Журнал № 1 - 2012(8), рубрика: "Образование XXI века"

Проблемы высшего образования решаются через диалог педагогов

Современный этап развития системы высшего образования в России характеризуется разработкой новых стандартов обучения, отражающих наиболее значимые достижения педагогической науки и практики. Осмыслению вопросов совершенствования высшего образования, образовательных технологий способствует проведение в ТОГУ научно-методических семинаров и конференций, представляющих площадку для плодотворного обсуждения инновационных методик преподавания дисциплин, обмена опытом, выработки рекомендаций по повышению эффективности учебного процесса.

Проблемы высшего образования. 7 [большая картинка]

4 – 6 апреля 2012 года состоится очередная, уже 10-я по счёту, международная научно-методическая конференция «Проблемы высшего образования». Ежегодное проведение такого рода конференций в Тихоокеанском государственном университете стало традиционным. В 1993 году на основе материалов тогда ещё регионального научно-методического семинара по проблемам высшей школы вышел в свет первый выпуск сборника статей «Вопросы совершенствования технологии обучения», а с 2002 года сборник стал называться «Проблемы высшего образования».
Научно-методические конференции способствуют активизации рефлексивных процессов, поиску новых форм работы, обмену опытом. Их широкая тематика охватывает «вечные» проблемы высшего образования. К примеру, прошедшая в 2011 году конференция предлагала к обсуждению следующие проблемы:

– совершенствование образовательных систем;
– компетентностный подход как основа проектирования образовательного процесса и повышения качества образования;
– совершенствование образовательного процесса: внедрение инновационных образовательных технологий; исследовательская направленность учебной деятельности; пути повышения профессиональных компетентностей;
– субъекты образовательной деятельности в образовательном пространстве вуза: взаимодействие, саморазвитие, сотрудничество.
Численность и география участников научно-методического форума в ТОГУ постоянно растёт. Так, конференцию «Проблемы высшего образования – 2011» посетили не только учёные из России, но и зарубежные участники, которые представляли США, Австралию, Китай, Белоруссию, Украину, значительно возросло количество представителей вузов КНР.
Общие проблемы развития образовательных систем и связанные с ними задачи текущего дня обычно рассматриваются на пленарных заседаниях. Они открываются выступлением ректора ТОГУ профессора С. Иванченко или проректора по учебной работе Тихоокеанского государственного университета профессора С. Шалобанова.

Проблемы высшего образования. 5 [большая картинка]

К примеру, в 2011 году заседание было посвящено переходу на уровневую систему высшего профессионального образования. Сложившаяся ситуация поставила перед вузами страны задачу разработки новых основных образовательных программ (ООП), реализуемых в вузе по направлениям подготовки всех уровней. Задача разработки ООП является сложной проблемой, требующей учёта значительного количества факторов. Формирование ООП проводилось в нашем вузе на основе принципов выполнения требований ФГОС ВПО и сохранения ранее сформированных в университете научных школ и традиций, преемственности реализуемых в настоящее время образовательных программ. Качество проводимых работ подтверждено экспертными заключениями руководителей и специалистов профильных предприятий и организаций Дальневосточного региона.
Активное участие в конференциях принимают представители министерства образования и науки Хабаровского края, а также других региональных ведомств. К примеру, в 2011 году с докладом «Региональная стратегия развития высшей школы: кластерный подход» выступила начальник отдела по взаимодействию с научными организациями и вузами министерства образования и науки Хабаровского края Н. Казора.
Тема доклада была выбрана неслучайно: на территории региона с учётом стратегической перспективы формируются кластеры преимущественно в отраслях специализации экономики края, одной из которых является лесная отрасль. Предусматривается, что основным звеном, объединяющим деятельность в рамках кластера лесной и деревообрабатывающей отрасли края, должен выступить ТОГУ.  В нашем вузе на Факультете природопользования и экологии давно и успешно проводятся научные исследования по таким направлениям, как: комплексное использование древесины на основе прогрессивных технологий, повышение надёжности подъёмно-транспортных, строительных и дорожных машин, охрана окружающей среды на основе экологического мониторинга. Для образовательного процесса важно и то, что преподавание ведётся с привлечением сотрудников исследовательских вузов (со студентами работают сотрудники Института водных и экологических проблем ДВО РАН).

