Журнал № 1 - 2011(3), рубрика: "Образование XXI века"

Клуб по интересам – помощь в учебе

Когда человек научился задумываться над сутью каких-либо вопросов, анализировать и сопоставлять теорию с практикой, он будет делать это всегда, на любом рабочем месте. Значит, из него не получится формалист. А это самый важный результат высшего образования. Конечно, «зажигать» ребят помогают не только занятия по учебному расписанию. Но и клубы по интересам, дающие возможность для более глубокого и детального изучения той или иной проблемы.

Об опыте работы клуба «Ювенолог», действующего на Юридическом факультете ТОГУ, на страницах журнала «Мой университет» рассказывает его руководитель, доцент кафедры «Уголовно-правовые дисциплины», кандидат юридических наук Татьяна Новикова.

Клуб по интересам – помощь в учебе_ 5 [большая картинка]

Урок правовых знаний в хабаровской школе №44

Все началось с разработки тематики научных работ, а потом тем дипломных проектов. Затем я постаралась наладить отношения с некоторыми практическими работниками, которые участвуют в наших семинарах, помогают отслеживать практику применения норм права.

Когда заинтересованных ребят стало много, вместе мы попытались определить наиболее волнующие нас, интересные темы, касающиеся несовершеннолетних, и стали постепенно глубоко их изучать. Тогда же создали научно-исследовательскую группу, которую впоследствии назвали клуб «Ювенолог».

Надо сказать, что сама я достаточно долго изучала вопрос защиты прав несовершеннолетних органами ювенальной юстиции, участвовала в разработке и освоении гранта, выигрывала стажировку в США для знакомства с американской системой правосудия и работой общественных организаций в отношении несовершеннолетних. В 2004 году защитила диссертацию по этой теме. В конечном итоге у меня сформировались достаточно четкая позиция и желание рассказывать об этом студентам – ведь именно они в скором будущем будут претворять те идеи, которые мы сейчас в них заложим. Это и послужило толчком к созданию клуба.

Начали мы с ребятами с достаточно банального, но вечно актуального вопроса – уголовная ответственность и наказание несовершеннолетних. Нам хотелось отследить эффективность реализации в отношении несовершеннолетних мер уголовной ответственности и наказания.

Именно эта проблема и натолкнула на необходимость дальнейшей работы по нескольким направлениям: насилие и буллинг как детерминанты правонарушающего поведения несовершеннолетних; восстановительное правосудие в отношении несовершеннолетних (нужны ли программы примирения и к чему это может привести); профилактика преступности несовершеннолетних, в частности, путем формирования правосознания и правовой культуры. Это основные темы на сегодняшний день, которые требуют тщательной проработки. Поэтому в 2010 году мы вышли на сотрудничество со школами Хабаровска, стали изучать правоприменительную практику ОВД и судов, законодательство края и города.

Члены клуба «Ювенолог» – это 25 студентов 3-5 курсов специальности «Юриспруденция». Основной инициативный костяк – 7 человек, а остальные тянутся за ними, прислушиваются.

Клуб по интересам – помощь в учебе

На одном из заседаний клуба "Ювенолог"

Конечно, в работе клуба ориентируемся на занятость ребят (учебную нагрузку никто не отменял) и заинтересованность в той или иной теме (кому какие вопросы интересны, любит ли студент работать один или в группе). Получается, что в итоге мы зависим не от планов и чьих-то волевых решений, а от собственного видения проблемы и желания ее изучить.

Студентам клуб предоставляет возможность проявлять инициативу – они знают, что мы говорим о тех проблемных ситуациях и участвуем в тех мероприятиях, которые нам интересны. Для них важно понимать, что они не следуют указаниям преподавателя, а думают сами. Согласитесь, у нас и без того слишком много добровольно-принудительных мероприятий.

Немаловажно и то, что работа клуба напрямую завязана с учебным процессом. Во-первых, на третьем курсе изучается дисциплина «Уголовное право», где есть темы об ответственности несовершеннолетних за совершение преступлений и, наоборот, об ответственности за преступления против несовершеннолетних. На них ребята знакомятся с азами. Потом заинтересовавшихся мы приглашаем подумать над определенными вопросами (предлагаем им темы, кто откликнулся – наш человек) или поучаствовать в нашем мероприятии.

На четвертом курсе на занятиях по дисциплине «Уголовно-исполнительное право» я говорю с ними о реализации уголовной ответственности в отношении несовершеннолетних и проблемах, возникающих в воспитательных колониях, где содержатся такие подростки. Также студенты изучают такую интересную дисциплину, как «Юридическая психология». Здесь мы обговариваем проблемы формирования правосознания, правовой культуры, психологии личности; основы формирования преступного поведения, криминальной деятельности, криминальной субкультуры, психологических особенностей исполнения уголовного наказания. Во всех этих и многих других темах одним из субъектов является несовершеннолетний.

Кроме того, изучая курс «Уголовный процесс», они говорят об особенностях деятельности следственных органов и суда в отношении несовершеннолетних (например, особенности производства следственных действий).

А как итоговую дисциплину по уголовно-правовой специализации я веду курс «Уголовная ювенология», где мы уже говорим о конкретных проблемах реализации правовых норм в отношении несовершеннолетних, о перспективных направлениях развития, интересных вариантах работы, реализованных в различных регионах, о практике деятельности госорганов или общественных объединений и т.д. Конечно, наполняемость этого курса зависит от правовой ситуации в стране, хотя есть базовые вопросы, на которые обращаем внимание обязательно.

