Журнал № 1 - 2011(3), рубрика: "Образование XXI века"

Пусть больше студентов встают на путь инноваций!

На фоне экономической глобализации важной миссией современного университета является подготовка инновационных специалистов. Тем самым каждый вуз обслуживает экономическое и социальное развитие своей страны. Проблема подготовки специалистов интернационального и инновационного профиля стала одной из тем обсуждения на Девятом международном форуме ректоров вузов северо-восточных провинций Китая и вузов Дальнего Востока и Восточной Сибири России.

Северо-Восточный университет

Северо-восточный университет расположен в городе Шэньян, в провинции Ляонин Китайской Народной Республики. Он был основан в 1923 году и является одним из ведущих государственных университетов под непосредственным руководством Министерства образования КНР, а также членом первой группы китайского «проекта 211» и «проекта 985». Северо-восточный университет всегда оценивал подготовку инновационных специалистов как важное направление в своем развитии. В соответствии с моделью обучения «Пробуждение интереса – Стимулирование возможностей – Практическая тренировка» мы провели ряд интересных мероприятий для подготовки инновационных специалистов. Например, научно-педагогические мероприятия «Учиться весело»; научно-исследовательские тренинги «Заниматься на практике»; научно-технические олимпиады «Учиться на конкурсах». Мы развиваем у студентов творческие и инновационные способности, открывая новый своеобразный путь подготовки инновационных специалистов.

Научно-педагогическое мероприятие «Учиться весело» пробуждает у студентов творческий интерес к новаторству. Интерес является источником инновации. Для того чтобы поднять инновационный интерес и энтузиазм, университет создал три платформы научно-педагогической деятельности­ ­– «Создание хорошей атмосферы», «Пробуждение интереса», «Стимулирование возможностей».

Цель платформы научно-педагогической деятельности «Создание хорошей атмосферы» заключается в том, чтобы создать прекрасную научную атмосферу, выработать у студентов научный дух. В университете ежегодно проводятся научно-популярные акции «Окно в науку и технику». Регулярно организуются также выставки внеаудиторных научно-технических достижений, выставки результатов инновационных экспериментов, выставки внеаудиторных научно-исследовательских работ, которые получают премии в конкурсе «Кубок Вызова» и многое другое.

Цель платформы научно-педагогической деятельности «Пробуждение интереса» состоит в том, чтобы выработать у студентов интерес к научно-педагогической деятельности. В нашем университете постоянно организуются форумы по темам «Широкий простор для науки и техники», «Жизнь – это вызов». Кроме того, среди студентов первого и второго курсов регулярно проводятся мероприятия «Посещение лаборатории Северо-восточного университета», для того чтобы воспитывать в студентах интерес к своей специальности и энтузиазм в учебе.

Цель платформы «Стимулирование возможностей» заключается в том, чтобы студенты превратили свои замыслы в действительность через научно-педагогическую деятельность на основе собственного опыта. В нашем университете ежегодно проходят мероприятия «Научно-популярный праздник и открытие объектов научно-технического исследования для студентов». За последние два года мы утвердили 145 объектов научно-технического исследования, общее количество студентов, которые приняли участие в такой деятельности, достигло 17 тысяч человек.

Научно-исследовательские тренинги «Заниматься на практике» воспитывают в студентах практические инновационные способности.

В научно-технической творческой работе студенты проявляют свои интересы и желание, но им необходимы и практические инновационные способности. Следовательно, мы стараемся предлагать студентам разнообразные возможности практиковаться для того, чтобы они накопили опыт и провели исследования. В университете создан ряд факультативных дисциплин по развитию инновационных способностей студентов. Они касаются таких областей, как творческое мышление и умения, инженерный инновационный метод и другие. У нас также создана система развития творческих способностей и двухуровневая система организации научно-технической работы, которую организуют научный руководитель, докторант, магистрант и студент. Ежегодно в университете на развитие творческих способностей учащихся тратится три миллиона юаней. В настоящее время 30 процентов наших студентов участвуют в начальной тренировке по научно-технической работе.

Для расширения и углубления научно-технической работы в университете построено 20 «Студенческих инновационных баз» на основе государственных, провинциальных и министерских ведущих центров и лабораторий. Тем самым мы предложили высококачественные ресурсы для подготовки инновационных молодых специалистов.

Научно-технические олимпиады «Учиться на конкурсах» развивают у студентов инновационные способности в сфере науки и техники.

Зимний вид на Северо-Восточный университет

Университет неустанно прилагает усилия к созданию благоприятной атмосферы для научно-технического творчества, чтобы «у каждого была творческая идея, везде и всюду шли инновации». Используя различные виды научно-инновационных конкурсов и соревнований, университет постоянно контролирует и развивает творческие способности студентов на практике, повышает уровень их научного новаторства.

С учетом индивидуальности студентов, особенностей конкурсов и специфики научных дисци­плин наш университет разработал структуру научных конкурсов на разных уровнях, чтобы студенты принимали участие в них, двигаясь от простого к сложному. У нас действует система «Один конкурс в одном институте», организованы научные фестивали студентов, для которых разработаны 15 основных видов мероприятий. Ежегодно в них участвуют около шести тысяч студентов. На конкурсах провинциального и министерского уровня организованы 8 научных соревнований. На всекитайском и международном уровне были проведены 16 научных конкурсов. В последние годы различные конкурсы и соревнования дают нашим студентам как бы дополнительные уроки и становятся для них эффективным средством постоянного обучения, повышения своего уровня знаний, саморазвития и обеспечения личностного роста.

В последние годы все больше студентов университета встают на инновационный путь деятельности. Из общего числа статей, которые опубликовали сами студенты в качестве первого автора или соавтора, 129 индексированы в поисковых системах IST, EI, SCI. Студенты получили 47 государственных патентов на свои изобретения. С 2007 года в конкурсах студенческих работ, состоявшихся в Азиатско-Тихоокеанском регионе, наши студенты неоднократно занимали вторые и третьи места и получали премии за лучший проект. В ряде отечественных конкурсов, например, по конструированию механизмов, по робототехнике, по моделированию электронных систем, студенты дважды выигрывали приз высшей степени, 17 раз – первый приз. В 2008 и 2009 годах два студента Северо-восточного университета успешно добились государственной молодежной награды на Пятом и Шестом конкурсах научно-технических инноваций Китая. В 2010 году в Международном конкурсе математического моделирования наши студенты выиграли 12 первых наград, 9 вторых наград мировой степени.

С углублением экономической глобализации мировой спрос на творческие кадры станет еще более интенсивным. Таким образом, роль и ответственность университета в области подготовки инновационных кадров будет все более возрастать. Поэтому на основе углубленного обмена мнениями между вузами Китая и России по проблемам нашего сотрудничества мы сможем подготовить все больше и больше инновационных специалистов. Они будут изучать природу, реформировать общество, стремиться к новым открытиям и изобретениям.

Госпожа Сюн Сяомэй,

заместитель секретаря парткома Северо-восточного университета

(г. Шэньян, КНР) 

Фотографии