Журнал № 2 - 2011(4), рубрика: "Образование XXI века"

Все школы – в онлайне. Все пути – в интернет…

15 мая 2011 года Хабаровский краевой центр новых информационных технологий (ХКЦ НИТ), работающий в ТОГУ, отметил 20-летие со дня своего создания. За это время сделано многое. И не случайно в октябре 2010 года ХКЦНИТ был награжден Большой Золотой медалью региональной выставки «Образование. Наука. Карьера. Занятость». 

Прежде всего – за работу по подключению всех школ Хабаровского края, других образовательных учреждений к Всемирной Паутине.

У нас в гостях Александр Мендель – заместитель директора Хабаровского краевого центра новых информационных технологий ТОГУ.

Все школы – в онлайне. Все пути – в Интернет

– Александр Васильевич, скажите, за что ваш Центр был удостоен этой награды?

– Одно из направлений нашей работы – информатизация образования в регионе. Мы реализовали масштабный проект, в разработке которого принимали участие семнадцать человек. Он называется «Хабаровская краевая образовательная информационная сеть (ХКОИС)». Вот за него мы и получили Большую Золотую медаль.

– А кто автор идеи вашего проекта?

– Идея родилась и вызрела в ТОГУ, в ХКЦ НИТ, директором которого является профессор Сергей Михайлович Бурков. Центром были реализованы несколько проектов в рамках федеральных программ. Сейчас нашим заказчиком выступает министерство образования и науки Хабаровского края, а мы обеспечиваем функционирование и развитие отраслевой информационной системы, объединяющей как образовательные учреждения, так и органы управления образованием края. Именно ТОГУ организовал подключение абонентов к образовательной Сети, ядром которой является узел связи университета. Через него пользователи получают доступ к Всемирной Сети и стандартным интернетовским сервисам. Мы также осуществляем техническую поддержку пользователей нашей сети и занимаемся информационным обеспечением проекта. Кроме этого, мы контролируем деятельность пользователей, анализируем трафик, обеспечиваем фильтрацию контента (так называется ограничение доступа к информационным ресурсам, не совместимым с задачами образования – порнография, насилие, пропаганда экстремизма и т.д.).

– Почему именно ТОГУ обеспечил подключение к Интернету всех образовательных учреждений края?

– Когда создавался проект подключения школ к интернету, оказалось, что ни один из действующих в регионе операторов связи (ни Дальсвязь, ни Транстелеком, ни ВостокТелеком) не мог самостоятельно обеспечить технические условия для подключения всех абонентов. Для решения проблемы был нужен агент-оператор, который объединит технические возможности предприятий связи. министерство образования заключило договор с ТОГУ, и нам это оказалось под силу. Сейчас к ХКОИС подключено более четырёхсот образовательных учреждений.

Все школы – в онлайне. Все пути – в Интернет

– Как давно работает проект? И кто ваши пользователи?

– Работа сети началась в 2004 году. Сейчас она динамично развивается: растет число абонентов, расширяется их география, старые медленные способы обмена информацией полностью заменены на высокоскоростные, появляются новые сервисы.

Наши абоненты – это более 400 общеобразовательных учреждений Хабаровского края. Среди них не только школы, но и методические центры, техникумы, вузы и научно-исследовательские институты, министерство образования. А сейчас к сети имеют доступ и дети с ограниченными возможностями по здоровью. Вот это как раз относительно новый проект, который работает всего два года – подключение к сети детей-инвалидов, обучающихся на дому. Им выдано оборудование, чтобы они могли с ним работать, а мы обеспечиваем доступ к информационным ресурсам и технологиям дистанционного обучения. Сейчас мы помогаем в обучении семидесяти детям-инвалидам. В следующем году этими сервисами будут охвачены уже не только старшеклассники, но и ученики младших классов – в общей сложности до ста шестидесяти ребят.

– Расскажите подробнее об информационных ресурсах и сайтах, которые вы создаёте и поддерживаете…

– Наш Центр осуществляет поддержку образовательного портала «ПАЙДЕЙЯ», сайта министерства образования края, ведет базу данных нормативно-методических документов этого сайта. Кроме того, на нашем узле связи расположена зеркальная копия федеральной коллекции цифровых образовательных ресурсов. Эти материалы стали основой для создания базы распределенных информационных образовательных ресурсов регионального назначения. Основой базы являются классификатор и каталог ресурсов, хранящихся на различных серверах. Наличие каталога позволяет не только выполнять быстрый поиск, но и создавать тематические подборки информационных ресурсов, которые будут представлены как динамические странички на других сайтах. Например, если у нас есть раздел сайта, посвящённый углубленному изучению математики, то на нём создается соответствующая страничка с подборкой ссылок на учебные материалы. Детям не надо будет тратить время на поиски, вся нужная информация находится на этой страничке, в том числе и та, которая будет внесена в каталог ресурсов уже после её создания.

Все школы – в онлайне. Все пути – в Интернет

Также мы создали специализированный сайт – площадку для информационной поддержки и реализации образовательных проектов. Это портал «ПАЙДЕЙЯ», его адрес www.abc.edu-net.khb.ru. Один из последних проектов, реализованных на этом сайте, – раздел для поддержки региональных олимпиад по математике и физике для школьников. Олимпиада проводится краевой заочной физико-математической школой и советом ректоров вузов Хабаровского края и ЕАО. Победители при поступлении в вузы смогут представить свои результаты как альтернативу результатам ЕГЭ по этим предметам.

