Журнал № 2 - 2011(4), рубрика: "Образование XXI века"

«Самое приятное в уровневом образовании – работа с магистрантами...»

А как относятся к проблемам перехода вузов на подготовку бакалавров и магистров те, кто обучает, кого можно назвать «магистрами» в первозданном значении этого слова. 

 Слово – заместителю директора Института экономики  и управления ТОГУ Елене Гурьевой.

Самое приятное в уровневом образовании – работа с магистрантами

В этом учебном году объявлено, что абитуриентский набор 2011 года будет состоять только из бакалавров и магистров, на специалитет набора не будет. И мы должны к этому подготовиться.

Задача крайне сложная, поскольку одно дело – формировать учебные методики и навыки для возможной будущей работы с бакалаврами и получать наслаждение от работы с магистрами, и совсем другое – отказаться от специалитета, который давно стал «плотью и кровью» любого преподавателя любого отечественного вуза.

Три волны, захлестнувшие специалитет

Система специалитета имеет жесткую отраслевую привязку: мы никогда не готовили специалистов вообще, каждый экономист, а впоследствии менеджер, получали определенный уровень технических и технологических знаний. Экономические дисциплины также имели отраслевую привязку, и экономика предприятия в лесном комплексе всегда отличалась, и очень существенно, от экономики предприятия строительного или машиностроительного комплекса.

В специалитете уже со второго-третьего курсов студенты начинали изучать отраслевые дисциплины, а затем полностью переходили к обучению на выпускающей кафедре, и вся последующая учёба была «привязана» к специфике отрасли.

В первой волне бакалавриата четыре года учебы предполагались вообще для общетеоретической подготовки. Во второй волне бакалавриат встраивали в систему специалитета как дополнительный вариант образования, а магистратуру рассматривали как первую ступень подготовки к поступлению в аспирантуру и дальнейшей учебе там.

Третья волна пытается лишить специалитет права на существование, предполагая, что в новом варианте высшего образования будет не специальность, а направление и профили, т.е. бакалавр и магистр по направлению «Менеджмент» или по направлению «Экономика и управление».

Без отраслевой привязки?

Современные реалии таковы, что закончившие вузы молодые люди должны сами находить себе место работы, госзаказов практически нет, а коммерческие предприятия пока еще повсеместно не заключают договоры на подготовку своих будущих работников, предпочитая брать уже дипломированных специалистов, да еще и с практикой работы. Возможно, в этой ситуации диплом бакалавра вполне достаточен и менее затратен. Но убрать полностью отраслевую привязку и выбросить на улицу огромное количество высококвалифицированных преподавателей, думаю, высшая школа не может! Составляя сейчас планы и рабочие программы для бакалавриата и магистратуры, мы закладываем общетеоретическую подготовку на первые два курса обучения.

После двух лет учебы в вузе студент должен будет сделать выбор более узкого профиля бакалавриата на том направлении, куда он поступал, например, в направлении «Менеджмент» студент должен будет выбрать «Менеджмент промышленности», «Менеджмент в отраслях лесного комплекса», «Менеджмент в строительстве» или любой другой профиль из заявленных в данном направлении нашим институтом. Два последующих года будущий бакалавр будет учиться на выпускающей кафедре, осваивая дисциплины программы в отраслевом преломлении. Защитив диплом бакалавра, такой выпускник сможет работать как в конкретной отрасли, так и в общеэкономическом варианте. Все будет зависеть от конкретного человека и его намерений. Но этот уровень высшего образования можно рассматривать как стартовую ступень для дальнейшего профессионального роста. Магистратура будет давать более глубокие научные знания и навыки, более высокий уровень квалификации – как общей по направлению, так и отраслевой по профилю. Но, по всей вероятности, в нашей стране все равно останется начальной научной степенью.

Бакалавриат плюс магистратура? Мы справимся!

В момент реформирования образования хочется получить ответ на вопрос: почему новая форма высшего образования должна заменить старую? Почему они не могут существовать параллельно? Россия такая огромная страна, с такими ресурсами и претензиями, что в ней может найти себя выпускник любой формы обучения и образования, было бы желание работать. Ведь скольких больных вопросов и проблем можно было бы избежать, если бы сохранились две формы обучения...

Впрочем, не стоит сомневаться – наши преподаватели справятся с любой формой обучения. Опыт в этом плане у нас уже есть, ведь высшая школа прошла через 1990-е годы и сумела себя сохранить, а плохо учить мы просто не умеем. Но самое приятное в переходе на уровневое образование – это все-таки работа с магистрантами. Учить сильных студентов, которые уже имеют первый опыт написания научных работ, – огромное удовольствие. Недаром некоторые руководители столичных вузов ратуют за то, чтобы оставить бакалавриат на периферии, а себе взять магистратуру. Вот уж нет! Научный потенциал ТОГУ, и в частности Института экономики и управления, столь высок, что мы способны выполнять работы любого уровня научной сложности и квалификации, и при любой реформе в сфере образования.

Мы ждем абитуриентов 2011 года и обещаем: учеба, как бакалавров, так и специалистов, будет очень интересной!

Наша справка

Болонская декларация – декларация о признании единой двухуровневой системы высшего образования: бакалавр – магистр, подписанная в июне 1999 г. в Болонье (Италия) министрами образования 29 стран Европы. В отличие от традиционной для России одноуровневой подготовки специалистов со сроком обучения 5 (5,5) лет, Болонская система подразумевает двухуровневую систему высшего образования – первая ступень бакалавриат (3 – 4 года обучения) и второй уровень – магистратура (1 – 2 года обучения).

Магистр (от лат. magister – наставник, учитель, руководитель) – высшая академическая степень, квалификация (в некоторых странах – начальная ученая степень), приобретаемая студентом после окончания магистратуры (освоения специальной программы обучения).

Магистратура – второй уровень в двухуровневой системе высшего образования. К поступлению в магистратуру допускаются лица, имеющие диплом бакалавра, специалиста или магистра. Квалификация присваивается по результатам защиты магистерской диссертации на заседании Государственной аттестационной комиссии и дает право поступления в аспирантуру.

Система зачетных единиц/система кредитов – способ описания образовательных программ путем присвоения зачетных единиц ее компонентам (дисциплинам, курсам и так далее). ECTS – в европейских университетах, USCS – американская система кредитов, CATS – британская система кредитов накопления и перевода, UCTS – система передачи университетских кредитов в странах Азии и бассейна Тихого океана.

 

 

Елена Гурьева,

кандидат экономических наук, доцент.

Фото Михаила Бойко