Работа над той или иной проблемой у нас в клубе складывается из нескольких этапов. Сначала мы выбираем обширную тему и обдумываем ее. Затем подбираем нормативно-правовую базу и материалы практики по ней, анализируем их; пытаемся определить, где написали в отчете правду, а где приукрасили или вовсе отписались. В итоге выделяем проблемные вопросы, каждый из которых самостоятельно решают по одному-два студента, хотя все они связаны по цепочке. По результатам исследований проводим круглый стол или конференцию.

За два года существования клуба удалось наладить взаимодействие с рядом правоприменительных органов:

  • с уполномоченным по правам ребенка Светланой Жуковой (должность образована в 2010 году, но до этого времени Светлана Леонидовна, как депутат Хабаровской краевой думы, достаточно активно занималась вопросами социальной сферы и бывала на различный конференциях по данному направлению, где мы с нею и встречались);
  • с комитетом соцзащиты правительства Хабаровского края (в этом году мы даже планируем посещение реабилитационного центра при их содействии);
  • с ОВД Железнодорожного и Кировского районов Хабаровска;
  • с прокуратурой Центрального и Железнодорожного районов;
  • с Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН).

Клуб по интересам – помощь в учебе

Дарья Кузина, член клуба "Ювенолог",
делится с коллегами своим
видением проблемы

Еще мы стараемся закрепить студентов в гос­органах в качестве помощников. Это помогает расширить кругозор, изучить практику применения норм права. Например, уже второе «поколение» наших студентов практикуется в прокуратуре Центрального района. Теперь наладили тесную связь с прокуратурой Кировского района. Хорошо помогает нам ФСКН, ребята любят присутствовать при производстве следственных действий, да и сами уже точно с наркоманами не свяжутся, увидев оборотную сторону этой проблемы. Недавно установили связь с Комитетом по опеке и попечительству Правительства Хабаровского края – они согласились стажировать дипломников и брать практикантов.

Мы стремимся не замыкаться в рамках университета и принимаем активное участие в различных мероприятиях за его пределами. Например, в 2009 году ребята провели анкетирование в пяти школах Хабаровска по вопросам жестокого обращения в детской среде. Представили свои работы на студенческой научно-практической конференции «Правовые и социальные проблемы защиты детей от насилия, жестокого обращения и буллинга», на круглом столе в ДВЮИ МВД России «Проблемы криминологической безопасности», а также в межвузовской конференции студенческих работ. На этой конференции наша студентка Оксана Донских заняла второе место с темой «Организация прокурорского надзора за исполнением законодательства, направленного на защиту несовершеннолетних от жестокого обращения».

Практически весь 2010 год члены клуба «Ювенолог» были заняты научной деятельностью. Весной участвовали в конкурсе научных работ в ТОГУ, где доклады Анны Вобленко «Феномен школьного насилия: проблемные аспекты, особенности предотвращения» и Демиса Тройнич «Детская порнография и сексуальная эксплуатация: структурный анализ, пути предотвращения и пресечения» заняли, соответственно, 1-е и 2-е места в секции уголовно-правовых дисциплин. В ДВЮИ МВД России работа Оксаны Донских была удостоена 3-го места в секции уголовного процесса и прокурорского надзора. Тогда же мы занимались оформлением докладов, участвовавших в клубной конференции по насилию, в научные статьи, которые вскоре, я надеюсь, будут опубликованы в специальном сборнике. В ноябре при содействии Уполномоченного по правам ребенка в Хабаровском крае Светланы Жуковой нами была проведена серия правовых уроков в семи общеобразовательных школах Хабаровска. По просьбе администраций этих школ в ближайшее время мы проведем еще и лекции об уголовной ответственности несовершеннолетних. Также примем участие в работе круг­лого стола «Восстановительное правосудие в отношении несовершеннолетних».

Разрабатывая ту или иную интересную проблему, мы в своих поисках не стоим на месте. Это касается и темы восстановительного правосудия в отношении несовершеннолетних, и муссирующегося сейчас вопроса о возможности использования служб медиации, кругов забот и тому подобного, которые направлены на внесудебное разрешение конфликтов, проведение примирения жертвы и преступника. Мы хотим понять, где должна быть эта грань между необходимостью наказания и возможностью прощения и примирения.

Говорят студенты – члены клуба «Ювенолог»

Анна Михайлова: Клуб расширяет мои познания в ювенальном праве. Благодаря работе в нем я узнала много интересного, нового в области права несовершеннолетних, столкнулась с проблемой неблагополучных семей... Хотелось бы, чтобы уполномоченные органы побольше уделяли внимания этой стороне жизни общества, этим слоям населения. Ведь только усилиями студентов эти проблемы не решить.

Оксана Донских: Участие в клубе «Ювенолог» помогло мне задуматься над такой важнейшей проблемой нашего общества, как нарушение прав несовершеннолетних. Мы участвовали в различных конференциях, посвященных жестокому обращению с детьми, видам насилия, буллингу. В школах проводили уроки правовых знаний. Деятельность нашего клуба очень важна, так как она затрагивает важнейшие проблемы современности, влияющие как на несовершеннолетних, так и на общество в целом.

Игорь Старчоус: Клуб дает мне возможность с практической стороны посмотреть на ту или иную правовую проблему. Также очень полезен опыт общения с разными людьми.

Мария Иваницкая: В клубе я всего полгода, но уже чувствуется, что уровень моей правовой культуры вырос. Мне интересна эта работа.

Татьяна Новикова.

Фото предоставлено автором

Фотографии