Есть и другие сайты, например, для поддержки пользователей ХКОИС создан сайт www.edu-net.khb.ru. А если вы интересуетесь информационными технологиями и хотите знать о задачах, которые решались на научных конференциях в ТОГУ в течение последних трёх лет, обратитесь на сайт www.infodv.27.ru. По просьбе министерства образования и службы наркоконтроля мы создали сайт www.antinarkota.khb.ru, и это только малая часть нашей работы.

вателей ХКОИС создан сайт www.edu-net.khb.ru. А если вы интересуетесь информационными технологиями и хотите знать о задачах, которые решались на научных конференциях в ТОГУ в течение последних трёх лет, обратитесь на сайт www.infodv.27.ru. По просьбе министерства образования и службы наркоконтроля мы создали сайт www.antinarkota.khb.ru, и это только малая часть нашей работы.

– Александр Васильевич, расскажите подробнее про единое информационное пространство, как в нём ориентироваться?

– Единое информационное пространство предоставляет людям доступ к средствам общения, к обмену информацией, информационным ресурсам независимо от того, где находятся пользователи и где размещены ресурсы. Здесь необходимым условием является предоставление доступа к телекоммуникационным услугам. Мы как раз для общеобразовательных учреждений Хабаровского края эту задачу решили, построив ХКОИС.

Информационные ресурсы глобальных и региональных сетей размещены на многих компьютерах, они оформлены в виде баз данных, файлов или страничек, созданных разными людьми и организациями с разными мотивами…

– Например, в дистанционном образовании?

– Многие образовательные учреждения, в том числе вузы, внедряют свои курсы дистанционного образования. В них реализуется весь учебный цикл, то есть выдаются учебные материалы, проводятся контрольные работы, зачёты и экзамены. Один из подходов к разработке дистанционных курсов состоит в использовании только своих собственных информационных ресурсов. Так созданы, например, дистанционные курсы «Телешкола», «Кирилл и Мефодий». Однако учителя, преподаватели, как в дистанционном, так и в очном образовании, могут использовать не только свои, но и любые другие ресурсы, к которым есть доступ. Но проблема в том, что прежде, чем использовать ресурсы, их нужно найти. Вариантов поиска много, самый распространённый – зайти в поисковики Google или Яндекс. Второй способ – сделать каталог классифицированных ресурсов, куда и помещать уже созданные. В результате жизнь пользователя заметно облегчится, ведь в каталоге те же образовательные ресурсы будут разложены по полочкам – школьный класс, предмет, тема, вид и т.д. Не надо часами шерстить многотысячные списки найденных материалов в поисковиках – бери и пользуйся!

Важно также разрабатывать и предоставлять технологии для создания образовательных информационных ресурсов путем обработки естественных информационных потоков. Во многих случаях для этого и нужно-то не много. Например, проходит какое-то образовательное или научное мероприятие, которое снимается на видеокамеру. Видеозапись может быть обработана, размещена в базе данных, включена в каталог, и, в результате, она попадет в единое информационное пространство и станет информационным ресурсом, а не будет пылиться на полке.

Поэтому первая задача – создание инструментов для структурирования и описания информационных ресурсов, вторая – разработка и внедрение средств для того, чтобы преобразовывать информационные потоки в информационные ресурсы, и третья – довести их до потребителя. А для того чтобы повысить эффективность доступа школ к единому информационному пространству, в том числе к образовательным ресурсам, мы сейчас продвигаем проект создания школьных серверов – узлов ХКОИС.

Все школы – в онлайне. Все пути – в Интернет

– Почему создание школьных серверов особенно актуально?

– Оснащение школ компьютерной техникой непрерывно улучшается. Сейчас многие школы имеют современные компьютерные классы, оборудованные по последнему слову техники, а компьютеры объединены в высокопроизводительные локальные сети. В связи с этим мы хотим создать в школах свои небольшие узлы связи, там будет стоять сервер, и некоторые сетевые услуги, используемые внутри школы, например, электронная почта, школьный чат и форум, будут обеспечиваться этим сервером. Ведь совсем не обязательно на уроке по изучению электронной почты отправлять письмо соседу по классу через Москву (да и это может быть довольно медленно). Там же планируется поместить каталог информационных ресурсов и обеспечить хранение файлов с теми ресурсами, которые хоть раз были загружены. Это решение поможет уменьшить загрузку каналов связи, а если на линии появятся какие-то проблемы, то они затронут школу в меньшей степени, ведь учебный процесс не прервётся, и доступ к информации не исчезнет. Кроме того, это оптимизирует финансовые затраты, так как уменьшится количество скачиваний одного и того же материала, а следовательно, объем потребляемых услуг.

– Что еще вы предлагаете пользователям ХКОИС?

– Есть такие информационно-коммуникационные технологии, которыми ещё не все могут пользоваться самостоятельно по разным причинам – одни не имеют оборудования или специалистов, у других нет денег, третьи считают, что это не эффективно, так как редко будет использоваться. У нас появилась идея организовать на базе краевой образовательной сети внедрение таких информационно-коммуникационных технологий для наших пользователей. Например, мы организуем видеоконференции, видеотрансляции в Интернет. Так, в конце прошлого года из лаборатории физики ТОГУ проводили уроки для школьников в режиме онлайн. Если вы заинтересовались нашим проектом, то за более подробной информацией заходите на сайт www.rc.khb.ru.

Беседовала Вера Боровская.

Фото Андрея Боровского