Журнал № 2 - 2011(4), рубрика: "Образование XXI века"

Иностранный язык в неязыковом вузе: оптимальные модели изучения

Актуальность развития высшего образования для России сегодня ни у кого не вызывает сомнений. Процесс осуществления образовательных реформ по масштабу и сложности решаемых проблем не имеет аналога в мировой практике.

Своим мнением об этом с читателями делится заведующая кафедрой «Иностранные языки» ТОГУ Ирина Уманец.

Иностранный язык в неязыковом вузе оптимальные модели изучения

Высшая школа в России в настоящее время отходит от идеализированного обучения и ставит перед собой задачу создать условия для развития приоритетной личности, у которой будут потребности к непрерывному образованию и готовность к жизни и деятельности в поликультурном пространстве России. Поэтому особую значимость в образовательном процессе приобретает решение вопросов о том, какой должна быть фундаментальная подготовка будущих специалистов, какова роль педагогов в развитии и воспитании студентов и формировании у них гуманистического мировоззрения. Очевидно, что необходимо проникновение гуманистических идей и гуманитарных подходов во все сферы деятельности вуза, влияние их на совершенствование как методов обучения, так и методов воспитания студентов, на создание благоприятной и культурной атмосферы в учебном заведении.

Особая роль в связи с решением обозначенной выше проблемы отводится гуманитарным наукам, среди которых важное место занимает иностранный язык как многоуровневое коммуникационное средство.

В условиях интеграции России в мировое пространство, сотрудничества и обмена научными и культурными ценностями увеличивается спрос на специалистов, практически владеющих иностранными языками. Сегодня иностранный язык представляет собой не только фактор профессионального самоопределения, но также является возможностью познать чужую культуру, воспитать в себе чувство толерантности, научиться полноценному общению с людьми.

Возможности учебной дисциплины «Иностранный язык» в системе неязыкового вуза изучены пока недостаточно, что не удовлетворяет объективной потребности социокультурной и образовательной практики.

В качестве одного из путей осуществления гуманитаризации образования в неязыковом вузе разрабатывается и реализуется технология обучения иностранному языку на основе использования потенциала этой дисциплины и применяемого коммуникативно-деятельностного подхода в сочетании с принципами лингвострановедения.

Основными составляющими данного подхода стали следующие положения:

  1. Учение рассматривается как активная, сознательная, творческая деятельность.
  2. В процессе обучения проявляется активность познающего субъекта.
  3. Иностранный язык служит средством общения. В этом заключается его коммуникативность.
  4. Изучение иностранного языка имеет общую коммуникативную ориентацию, направленность на конечный результат, а именно: формирование всесторонне развитой, образованной личности, способной и готовой использовать иностранный язык как средство роста профессии, мастерства, средство установления взаимопонимания между народами.
  5. Овладение средствами иностранного языка направлено на практическое использование их в речевой деятельности.
  6. Средствами иностранного языка можно воздействовать на партнера по общению и получать информацию.
  7. Лингвострановедение – способ изучения чужой культуры через язык, важный фактор воспитания у студентов чувства гражданственности, интернационализма, гуманизма, толерантности.

Иными словами, обучение иностранному языку должно строиться на разработанной лингво-педагогической модели организации проблемных задач в обучении иноязычному говорению, основанной на интеграции культурологического, личностно-деятельностного, проектного и проблемного подходов. 

Ирина Уманец,

заведующая кафедрой «Иностранные языки» ТОГУ.

Фото Юлии Романенко