Журнал № 4 - 2011(6), рубрика: "Образование XXI века"

Профессор Владимир ЗОЛОТАРЧУК: «СОВРЕМЕННОЕ КАЧЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НЕВОЗМОЖНО БЕЗ ХОРОШИХ УЧЕБНИКОВ…»

Золотарчук 2 [большая картинка]

В июне нынешнего года в ТОГУ состоялась презентация учебника «Макроэкономика», написанного
 Владимиром Золотарчуком, профессором кафедры «Экономическая теория и национальная экономика».

Это, без преувеличения, знаковое событие вызвало огромный интерес как у педагогов-экономистов, преподающих в дальневосточных вузах, так и у экономистов-практиков, представителей бизнес-сообщества, руководителей крупнейших банков, работающих в регионе.
И это не случайно. Ведь пока лишь немногие, как правило, действительно ведущие российские вузы могут гордиться тем, что в их стенах создаются учебники, по которым учатся студенты всей страны. Это, как отмечалось на июньской презентации, свидетельствует о высочайшем профессионализме самого профессора Золотарчука, который несколько лет назад уже подготовил столь же значимый интеллектуальный продукт – не менее фундаментальный и качественный учебник «Микроэкономика». А еще – о том, что на Факультете экономики и управления ТОГУ, который возглавляет профессор Александр Зубарев, и на кафедре «Экономическая теория и национальная экономика», которой руководит профессор Владимир Коуров, сложились действительно авторитетные научные школы.
О том, как создавался новый учебник по макроэкономике и чем он примечателен, в интервью журналу «Мой университет» рассказывает его автор, профессор Владимир Золотарчук.

– Владимир Викторович, что подвигло вас на создание учебников: вначале «Микроэкономики», а теперь и «Макроэкономики»?
– Прежде всего то, что мне трудно себе представить современное качественное образование без хороших учебников, особенно по фундаментальным дисциплинам, дающим понимание сущности явлений. В полной мере это относится к дисциплинам экономической теории – микро- и макроэкономике. Напомню, что в советский период преподавание этих дисциплин не велось…

– Всё заменял курс политэкономии, к тому же предельно идеологизированный и, по сути дела, оторванный от реалий всего остального мира, живущего по законам рыночной экономики…

– Да. И, соответственно, не было учебной литературы по микро- и макроэкономике и традиции их написания.
Первые массовые учебники по этим дисциплинам в России стали появляться в начале 90-х годов ХХ века. Сначала они были переводные, причем порой не самые лучшие и не самые свежие, а позже – написанные российскими авторами. Первые отечественные учебники нередко представляли собой подстрочники какого-либо американского или европейского учебника, имели массу недостатков, нередко фактические ошибки. Кроме того, наши российские экономические реалии, особенно в бурную и предельно динамичную эпоху перехода от плановой, жестко-административной системы управления экономикой к экономике рыночной, не находили на их страницах адекватного отражения. Именно глубокое разочарование такой учебной литературой подвигло меня к созданию собственных учебников. В 2004 году был издан мой учебник по микроэкономике, в 2011-м – по макроэкономике.

– И сразу получили высокую оценку специалистов…
Я помню, как на июньской презентации начальник отдела экономического анализа и мониторинга предприятий управления Центробанка России по Хабаровскому краю профессор Ольга Иванченко, отмечая достоинства «Макроэкономики», обратила особое внимание на то, что в ней глубина анализа опыта отечественной российской экономики сочетается с ясностью, доступностью и лаконичным стилем изложения. То есть с тем, что всегда привлекает студентов...
– Хотя, если признаться откровенно, поначалу даже у меня самого не было уверенности в том, что учебник получится. Я осознавал, что макроэкономика – сложная, запутанная наука, чрезмерно перегруженная математикой, представленная несколькими активными научными школами и направлениями. И созданные ими экономические модели подчас демонстрируют диаметрально противоположные результаты. Уложить все это в один не противоречивый учебный текст, казалось, невозможно.

– Тем не менее, результат ваши ожидания и ожидания ваших коллег, как минимум, оправдал…
– Да, примерно через год поисковых исследований концепция учебника сложилась. К тому времени произошли два значимых события, на которые я смог опереться при создании учебника. Во-первых, в макроэкономической науке на рубеже веков состоялся очередной, так называемый новый неоклассический синтез, в результате которого была создана теория стохастического динамического общего равновесия, представленная одноименными моделями (по-английски – DSGE-модели), составляющими основу мейнстрима, то есть «главного течения» современной макроэкономики как науки. Во-вторых, у России появился свой макроэкономический опыт, сформировались макроэкономические институты в монетарной и фискальной сферах, которые можно было описывать, анализировать и комментировать.
В конце 2009 года учебник был написан. Но потребовался еще целый год напряженной работы по улучшению стиля учебного текста и его изданию.


Золотарчук 1 [большая картинка]

Золотарчук 3 [большая картинка]

– Владимир Викторович, среди наших читателей не только, да и не столько студенты-экономисты. Объясните, пожалуйста, для непосвященных: что же это такое – макроэкономика?
– Если кратко, это наука о функционировании национальной экономики как единого целого и, одновременно, как элемента более глобальной системы – мировой экономики. Макроэкономика исследует не индивидуальные, а общественные решения – по поводу производства, потребления, сбережения, инвестирования с учетом влияния, оказываемого ими на обобщающие показатели национальной экономики – такие, как валовый внутренний продукт (ВВП), уровень безработицы, темп инфляции, экспорт и импорт, эффективный валютный курс и другое.
И цель учебника – дать современное научное знание о макроэкономике, а также о макроэкономическом устройстве России, макроэкономической политике государства, теориях, объясняющих экономический рост и макроэкономическую конъюнктуру.

