Журнал № 2 - 2011(4), рубрика: "Образование XXI века"

Магистерский диплом ТОГУ – наше преимущество!

С 1 января 2011 года квалификации «бакалавр» и «магистр» становятся основными для поступающих в российские вузы.

Людмила Василькова и Александра Мошкина в 2011 году окончили магистратуру в Институте экономики и управления ТОГУ по специальности «Менеджмент». Защита магистерских диссертаций проходила 14 января 2011 года.

Магистерский диплом ТОГУ – наше преимущество!

– Как пришла идея о магистратуре? Мечта работать за границей?

Людмила Василькова:Хотели остаться в Хабаровске, ужасно не хотелось расставаться с родным университетом. Нас было трое с красными дипломами, вот мы втроем и пошли. О загранице только сейчас возникают мысли, тогда даже не думали.

– А как родные отреагировали на то, что вы решили продолжить свое обучение? Всё-таки еще полтора года...

Александра Мошкина: – «Поступай, пробуй», «А что это такое? Оно тебе нужно?» и все в таком духе. Просто бакалавриат – магистратура пока для всех новинка – приходилось объяснять.

– Тяжело было учиться? Сколько студентов было в вашей группе?

Людмила: – По нашему направлению – полтора года, нас называли «полторашками», – было 4 человека, а вообще набрали 12. Был жесткий конкурс: письменный экзамен по менеджменту за все курсы – около 100 вопросов, к тому же все достаточно объемные. И собеседование у Александра Евстратьевича Зубарева – директора института.

Александра: – Я бы не сказала, что очень сложно. Были, конечно, трудности – без этого никуда. В магистратуре никто ничего не разжевывает. Либо тебе это нужно, либо нет. Мне проще, когда не дергают. Даже работала параллельно.

Людмила: – Я считаю, что учиться несложно, может, еще потому, что пока магистратура не только в нашем университете, но и в России находится на начальном этапе. У нас не было большого объема лекций, нашу группу собирали, давали список книг, темы рефератов, задания. Темы не узкие «на 15 листиков», а обширные.

– В день защиты диссертации сильно волновались?

Александра: – Уже не так, как в первый раз, а вообще-то, конечно, руки тряслись немного. Утром переживала. Перед комиссией у меня страх прошел, уже знала примерно, что и как будет.

Людмила: – Было не по себе, оттого что другая кафедра выпускала. До пятого курса у нас была кафедра «Экономика и управление в отраслях лесного комплекса», а выпускала – «Экономика и менеджмент». Но все защитились на «пять». После этого члены комиссии сказали, что были поражены нашим научным потенциалом.

– Чем, на ваш взгляд, отличается диплом специалиста от диплома магистра?

Людмила: – Работа скорее научная. Например, диссертация в лучшем случае – это выдача собственных методов. А в специалитете есть определенное предприятие, по которому ты только рассчитываешь какие-то показатели – ничего нового. Поэтому магистерская выпускная работа – это в определенных рамках свобода.

– Момент, когда вы уже получили заслуженные пятёрки, какой он был? Наверное, облегчение?

Молчание – и в один голос:

Пустота…

Александра: – Как будто ничего и не было. Пустота… немного. Но облегчения не было. Так долго ждали, готовились.

Людмила: – Да…Пусто было. Первый вопрос в голове «А чего дальше-то делать?!»

– Ответ сразу пришел?

Людмила: – Да – работать. Пока в планах найти работу. У меня до сентября период становления.

– А об аспирантуре не думали?

Александра: – Я думала об этом раньше. Когда в магистратуру поступала. Потом еще раз все взвесила и решила, что пока не готова. Настроя нет, что ли… да и времени. Всё-таки трудно совмещать работу и учебу в аспирантуре. Магистратура в этом плане проще.

– Какие планы на будущее: работа по специальности или будете пробоваться в чем-то другом? О чем мечтаете?

Людмила: – В лучшем случае планы связаны с творчеством. Хотя я не глупая, могу справиться и с работой экономиста. Если заграницу, то в европейские страны – Дания, Швеция. Не Новый Свет, а Старый.

Александра: – О работе за границей с каждым днем думаю все больше и больше. Хотелось бы уехать, вот только куда?.. Не в Европу, это точно… Либо здесь в какой-нибудь международной организации, либо в Канаду… Наверное. Я сейчас работаю по специальности – нравится, поэтому и работать по специальности хочу.

 

Беседовала Мария Покулевская.

