Журнал № 3 - 2011(5), рубрика: "Образование XXI века"

Успешный старт в жизнь

успешный старт в жизнь 2 [большая картинка]

успешный старт в жизнь 1 [большая картинка]

«Куда пойти работать?» – не менее животрепещущий вопрос, чем «Куда пойти учиться?». В этом уже наверняка убедились почти 1680 юношей и девушек – выпускников очной формы обучения, которые летом 2011 года покинули стены Тихоокеанского государственного университета как бакалавры, магистры и дипломированные специалисты. Хотя… Только нерадивые студенты не задаются им во время учебы. Ведь возможностей найти работу на самом деле масса! Действенные варианты решения проблемы трудоустройства предлагает Центр содействия занятости и трудоустройству выпускников «Старт-карьера». О них и не только состоялся обстоятельный разговор с директором Центра Марией Дьяковой.

– Насколько остро стоит проблема трудоустройства выпускников вузов в Хабаровском крае, и как смотрится на этом фоне ТОГУ?
– Молодежь традиционно является одной из наиболее уязвимых категорий на рынке труда. Официальные данные статистики по Хабаровскому краю это подтверждают: 35% безработных в 2009 году – молодые люди в возрасте 20-29 лет.
Если говорить о численных показателях, то за последние два года, даже несмотря на экономический кризис, резкого ухудшения положения выпускников вузов на краевом рынке труда не произошло. Хотя если сравнивать Хабаровск с Комсомольском-на-Амуре (там тоже расположены два крупнейших вуза края) и другими отдаленными населенными пунктами, то молодежь дальневосточной столицы находится, несомненно, в более выгодном положении.
По данным комитета по труду и занятости правительства Хабаровского края, на конец 2010 года в органах службы занятости населения края состояло в качестве безработных 109 человек из выпускников 2009 года (из них 15 – в Хабаровске, 64 – в Комсомольске).
Что касается выпускников Тихоокеанского государственного университета – крупнейшего вуза Дальневосточного региона (по выпуску среди других вузов края ТОГУ занимает 1-е место), то ситуация с трудоустройством достаточно благоприятна. Если учесть объективные причины (службу в армии, продолжение обучения, декретный отпуск и т.п.), то по итогам прошлого года трудоустроены 100% выпускников, вышедших на рынок труда (1315 человек), из них 78,9% работают по своей специальности.
– Какие рецепты решения этой проблемы традиционно используются нашим вузом?
– Традиционными формами, содействующими студентам в трудоустройстве, являлись и остаются производственные и преддипломные практики, в рамках которых студент получает возможность не только приобрести значимые профессиональные навыки, но и зарекомендовать себя как потенциального работника. Особенно значимым было, да и остается в настоящее время, если студент проходит практики на одном и том же предприятии. Это дает возможность не только зарекомендовать себя, но и более плотно познакомиться со спецификой организации, пройти стартовые позиции работника еще во время обучения, закрепиться там.
Кроме того, по оценкам самих студентов, во время практики они получают навыки прохождения собеседования с работодателями, информацию о том, нужно ли углублять получаемые в вузе знания и в каком направлении, дополнительные сведения о рынке востребованных компетенций и многое другое.
Помимо практик гарантией трудоустройства традиционно считалось целевое контрактное обучение. Однако, в связи с длительностью обучения (5 лет) и нестабильностью большинства предприятий и организаций, стопроцентной гарантии последующего трудоустройства на предприятии-заказчике никто дать не может.
Также практикуется заключение долгосрочных договоров о сотрудничестве работодателей с университетом, где одним из основополагающих пунктов является кадровое обеспечение предприятия посредством трудоустройства выпускников. В связи с острой потребностью Дальневосточного региона в отдельных специалистах, можно предположить, что такая форма договорного сотрудничества «вуз-работодатель-студент» будет только развиваться.