Проблемы высшего образования. 2 [большая картинка]

В 2011 году в работе конференции впервые принял участие первый проректор Хабаровской духовной семинарии епископ Ефрем (Просенок), выступление которого было посвящено общей для всех вузов проблеме повышения роли воспитания студенческой молодёжи в условиях реализации новых образовательных стандартов.
Важнейшим фактором повышения качества учебной и научной деятельности современного вуза является налаженная система информационного обеспечения, главную роль в которой играют библиотеки. Как правило, сотрудники вузовских и региональных библиотек, в том числе Дальневосточной государственной научной библиотеки, принимают участие в работе наших конференций. Ими выносятся на обсуждение вопросы, посвящённые внедрению рейтинговых систем оценок деятельности учёных и научных сообществ, работе с науко- и библиометрической информацией, а также проблемы службы межбиблиотечного абонемента и электронной доставки документов, взаимоиспользования библиотечных ресурсов.
Идея диалога как общечеловеческой ценности, системообразующей константы содержания, способа жизнепроживания и смысловыражения в межкультурной коммуникации является основной в работе конференции. Наш форум обрёл статус международного и привлекает всё большее внимание исследователей  из вузов стран Азиатско-Тихоокеанского региона. В 2011 году в программе было почти два десятка докладов, заявленных преподавателями Северо-Восточного университета (Шеньян, КНР), Харбинского педагогического университета, Хэбэйского объединённого университета (Таньшань, КНР) – вузов, с которыми Тихоокеанский государственный университет поддерживает давние прочные отношения и ведёт образовательную программу по обмену преподавателями и студентами.
Работа конференции традиционно проходит в разнообразных формах, включая привычные заседания секций. На них обсуждаются вопросы совершенствования образовательных технологий, отражающих направления подготовки, существующие в таком многопрофильном вузе, как наш университет.
Интересно и содержательно идёт работа в секции гуманитарных дисциплин, которую традиционно возглавляет заслуженный юрист РФ профессор А. Лончаков. Секция «Информационное обеспечение образовательного процесса» обсуждает внедрение инновационных технологий обучения в процессе подготовки магистров, совершенствование преподавания отдельных курсов и дисциплин, роль электронного документооборота в мониторинге образовательного процесса и многие другие интересные и важные проблемы.

Проблемы высшего образования. 4 [большая картинка]

В связи с открытием в ТОГУ кафедр русской филологии и лингвистики в программе ежегодных научно-методических конференций выделилась секция «Совершенствование образовательных технологий обучения родному и неродному языкам», которую ведёт профессор Л. Крапивник. Неудивительно, что в работе именно этой секции более всего докладов зарубежных авторов, ведь проблемы межкультурной коммуникации в современном обществе стоят особенно остро.
Наибольшее число участников, как правило, собирает секция «Субъекты образовательной деятельности в образовательном пространстве вуза», которая рассматривает проблемы и формы взаимодействия субъектов образовательной деятельности, вопросы воспитания и творческого развития как студентов, так и преподавателей. Работа секции проводится в интенсивном режиме: известный всем формат «круглого стола» дополняется предварительным прочтением текстов докладов, ведутся электронные презентации, включаются «мини-мастер-классы».
Дискуссии «круглого стола» конференции очень плодотворны. Свидетельством тому являются рекомендации, обобщения и выводы участников форума, направленные на дальнейшее совершенствование образовательного процесса:  
• Необходимая мотивации к учебной деятельности студентов может быть достигнута посредством психологически грамотной организации межличностных отношений между студентами и преподавателями.
• Для успешного усвоения материала необходимы новые технологии с видеосопровождением, с опорой на образ.
• В педагогическом процессе образное и конструктивное начало дополняют друг друга. Из их единства и возникает то, что мы называем инновацией в образовательном процессе. Для преподавателя подлинная импровизационность, то есть острота восприятия, свобода воображения, богатство образных ассоциаций, – является свидетельством высокого профессионализма.
• Применение деловых игр, метода конкретных ситуаций, тренингов и других интерактивных педагогических технологий позволяет осуществить скорейший переход от институциональной модели обучения – к динамической. Лекция-провокация (с запланированными ошибками), лекция с участием двух педагогов, лекция  пресс-конференция, проблемная лекция, лекция-диалог, лекция-консультация вполне соответствуют требованиям стандарта и идее реализации компетентностного подхода.
• Спор, дискуссия, полемика – всё это применимо в процессе преподавания, но при этом важна сама личность, ведущая спор. Доброжелательность, уважение оппонентов, внешний вид педагога, умение установить контакт, найти тон разговора, манеру поведения – всё это создает благоприятную атмосферу для общения.
Поиск новых форм работы со студентами заставил оргкомитет конференции искать и другие подходы в работе с преподавателями. Так, в 2010 году на форуме впервые был проведён конкурс-презентация методического сопровождения образовательного процесса (МСОП). Он позволил познакомиться с дидактическими авторскими разработками, практикой использования методического сопровождения, предоставил возможность коллективно обсудить проблемы,  возникающие при подготовке и внедрении конкретного методического продукта (учебников, пособий, рабочих тетрадей), и наметить пути их решений.