Фото Михаила Бойко

Магистратуре в России – более 200 лет

История российской магистратуры начинается в начале XIX века. Еще при императоре Александре Первом в январе 1803 года специальным императорским указом были введены ученые степени магистра, кандидата и доктора наук. Вот только право «давать достоинство» было всего у пяти университетов: Московского, Дерптского, Казанского, Харьковского и Виленского. Спустя век с небольшим, в 1917 году, Декретом Совнаркома РСФСР ученые степени магистров (а временно – и кандидатов, и докторов наук) были отменены. И лишь в 1989 году Российскому университету дружбы народов было разрешено готовить бакалавров и магистров. В то время европейские и американские высшие школы ушли далеко вперед в своем развитии. Отличие между магистрами разных университетов было значительным. Поэтому в 1999 году в Италии в городе Болонье министры образования 29 стран Европы подписали декларацию о единой системе высшего образования: бакалавр – магистр. В конце 2010 года этот список участников расширил свои границы не только в количественном отношении, но и территориальном. В числе стран, подписавших декларацию, Армения, Азербайджан, Грузия и Казахстан – первое центральноазиатское государство, признанное полноправным членом европейского образовательного пространства. Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года на берлинской встрече.

Прошло 8 лет… Наступил год 2011-й. На данный момент обучение в магистратуре можно пройти в любом из 410 российских образовательных учреждений (в академиях, институтах, университетах). На Дальнем Востоке 20 аккредитованных государственных вузов готовят магистров и бакалавров. В Хабаровском крае такое право есть у 7 вузов, в том числе и у Тихоокеанского государственного университета.

В 2006 году ТОГУ выпустил первых магистров – 8 человек. Это были студенты Институтов архитектуры и строительства (1), Транспорта и энергетики (1), Информационных технологий (3), Факультета математического моделирования и процессов управления (3). В 2010 году число магистров в ТОГУ увеличилось почти в 3 раза – до 22 выпускников. В их числе студенты Института природопользования и экологии (1), Международного факультета (1), Института экономики и управления (2), Факультета математического моделирования и процессов управления (3), Института архитектуры и строительства (4), Института информационных технологий (5), Дальневосточного юридического института (6).

В этом году выпускников, по предварительным данным будет 113: ИАС (32), ИПЭ (17), ИИТ (16), ИЭУ (14), ФММПУ (11), ИТЭ (10), ДВЮИ (7), МФ (4) и ДВАДИ (2).

Наша справка

Болонская декларация – декларация о признании единой двухуровневой системы высшего образования: бакалавр – магистр, подписанная в июне 1999 г. в Болонье (Италия) министрами образования 29 стран Европы. В отличие от традиционной для России одноуровневой подготовки специалистов со сроком обучения 5 (5,5) лет, Болонская система подразумевает двухуровневую систему высшего образования – первая ступень бакалавриат (3 – 4 года обучения) и второй уровень – магистратура (1 – 2 года обучения).

Магистр (от лат. magister – наставник, учитель, руководитель) – высшая академическая степень, квалификация (в некоторых странах – начальная учёная степень), приобретаемая студентом после окончания магистратуры (освоения специальной программы обучения). В Древнем Риме «магистром» называли важное должностное лицо, в Византии «магистр» – это высший титул служебной знати. А в Средние века магистрами называли студентов, достигших высших результатов в науках. Постепенно магистрами стали называть выпускников и студентов программ высшего образования самого высокого уровня.

Магистратура – второй уровень в двухуровневой системе высшего образования. К поступлению в магистратуру допускаются лица, имеющие диплом бакалавра, специалиста или магистра. Двухуровневая система высшего образования вводится в настоящее время в России в рамках присоединения страны к Болонскому процессу. Квалификация присваивается по результатам защиты магистерской диссертации на заседании Государственной аттестационной комиссии и даёт право поступления в аспирантуру.

Система зачетных единиц/система кредитов – способ описания образовательных программ путем присвоения зачетных единиц ее компонентам (дисциплинам, курсам и так далее). ECTS – в европейских университетах, USCS – американская система кредитов, CATS – британская система кредитов накопления и перевода, UCTS – система передачи университетских кредитов в странах Азии и бассейна Тихого океана.

«Самое приятное в уровневом образовании – Работа с магистрантами...» 

А как относятся к проблемам перехода вузов на подготовку бакалавров и магистров те, кто обучает, кого можно назвать «магистрами» в первозданном значении этого слова. Слово – заместителю директора Института экономики и управления ТОГУ Елене Гурьевой.

 «Бакалавриат прошел уже не одной волной по вузам страны, но каждый раз «побеждал» специалитет или же считалось, что специалитет и бакалавриат – магистратура могут работать в параллельном режиме. В этом учебном году объявлено, что абитуриентский набор 2011 года будет состоять только из бакалавров и магистров, на специалитет набора не будет. И мы должны к этому подготовиться.