– На презентации многие из выступавших особо подчеркивали, что ваш учебник относится к новому поколению учебников по макроэкономике…
– Это действительно так. Учебник, который я написал, дает современный взгляд на макроэкономику, имеет новую структуру, пока еще не освоенную отечественными авторами. Кроме того, любой учебник, а в сфере экономической науки тем более, должен, что называется, поспевать за временем.
Макроэкономика – быстро развивающаяся наука. Многие теории, модели, научные концепции, еще совсем недавно, 10-15 лет назад, составлявшие фундамент высшего экономического образования, сегодня безнадежно устарели. Например, кейнсианские модели
Хансена – Самуэльсона, Хикса. В наше время они считаются примитивными, и если к ним обращаются, то в качестве иллюстрации частных, особых случаев. Полагаться на них в практических делах – значит проявлять макроэкономическую близорукость, за которую в будущем неизбежно придется платить очень высокую цену. Наглядный пример сегодняшних дней – острейший финансово-экономический кризис в Греции, который уже привел к мощным общественным потрясениям в этой стране и угрожает экономической стабильности всей Европы.

– А что вообще заставляет ученых менять взгляды на макроэкономику?
– Сама наша жизнь с ее динамизмом и непрерывными изменениями и, прежде всего, глобальными экономическими потрясениями. Макроэкономика, как наука, рождена кризисами первой половины ХХ века. Точкой отсчета для нее стал глубочайший экономический кризис рубежа 20 – 30-х годов, известный как Великая Депрессия.
Развивалась эта наука от кейнсианской макроэкономики с ее главным тезисом о свободе монетарного и фискального поведения государства к неоклассической макроэкономике, отстаивающей тезис об использовании жестких правил фискального и монетарного поведения государства. Смена исследовательских парадигм в макроэкономике, возникновение в ней новых направлений или актуализация старых происходит после очередного хозяйственно-политического кризиса. Кризисы, в свою очередь, порождаются неадекватностью общественных институтов коллективному стремлению граждан к обогащению.

– Как уже отмечалось, в советское время учебники по общественным и экономическим наукам были идеологизированы. А как обстоит дело с идеологией в вашем учебнике?
– Оградить учебник по общественным наукам, в том числе по экономическим дисциплинам, от идеологии практически невозможно. И дело здесь вот в чем. Макроэкономика – весьма влиятельная в политическом смысле наука. Влиятельна она тем, что определяет понятие экономического успеха страны и формирует знание о том, как достигать этого успеха и закреплять достигнутое. Политики и ученые стремятся использовать эту влиятельность, в том числе и в идеологических целях.
За примерами далеко ходить не надо. Так, известно, что у России имеются огромные валютные резервы (точнее – имеются они у Банка России). Сегодня они составляют более полутриллиона долларов. Чтоб осознать масштаб этой величины, скажу, что она соответствует примерно 30 % годового ВВП России и 3,5 % годового ВВП США.
Так вот, данный факт можно толковать по-разному: и как неразумное размещение доходов страны (в иностранные активы, а не на развитие собственной экономики), и как величайшее достижение, которым надо гордиться (по данному показателю страна занимает 3-е место в мире), и как необходимую плату за обладание неэффективной структурой экономики и так далее. Каждая из интерпретаций позволяет делать свои выводы и на их основе формулировать далеко идущие предложения по реформированию экономики. Грамотные люди должны уметь различать, какие из этих интерпретаций заслуживают внимания, а какие нет, чтобы потом не идти на поводу убогих, псевдонаучных выводов и предложений. Именно такому осознанному восприятию макроэкономического мира я и мои коллеги стараемся учить, в том числе и через написание учебников.


Золотарчук 4 [большая картинка]
– Пользуясь случаем, хочу задать вопрос на тему, волнующую сегодня не только специалистов, но и массового читателя: о так называемой «второй волне» мирового кризиса. Что ждать России, ее Дальнему Востоку в ближайшие месяцы и годы? Насколько сильно мировые экономические катаклизмы могут затронуть каждого из нас?
– Я полагаю, что вероятность второго эпизода глобальной рецессии (снижения мирового ВВП) довольно мала. Те трудности, которые сегодня испытывают некоторые развитые страны, являются естественным результатом финансового кризиса, потрясшего их в 2007–2008 годах.
Для экономики России, сохраняющей свою повышенную ранимость перед возможными шоками со стороны мирового рынка сырья, в настоящее время актуальной является фискальная консолидация – главным образом, снижение дефицита не-нефтяного бюджета. В этой связи, однако, приходится ожидать, что темпы развития экономики Дальнего Востока, зависящей от притока инвестиций из федерального центра, могут в среднесрочной перспективе оказаться ниже предусмотренных федеральной программой.

– Спасибо за интересную и полезную для наших читателей информацию!

Беседовал Александр Пасмурцев

На снимках:

  • Профессор В. Золотарчук
  •  Экономика – интересная наука
  • Наши учебники – на уровне мировых стандартов
  • На семинаре у профессора В. Золотарчука

Фото Натальи Никитиной

Фотографии