Проблемы высшего образования. 3 [большая картинка]

В качестве экспертов, оценивающих презентации участников конкурса, традиционно выступают все присутствующие в зале. Оценка даётся на основании следующих критериев: полнота методического обеспечения, психолого-педагогическая обоснованность выбранной технологии обучения, оптимизация работы студентов, использование компьютерных технологий, оптимизация работы преподавателя, индивидуализация заданий, развитие компетентностей обучающегося, эффективность контроля знаний, качество презентации.
Завершается работа каждой конференции подведением итогов, вручением  памятных фотоколлажей, отражающих события трёх дней общения, дискуссий, встреч.

За минувшие годы научно-методическая конференция «Проблемы высшего образования», ежегодно проводимая в ТОГУ, доказала свою необходимость и значимость, поскольку создание и внедрение в учебный процесс новых образовательных технологий – настоятельное требование времени. И мы уверены, что конференция, которая пройдёт в нашем университете в апреле 2012 года, станет новым важным этапом объединения вузовской педагогической общественности в решении поставленных временем задач.

Татьяна Гомза,
Светлана Симорот.
Фото из архива ТОГУ
 

Проблемы высшего образования. 6 [большая картинка]

Аллисон Келлум
(Дальневосточный федеральный университет,
Россия, г. Владивосток):
«Опыт преподавания английского языка в школах и вузах Японии, Кореи, Гондураса, Никарагуа и России показывает, что культурные различия между странами влияют на выбор форм и методов преподавания. Особенно важными становятся проблемы межкультурной коммуникации, гибкости и толерантности для взаимопонимания различных культур».

Проблемы высшего образования. 8 [большая картинка]
Доцент Надежда Долгих

(Дальневосточный государственный гуманитарный университет,
Россия,  г. Хабаровск):
«Объективные процессы, происходящие в непрерывно и поступательно развивающемся обществе, стимулируют проявление личностно-осознанных потребностей в получении образовательных услуг. В свете выше сказанного, реформирование высшего профессионального образования связывают с его компетентностной ориентацией на определённую сферу профессиональной деятельности. Акцент делается на необходимость целостного развития человека, раскрытия качеств своеобразия его творческой индивидуальности и, как следствие, профессиональных специальных компетенций. Эффективность образования во многом определяется мотивационным фактором обучаемых, который играет важную роль в формировании устойчивого познавательного интереса в процессе обучения».

Проблемы высшего образования. 9 [большая картинка]
Доцент Сергей Калитин
(Хабаровская государственная академия экономики и права,
Россия, г. Хабаровск):
«Если вузу требуется раздавать файлы учебно-методических материалов для студентов, то их надо переводить именно в формат электронной книги, а не оставлять в формате рукописи. Перевод в формат  электронной книги необходимо выполнять потому, что он позволяет избавиться от тяжёлого груза внедрённых версий и примечаний рецензентов, сохранять авторские права на оригинальный текст путём защиты содержимого не только от изменения и копирования, но и от печати на принтере».

Проблемы высшего образования. 10 [большая картинка]
Профессор Людмила Крапивник

(Тихоокеанский государственный университет,
Россия, г. Хабаровск):
«В научной речи активно используются метафоры. Научные метафоры вызывают у иностранных студентов трудности в понимании русских научных текстов. Поэтому при чтении научных текстов преподавателю необходимо искать способы объяснения иностранным студентам научных метафор, которые встречаются в тексте».

Проблемы высшего образования. 11 [большая картинка]
Ли Лиминь
(Хэбэйский объединённый университет,
КНР, г. Таньшань):
«У каждого вуза есть своя культура, которая в качестве характера, духа и мысли образования, сложилась в процессе формирования своей истории и пронизывает весь процесс управления конкурентоспособностью вуза, включая повышение качества образовательных услуг и востребованности выпускников на рынке труда».

Проблемы высшего образования. 12 [большая картинка]
Профессор Алексей Лончаков
(Тихоокеанский государственный университет,
Россия, г. Хабаровск):
«Проблемы типологии механизма управления интеллектуальной деятельностью в сфере высшего образования порождены совершенствованием действующего законодательства на системной основе посредством принятия федерального отраслевого законодательства, опосредствующего единую среду функционирования, а не только сферу гражданско-правового регулирования отношений собственности».