успешный старт в жизнь 3 [большая картинка]

успешный старт в жизнь 4 [большая картинка]

– А есть ли какие-либо новые, актуальные решения?
– Несомненно! В связи с созданием и развитием в ТОГУ внутривузовской системы содействия занятости и трудоустройству выпускников актуальными рецептами решения проблемы трудоустройства можно считать активные формы взаимодействия, встречи потенциальных работников (студентов и выпускников) с реальными потребителями – предприятиями и организациями. И не только Хабаровска и Хабаровского края, но и всего Дальневосточного региона. Тем более что в вузе для этого существуют необходимые условия.
В целях своего трудоустройства активная молодежь может использовать ряд мероприятий, содействующих поиску временной и постоянной работы: ярмарки вакансий, дни карьеры, дни компании в вузе, презентации выпускников и другие. Важный аспект здесь – живое общение «студент-работодатель». Ведь по оценкам самих работодателей (руководителей и менеджеров по подбору персонала) главным критерием при приеме на работу молодого специалиста является личное впечатление при собеседовании. Поэтому так важно для настоящих и будущих студентов посещать проводимые в вузе мероприятия – и кафедральные, и факультетские, и общеуниверситетские.
– Какие специалисты с высшим образованием, по вашим данным и по информации органов, ведающих трудоустройством, востребованы в настоящее время в Хабаровском крае, в других регионах Дальнего Востока?
– По данным нашего Центра, за последние два года наиболее востребованными специальностями являются: менеджеры по продажам различных направлений (услуг связи, специализированной техники, банковских услуг); менеджеры по обслуживанию клиентов; экономисты, финансисты; логисты склада; инженеры. Что касается инженеров, их ждут в таких отраслях хозяйства, как промышленное и гражданское строительство, теплогазоснабжение и вентиляция, водоснабжение и водоотведение, открытые горные работы, строительно-дорожные машины и оборудование, автомобильные дороги, мосты и транспортные тоннели, информационные технологии, технология деревообработки и лесоинженерное дело.
Как видите, даже для инженерных кадров на первом месте стоят вакансии менеджеров по продажам техники и оборудования, что, согласитесь, не является престижным и привлекательным для выпускников соответствующих специальностей.
По данным министерства экономического развития и внешних связей Хабаровского края, наибольший дефицит кадров в настоящее время испытывают социальная сфера, торговля, строительство, промышленность, жилищно-коммунальное хозяйство, транспорт и связь, управление.
Главный дисбаланс между спросом и предложением наблюдается в инженерных кадрах (открытые горные работы, геодезисты, судовые энергетические установки, мосты и транспортные тоннели, автомобильные дороги и другие). И ситуация с каждым годом ухудшается. На востребованные специальности современного и перспективного рынка края и Дальневосточного региона, к сожалению, ориентируется все меньшее и меньшее количество абитуриентов, что связано, в том числе, с низким уровнем знаний по физике. А ведь при поступлении на инженерные специальности сдача ЕГЭ по этому предмету обязательна.


успешный старт в жизнь 5 [большая картинка]

успешный старт в жизнь 6 [большая картинка]

