя. Конкуренция заставляет и таких людей меняться. На Дальнем Востоке сформирован рынок образовательных услуг, и каждый вуз, развиваясь по-своему, включается в общий процесс, потому что каждый заинтересован привлечь лучших абитуриентов, лучших преподавателей. Конкуренция идёт на всех уровнях: у кого лучше лабораторная база, международные связи, условия для учёбы и жизни студентов. Такой вуз может привлечь больше выпускников, увеличить набор, заявить о себе на международном уровне, стать полноправным и достойным участником мирового научно-образовательного процесса.
Повторю ещё раз: нужно каждый день стремиться к новому. Это требование времени, и мы в ответе за будущее молодых людей, за будущее России, её Дальнего Востока.

Беседовала
Наталья Колтунова.
Фото из архива ТОГУ

Фотографии