Журнал № 3 - 2011(5), рубрика: "Образование XXI века"

Новая стратегия развития ТОГУ – путь к успеху

Фурсенко 1 [большая картинка]

Министр образования и науки России Андрей Фурсенко посетил наш университет

В ходе своей поездки на Дальний Восток в конце августа министр образования и науки России Андрей Фурсенко среди прочих вузов Хабаровского края выбрал для посещения Тихоокеанский государственный университет.  

20 августа в ТОГУ вместе с министром прибыли губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт, председатель Комитета по образованию и науке Федерального собрания РФ Юрий Солонин и министр образования и науки Хабаровского края Андрей Базилевский. Они посетили студенческий городок, побывали в Физкультурно-оздоровительном комплексе вуза.

В конференц-зале Бизнес-инкубатора ТОГУ министр Андрей Фурсенко провел совещание с руководителями образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования Хабаровского края, посвященное решению существующих проблем и мерам по совершенствованию системы профессионального образования в регионе.

Одной из тем обсуждения стала «Стратегия развития профессионального образования в Хабаровском крае». Она вошла в число победителей конкурсного отбора, заняв почетное 7-е место среди 24 регионов, по направлению «Разработка и внедрение программ модернизации систем профессионального образования субъектов Российской Федерации». Теперь краю обеспечена поддержка в реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2011–2015 годы.

Фурсенко 2ой [большая картинка]

Фурсенко 3 [большая картинка]

Согласно стратегии, планируется на основе анализа определить профессии и специальности, по которым необходимо проводить подготовку специалистов в учреждениях профобразования в ближайшие годы, и разработать образовательные программы. А затем – организовать комплексную работу по созданию соответствующей инфраструктуры, обеспечению привлекательности той или иной профессии для выпускников школ. Экспериментальными площадками будут выбраны 10 учреждений профессионального образования Хабаровского края. Всего на реализацию стратегии планируется потратить 165 млн рублей.

Ректор ТОГУ, председатель Совета ректоров вузов Хабаровского края и ЕАО профессор Сергей Иванченко подробно рассказал собравшимся о разработанной в вузе Стратегии развития на период до 2020 года, которая тесно увязана с перспективами экономического развития Дальнего Востока и максимально учитывает потребности различных отраслей региона в подготовке кадров с высшим образованием. «Мы проанализировали порядка 50 программ экономического развития субъектов Дальнего Востока», – отметил Сергей Николаевич.

Он также обозначил основные проблемы региона. Во-первых, это с каждым годом увеличивающийся разрыв между потребностями рынка труда в специалистах и специальностями, которые получают выпускники многих вузов. Во-вторых, это отток на запад России и эмиграция за рубеж абитуриентов: «Порядка 20 процентов выпускников, по нашим данным, уезжают в центральные вузы страны и за границу», – привел статистику Сергей Иванченко. Конечно, благодаря ЕГЭ образование стало доступнее – можно поступать в любой вуз страны. Но, как правило, те, кто покинул регион, уже не возвращаются. Поэтому необходимо готовить кадры под экономические запросы Дальнего Востока и закреплять их здесь, создавая привлекательные социальные условия. Стратегия, разработанная в ТОГУ, предлагает кластерный подход в подготовке специалистов для региона, когда высшее образование тесно увязано с потребностями предприятий и регионов. В результате анализа направлений деятельности высших учебных заведений Дальнего Востока было выявлено, какие вузы «закрывают» те или иные отрасли хозяйства и какие остаются «прорехи». В связи  с этим подчеркнута необходимость кооперации усилий вузов и нецелесообразность дублирования ряда специальностей в них.

В своем выступлении министр образования и науки Андрей Фурсенко отметил, что Стратегия развития ТОГУ во многом созвучна его видению путей решения проблем, которые жизнь поставила перед высшим образованием России. В том числе – в плане повышения качества образования, учета запросов региональных рынков труда, развития международных научных и образовательных связей. «Демографический спад качественно перестроил кадровые потребности регионов, – сказал он. – Поэтому и структура образования не может оставаться прежней, она должна перестроиться под нынешнюю демографическую ситуацию». Андрей Александрович привел неутешительные цифры: в 2005 г. по всей стране выпускников школ было 1,5 млн человек, в 2011 г. – уже 760 тыс. человек, в 2012-м их будет не более 730 тысяч. И этот спад продолжится до 2020 г.

Андрей Фурсенко обратил внимание на ряд болевых моментов. Первое: необходимо ответить на вопрос: как профессиональное образование (в том числе высшее) участвует в комплексном развитии своего региона? Ведь до сих пор экономика и образование у нас – как бы «параллельные прямые». Второе: при меньшем количестве выпускников школ, в сравнении с советским временем, выросло число вузов. При этом иностранные студенты, которые не во всех провинциальных вузах получат конкурентное образование, не стремятся туда. Третье: назрела потребность значительно расширить список партнеров вузов, и в первую очередь привлечь малый бизнес. Четвертое: каждому вузу нужно очень откровенно оценить собственную эффективность.

Министр также отметил положительное влияние профориентационной работы среди выпускников школ на поступление. Анализ результатов нынешней приемной кампании показал, что вырос средний балл по физико-математическим наукам, по геологии, архитектуре и строительству, биохимическим технологиям, приборостроению и оптической технике, по машиностроению и другим.

«Выпускники прислушались к тому, что говорится на государственном уровне, какие специальности будут востребованы в стране», – привел веский довод министр. И продолжил: «Сейчас вся страна видит, что огромные деньги вкладываются в развитие Дальнего Востока. Это и авиастроение, и нефтегазовый комплекс, и многое другое. К этому тоже прислушиваются будущие выпускники школ».

Подводя итоги выступления, Андрей Фурсенко подчеркнул, что сегодня, когда крайне высока конкуренция на рынке образовательных услуг и борьба идет за каждого выпускника, региональные вузы должны, как это делается в ТОГУ, развивать привлекательную для абитуриента социальную инфраструктуру (общежития, спортивные комплексы, медицина), уделять внимание организации досуга. Необходимо сформулировать, в чем преимущество, «фишка» вуза – ведь нельзя заниматься всем одинаково хорошо. Нужно работать на опережение, чтобы молодой человек при выборе вуза для поступления уже мог выстроить свою стратегию успеха. «Всем ясно, что не может весь потенциал страны сконцентрироваться в двух-трех местах. Поэтому и нужны перемены», – сказал министр.

 

Ольга Винайкина.

Фото Натальи Никитиной

Фотографии