– Изменятся ли кадровые запросы регионального рынка труда на выпускников на ближайшие два-три года и в более отдаленной перспективе?
– В связи с реализацией на Дальнем Востоке масштабных проектов федерального и регионального значения проблема кадрового обеспечения в ближайшие годы будет оставаться одной из актуальных. По оценкам различных экспертов, наибольшая кадровая потребность сохранится в таких отраслях, как транспортный, лесной и топливно-энергетический комплексы; добыча и переработка полезных ископаемых (горная промышленность); машиностроение; строительство (в том числе строительство и эксплуатация космодрома «Восточный»); туризм; банковская и социальная сферы; IT-технологии; международное сотрудничество.
В частности, в 2011 году по сравнению с этим же периодом прошлого года увеличилось количество запросов на молодых специалистов, прежде всего инженерно-строительного направления от предприятий близлежащих регионов, таких как Сахалин, Приморье, Камчатка, Якутия, Амурская область, Бурятия и другие.
– Наверное, не случайно в такой обстановке в последние годы активизировались связи ТОГУ с работодателями региона?
– Действительно, работодатели всегда были заинтересованной стороной как потребители кадров. Однако сегодня существенно повысилась значимость вклада бизнеса, работодателей в определение задач и содержания образования, результатов вузовской подготовки.
В ТОГУ создается система постоянного мониторинга текущих и перспективных потребностей рынка труда в кадрах различной квалификации, требований работодателей к личностным и профессионально-значимым качествам молодых специалистов, эффективности трудоустройства выпускников вуза. В соответствии с выявленными потребностями можно выстроить оптимальную систему взаимодействия социальных партнеров, ориентированную на создание единой информационной среды в сфере науки и образования, разработки и реализации эффективных форм сотрудничества университета и работодателя при подготовке и трудоустройстве выпускников.
– По каким направлениям выстраивается это взаимодействие?
– Можно назвать несколько основных форм взаимодействия ТОГУ с реальным сектором экономики. Прежде всего, это создание эффективной системы содействия трудоустройству выпускников, включая развитие целевой контрактной подготовки, которая реализуется в университете с 1995 года.
Также это вовлеченность работодателей в процесс отбора выпускников. Здесь формами взаимодействия являются: участие в аттестационных и экзаменационных комиссиях, взаимодействие с отделами по трудоустройству в вузе, участие в ярмарках вакансий и днях карьеры. Крупные компании, которым нужен постоянный приток большого числа молодых специалистов, проводят конкурсы научных и дипломных работ, олимпиады по своей специализации, используя различные методики.
Важной формой взаимодействия, конечно же, является вовлечение работодателей в процесс получения студентами практических навыков за счет приема на практику студентов, предоставления базы для защиты дипломов и подготовки курсовых работ. Со студентами дневной формы обучения 3-5 курсов востребованных специальностей заключаются срочные трудовые договоры на неполный или полный рабочий день. За счет всего этого уже в период учебы выявляется потенциал будущего специалиста, происходит оценка того, насколько он может самостоятельно работать.
Еще одно направление – привлечение инвестиций работодателей. Это материальная поддержка вуза и талантливой молодежи тем или иным предприятием, подготовка и переподготовка кадров на своей производственной базе, научно-исследовательская деятельность. Материальная поддержка позволяет университету использовать новейшее оборудование, знакомить студентов с техникой, которая применяется в работе по их специальности.

успешный старт в жизнь 8 [большая картинка]

успешный старт в жизнь 7 [большая картинка]
Следующая форма – вовлеченность работодателей в процесс обучения студентов. Это преподавание предметов специалистами того или иного предприятия, организация спецкурсов, выполнение студентами дипломных работ по заказу предприятий, приглашение преподавателей вуза на стажировку в компанию, участие работодателей в формировании учебных планов.
В ТОГУ на 14 выпускающих кафедрах сотрудники базовых предприятий региона осуществляют чтение лекций по специальности и научное руководство студентов. Среди партнеров университета, реализующих такую практику: министерство экономического развития и внешних связей Хабаровского края, Управление государственной службы занятости населения правительства Хабаровского края, ФГУ ДВ НИИ лесного хозяйства, ФГУ Рослесозащита, Институт водных и экологических проблем ДВО РАН, Хабаровское отделение Института прикладной математики ДВО РАН, Институт горного дела ДВО РАН, Вычислительный центр ДВО РАН, Дальневосточная туристическая компания, ОАО «Интур-Хабаровск», ООО «СофтИнфо», ООО «Стройинсервис», ОАО КБ «Восточный», ГУ ЦБ России по Хабаровскому краю, ОАО «ДВ Банк Сбербанка России», ОАО «ВТБ», ОАО «Банк «Уссури», ОАО «Хабаровский нефтеперерабатывающий завод», Амурское бассейновое водное управление федерального агентства водных ресурсов, Инспекция маломерного флота, Управление внутренних дел Хабаровска. И это далеко еще не полный перечень!
– Мария Анатольевна, вы упоминали о проведении различных ярмарок вакансий. Можно ли и их отнести к формам сотрудничества?
– Конечно! Реализация совместных проектов по профориентационной работе, работе по содействию трудоустройству выпускников – одна из интересных форм взаимодействия.
Вариант ее – проведение в университете презентаций компаний, дней фирм, которые дают возможность студентам, заинтересованным в успешной карьере, напрямую пообщаться с менеджерами компаний. Благодаря таким мероприятиям молодые специалисты могут правильно оценить экономическую ситуацию в регионе, адаптироваться к развитию бизнес-технологий, познакомиться с современными системами кадрового менеджмента ведущих компаний. А также узнать о возможностях, предоставляемых студентам и молодым специалистам, программах стажировок и набора, правилах конкурсного отбора, карьере в подразделениях компании, возможностях трудоустройства и прохождения практики в компании, требованиях, предъявляемых к кандидатам.
Презентации компаний организуются в течение всего учебного года как на отдельных кафедрах, так и на факультетах.
Многие предприятия сегодня нуждаются в проведении научно-технических исследований, для выполнения которых привлекают студентов и преподавателей. Это еще одна форма сотрудничества. Участвуя в подобных проектах, студенты получают реальную возможность хорошо зарекомендовать себя в компании. И получить приглашение на стажировку, а затем и на постоянную работу.