Проблемы высшего образования. 13 [большая картинка]
Лю Юйин  
(Северо-Восточный университет,
КНР, г. Шэньян):
«В современном обществе на рынке труда нужны кадры с хорошими умениями и навыками. Этим и определяется задача высшего учебного заведения – подготовить специалистов, которые нужны обществу. В противном случае после университета выпускники не смогут найти подходящее место в обществе.
Для студентов-филологов одним из необходимых умений является умение перевода, в частности устного перевода. Это объясняется быстрым развитием глобализации. Сегодняшнее мировое положение предлагает студентам-филологам большие возможности заниматься делом, имеющим отношение к международной деятельности. Большинство из выпускников-филологов работают в экспортно-импортных компаниях и занимаются переводческой деятельностью. Наряду с письменным переводом разного типа договоров и соглашений, они часто присутствуют на переговорах, конференциях в качестве «устных» – синхронных переводчиков».

Проблемы высшего образования. 14 [большая картинка]
Раиса Наумова

(Дальневосточная государственная научная библиотека,
Россия, г. Хабаровск):
«На рубеже тысячелетий очевидно возрастание роли крупных библиотек как открытых информационно-коммуникативных систем, возникающих в процессе межкультурной коммуникации, которые определяют основу реально действующих каналов международного библиотечно-информационного обмена и доставки документов. Деятельность библиотек в этом направлении предусматривает динамизм, работу в двустороннем диалоговом режиме, базирующихся на принципах взаимного согласия и партнёрства».

Проблемы высшего образования. 15 [большая картинка]
Профессор Виктор Никитенко

(Институт комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН,
Россия, г. Биробиджан):
«С точки зрения теории систем, образование представляется как явление, выражающееся в изменении состава и структур систем разной природы и сложности. С кибернетической точки зрения – как управляемый процесс изменения состояний и образов технических, природных, социальных систем в целом или их отдельных составляющих. С точки зрения синергетики – как самоорганизацию систем вследствие взаимодействия всех их составляющих».

Проблемы высшего образования. 16 [большая картинка]

Епископ Ефрем (Просянок)
(Хабаровская духовная семинария,
Россия, г. Хабаровск):
«Система образования – основной инструмент обучения и воспитания молодёжи. Через воспитание молодёжи она формирует нацию, и таким образом общество непосредственно воссоздаёт себя в будущем. Попытки оторвать процесс получения знаний молодым человеком от формирования его этических, нравственных и религиозных ориентиров препятствуют формированию духовно зрелой, гармонически развитой личности. Творчество педагога немыслимо без личного нравственного примера, лежащего в основе воспитания».

Проблемы высшего образования. 17 [большая картинка]

Профессор Борис Фишман
(Дальневосточная государственная социально-гуманитарная академия,
Россия, г. Биробиджан):
«Особенности формирования эффективных горизонтальных связей между преподавателями, направленных на совершенствование образовательного процесса, остаются пока мало исследованными.
Требуется переход от жёстких иерархических структур в организации деятельности преподавателей к более гибким структурам, основанным на сотрудничестве. В связи с этим, актуальным становится появление творческих команд, работающих над решением общих проблем образовательной деятельности».

Проблемы высшего образования. 18 [большая картинка]
Профессор Сергей Шалобанов

(Тихоокеанский государственный университет,
Россия, г. Хабаровск):
«В настоящее время вся система образования, в том числе и система высшего профессионального образования, коренным образом реорганизуется. Проводимые преобразования носят комплексный характер, в них можно выделить две составляющие, касающиеся организационно-правовых аспектов организации обучения и содержательной стороны образования.
Переход на уровневое образование сопровождается переходом на федеральные государственные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), или, как их ещё называют, стандарты третьего поколения. Одновременно пересмотрена номенклатура направлений подготовки (специальностей)».

Проблемы высшего образования. 19 [большая картинка]
Профессор Михаил Шевцов
(Тихоокеанский государственный университет,
Россия, г. Хабаровск):
«Принимая во внимание мировые тенденции развития образования и необходимость модернизации российского образования, следует постоянно обеспечивать современное качество учебного процесса с учётом перспективных потребностей общества и государственной политики. Внедрение современных методик, подходов  и практических приёмов  инновационного характера постоянно осуществляется в курсе «Экологический менеджмент и аудит». Следует заметить, что сам по себе этот курс также является инновационным как и специальность «Защита в чрезвычайных ситуациях» (ЗЧС), для которой он преподаётся. Актуальность курса ЭМиА и специальность ЗЧС с каждым годом возрастает, что, несомненно, обязывает и способствует внедрению инновационных образовательных технологий».