Задача крайне сложная, поскольку одно дело формировать учебные методики и навыки для возможной будущей работы с бакалаврами и получать наслаждение от работы с магистрами, и совсем другое – отказаться от специалитета, который давно стал плотью и кровью любого преподавателя любого отечественного вуза. Система специалитета имеет жесткую отраслевую привязку: мы никогда не готовили специалистов вообще, каждый экономист, а впоследствии менеджер, получали определенный уровень технических и технологических знаний. Экономические дисциплины также имели отраслевую привязку, и экономика предприятия в лесном комплексе всегда отличалась, и очень существенно, от экономики предприятия строительного или машиностроительного комплекса. Многие технические кафедры и сейчас в своем составе имеют экономистов, которые читают экономику и организацию для определенного производства.

В специалитете уже со второго-третьего курсов студенты начинали изучать отраслевые дисциплины, а затем полностью переходили к обучению на выпускающей кафедре, и вся последующая учёба была «привязана» к специфике отрасли. Специалист выпускается для конкретной сферы деятельности, это существенно и имеет высокое преимущество.

В первой волне бакалавриата четыре года учебы предполагались вообще для общетеоретической подготовки. Во второй волне бакалавриат встраивали в систему специалитета как дополнительный вариант образования, а магистратуру рассматривали как первую ступень подготовки к поступлению в аспирантуру и дальнейшей учебе там.

Третья волна пытается лишить специалитет права на существование, предполагая, что в новом варианте высшего образования будет не специальность, а направление и профили, т.е. бакалавр и магистр по направлению «Менеджмент» или по направлению «Экономика и управление». Звучит, конечно, менее значимо, чем специалист, хотя, может быть, дело в привычке. Современные реалии таковы, что закончившие вузы молодые люди должны сами находить себе место работы, госзаказов практически нет, а коммерческие предприятия пока еще повсеместно не заключают договоры на подготовку своих будущих работников, предпочитая брать уже дипломированных работников, да еще и с практикой работы. Возможно, в этой ситуации диплом бакалавра вполне достаточен и менее затратен. Но убрать полностью отраслевую привязку и выбросить на улицу огромное количество высококвалифицированных преподавателей, думаю, высшая школа не может! Составляя сейчас планы и рабочие программы для бакалавриата и магистратуры, мы закладываем общетеоретическую подготовку на первые два курса обучения.

После двух лет учебы в вузе студент должен будет сделать выбор более узкого профиля бакалавриата на том направлении, куда он поступал, например, в направлении «Менеджмент» студент должен будет выбрать «Менеджмент промышленности», «Менеджмент в отраслях лесного комплекса», «Менеджмент в строительстве» или любой другой профиль из заявленных в данном направлении нашим институтом. Два последующих года будущий бакалавр будет учиться на выпускающей кафедре, осваивая дисциплины программы в отраслевом преломлении. Защитив диплом бакалавра, такой выпускник сможет работать как в конкретной отрасли, так и в общеэкономическом варианте. Все будет зависеть от конкретного человека и его намерений. Но этот уровень высшего образования можно рассматривать как стартовую ступень для дальнейшего профессионального роста. Магистратура будет давать более глубокие научные знания и навыки, более высокий уровень квалификации – как общей по направлению, так и отраслевой по профилю. Но, по всей вероятности, в нашей стране все равно останется начальной научной степенью.

В момент реформирования образования хочется получить ответ на вопрос: почему новая форма высшего образования должна заменить старую? Почему они не могут существовать параллельно? Россия такая огромная страна, с такими ресурсами и претензиями, что в ней может найти себя выпускник любой формы обучения и образования, было бы желание работать. Ведь накоплен колоссальный опыт, есть первокласснейшие профессора и доценты, которые во всем многообразии и во всех тонкостях знают особенности своих специальностей и своих предметов, читаемых в курсах этих специальностей. Ведь мы же не отменяем отрасли и для лесного комплекса, например, нужен экономист, который знает, что такое комплексная выработка, волок и почему чокерная трелевка требует других затрат, чем канатная.

Естественно, профессорско-преподавательский состав ТОГУ без проблем разработает новые программы, методики, учебные и научные пособия для новой формы обучения. Но скольких больных вопросов и проблем можно было бы избежать, если бы сохранились две формы обучения.

Впрочем, не стоит сомневаться – наши преподаватели справятся с любой формой обучения. Опыт в этом плане у нас уже есть, ведь высшая школа прошла через 1990-е годы и сумела себя сохранить, а плохо учить мы просто не умеем. Но самое приятное в переходе на уровневое образование – это все-таки работа с магистрантами. Учить сильных студентов, которые уже имеют первый опыт написания научных работ, – огромное удовольствие. Недаром некоторые руководители столичных вузов ратуют за то, чтобы оставить бакалавриат на периферии, а себе взять магистратуру. Вот уж нет! Научный потенциал ТОГУ, и в частности Института экономики и управления, столь высок, что мы способны выполнять работы любого уровня научной сложности и квалификации, и при любой реформе в сфере образования.

Мы ждем абитуриентов 2011 года и обещаем: учеба, как бакалавров, так и специалистов, будет очень интересной!»

 

Елена Гурьева,

кандидат экономических наук, доцент