Журнал № 2 - 2011(4), рубрика: "Образование XXI века"

Docendo doscitur (уча – учимся)

Вопросы повышения квалификации преподавателя высшей школы в последние десятилетия активно обсуждаются и практически решаются в связи с введением новых образовательных стандартов. Рейтинговая система оценки деятельности каждого преподавателя и всего университета в целом включает индекс владения иностранным языком дополнительно к основной деятельности как главный показатель международного авторитета высшего учебного заведения.

Docendo doscitur (уча – учимся)Руководство иностранными докторантами, аспирантами, магистрантами и стажерами, а также научные публикации в зарубежных журналах существенно увеличивают научный потенциал и аккредитационные показатели всего вуза. В этой связи инициатива кафедры иностранных языков по организации курса повышения квалификации для профессорско-преподавательского состава Тихоокеанского государственного университета по направлению «Английский язык» оказалась востребованной.

С одной стороны, преподаватели кафедры «Иностранные языки» ТОГУ ежегодно принимают активное участие в международных семинарах и конференциях с участием ведущих ученых, преподавателей и методистов Англии, США, Японии, Австралии, Новой Зеландии и России, являются членами известной во всем мире лингвистической ассоциа-ции FIELTA, проводят мастер-классы. Педагоги-лингвисты нашей кафедры обучаются на курсах по подготовке к международным экзаменам (IELTS, TKT), работают экспертами в региональной комиссии по проведению Единого государственного экзамена по английскому языку. Все это позволяет быть в курсе последних мировых достижений науки и педагогической мысли в системе обучения английскому языку.

С другой стороны, в университете есть много сотрудников и руководителей, для которых умение говорить на иностранном языке является не надуманным желанием, а жизненной необходимостью. Образование новых институтов, обучение престижным специальностям, конечно же, потребуют от преподавателя умений общаться на английском языке. Результаты опроса студентов 1 и 2 курса ДВАДИ доказывают, что у ребят есть желание работать с иностранной литературой, участвовать в международных научных кон-ференциях под руководством своих научных консультантов.

Так, впервые для преподавателей ТОГУ была разработана программа «Языковая подготовка преподавателя вуза», рассчитанная на 72 часа практических занятий. И в 2010 году на факультете переподготовки и повышения квалификации (ФППК) принять участие в этом курсе (кстати, на бесплатной основе) смогли чуть более 30 слушателей. Однако известно, что число желающих продолжить формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции по английскому языку было гораздо больше.

Для преподавателя неродного языка очевидно, что процесс обучения состоит из трех этапов: обучение, применение и совершенствование. Наши слушатели имеют прекрасный лексико-грамматический репертуар, однако главное – его использование. Владение иностранным языком – это, прежде всего, практическое применение и постоянное совершенствование, так как лингвистические знания очень быстро утрачиваются. Основной задачей преподавателя курсов является не столько обучение, сколько попытка убедить собеседника в его умениях, поддержать интерес, помочь приобрести уверенность в собственных знаниях, не занижать субъективную самооценку и, наконец, преодолеть страх «сделать ошибку». Часто именно тревожное состояние, внутреннее напряжение могут существенно затруднять общение на неродном языке.

Современная технология личностно-деятельностного подхода в системе обучения английскому языку позволяет сформировать и развить коммуникативную языковую компетенцию исключительно в условиях реальной речевой ситуации. Для этого на занятиях слушатели постоянно работают в парах, создавая реальные ситуации, много дискутируют, смотрят оригинальные фильмы и, конечно, много слушают. Тематическая наполненность учебно-методического комплекса курса и актуальность поднимаемых проблем также помогают создать творческую атмосферу. Высокий уровень образованности участников программы и наличие достаточного профессионального и жизненного опыта дают возможность общения с партнерами по коммуникации, основанного на собственных суждениях и оценках, обеспечивая успешность иноязычного образования.

По результатам анкетирования участников программы можно предположить, что потребуется ряд последовательных, поэтапных шагов для внедрения индивидуальной траектории каждого слушателя ФППК. Важным в этой работе представляется механизм планирования процесса повышения квалификации преподавателя вуза с учетом его профессиональной потребности и интересов, принимая во внимание способности, склонности, а также цели применения языковых навыков на практике. В обсуждениях слушатели также признали целесообразным подготовить программы, рассчитанные на разные уровни владения иностранным языком.

Все участники могут гордиться достигнутыми успехами, что подтверждается их выступлениями на заключительных занятиях. Есть и те, кто полон решимости продолжить обучение и четко определил для себя перспективы использования иностранного языка в дальнейшей учебной и научной деятельности.

Коллектив кафедры «Иностранные языки» ТОГУ приглашает всех желающих принять участие в новых программах по английскому языку и надеется, что совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции сотрудниками нашего университета поможет и далее развивать и укреплять деловые и дружественные связи со специалистами других стран, проводить международные конференции и обмениваться опытом.

Ирина Ульяновская,

старший преподаватель кафедры «Иностранные языки» ТОГУ.

Фото Юлии Романенко