Беседовала
Ольга Винайкина
Фото из архива
Центра информации
и дизайна ТОГУ

Советы студенту и выпускнику

Как повысить свой рейтинг на рынке труда и устроиться на работу?

Современный работодатель при отборе кандидатов уделяет огромное внимание не только профессиональным навыкам, но прежде всего личностным качествам молодого человека. И если раньше среди запросов работодателей на первое место выходил «обязательный опыт работы», то сегодня это требование несколько утратило свою значимость. Все-таки большинство работодателей понимает, что совмещать учебу и работу, особенно на сложных инженерных специальностях, не каждому под силу.
На вопрос «Что для вас является главным критерием при приеме на работу молодого специалиста?» работодатели Хабаровска (всего в опросе приняли участие более 90 организаций) указали:
- личное впечатление при собеседовании – 58,9%
- диплом учебного заведения по соответствующей специальности – 56,6%
- наличие стажа работы по специальности – 27,7%
Что касается личностных и профессиональных качеств молодого специалиста – выпускника вуза, то здесь предпочтения работодателей распределились следующим образом:
Профессионально-деловые и организационные качества:
- практические умения в профессиональной деятельности – 49%
- хорошая теоретическая подготовка – 45,5%
- инициативность и предприимчивость в работе – 44,4%
- умение четко формулировать задачу и находить пути ее решения – 43,3%
- нацеленность на конечный результат (в любой работе) – 43,3%
- умение быстро и оперативно решать поставленные задачи – 43,3%
Личностные качества:
- трудолюбие – 48%
- уровень общей грамотности – 44,4%
- соблюдение этики общения и культуры поведения – 38%
- социальная зрелость – 36,6%
- способность учиться – 34,4%
Исходя из этого, нашим студентам и выпускникам можно дать следующие советы, которые непременно помогут им повысить свой рейтинг на рынке труда и устроиться на хорошую работу:
1. Желание развиваться, учиться, заниматься постоянным самообразованием (принцип - 70% сотрудник учится сам, на 30% компания обучает сотрудника), высокие требования к своему профессионализму.
2. Умение работать с нужной вам информацией (системный подход к обучению и работе).
3. Адекватность самооценки (своего практического опыта, знаний, навыков, представлений о возможностях построения карьеры).
4. Понимание своего пути в карьере, прежде всего, четкое определение цели (зачем вам это нужно, чего вы хотите), особенно в рамках конкретной компании. Необходимо начать строить карьеру еще во время обучения (адекватная реальная цель, пошаговый план на ближайшие годы).
5. Готовность отдавать должна быть больше, чем запросы.
6. Постоянный мониторинг рынка труда, готовность к расширению географии применения своих знаний и опыта.
7. Отработка навыков презентации (в том числе посредством постоянного участия во внутривузовских и городских ярмарках вакансий, презентациях компаний и выпускников).
8. Терпение при поиске подходящей работы, и особенно в сложный адаптационный период вхождения в уже устоявшийся рабочий коллектив. Важно помнить: на все необходимо время.
9. Мобильность (очень много интересных вакансий предлагается за пределами Хабаровска).

Мария Дьякова,
директор Центра
«Старт-карьера

Фотографии