Журнал № 1 - 2010(1), рубрика: "Образование XXI века"

Министр образования Хабаровского края Андрей Базилевский: «У современного студенчества больше возможностей!»

В январе 2010 года Президент России Дмитрий Медведев утвердил национальную образовательную инициативу «Наша новая школа». И прошедшая в августе в Хабаровске краевая научно-практическая конференция была посвящена механизмам ее реализации. Не вызывает сомнений тот факт, что инновацинные преобразования школы повлекут изменения всей цепочки образовательной системы. А внедрение новых образовательных стандартов потребует тесного взаимодействия школ и вузов…

О сегодняшних взаимоотношениях общеобразовательной и высшей школ, об их выпускниках наш разговор с министром образования Хабаровского края Андреем Базилевским.

Министр образования Хабаровского края Андрей Базилевский «У современного студенчества больше возмо_2 [большая картинка]

– Андрей Александрович, каково место высших учебных заведений в реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»? Насколько эта инициатива поможет сократить зазор между школой и вузом в плане содержания и качества образования?

– Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» предусматривает формирование принципиально новой системы непрерывного образования. Ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению. Навыки непрерывного образования, умение обучаться в течение всей жизни, выбирать и обновлять профессиональный путь формируются со школьной скамьи. От того как будет устроена школьная действительность, система отношений школы и общества, во многом зависит и успешность в получении профессионального образования, и вся система гражданских отношений.

Поэтому образовательная инициатива может быть реализована только при условии кропотливой и целенаправленной совместной работы профессорско-преподавательского состава вузов и учителей школ.

Учреждения высшего профессионального образования могут оказать действенную помощь школе в повышении качества образования, его развитии с опорой на фундаментальные, прежде всего, естественно-научные знания, в подготовке и переподготовке учителей. Это позволит «состыковать» уровень знаний школьников с уровнем требований вузов к абитуриентам.

Мы хорошо осознаем, что сегодня без всесторонней помощи и поддержки со стороны вузов очень многие наши школы вряд ли смогут поспеть за стремительным развитием образовательных и информационных технологий.

Предстоит совместная работа и по внедрению новой методики оценки школьников. Если до сих пор при поступлении ребят в вузы все сводилось к экзаменам, то теперь критерием будет комплексная оценка ученика и его достижений за время учебы. Для этого будет использоваться портфолио каждого ученика.

– Чем вузы края уже сегодня помогают школам?

– Формы работы по оказанию вузами края помощи школам многогранны. Это и профориентационная деятельность, в том числе кураторство над школами, и создание воскресных школ и курсов, где старшеклассники могут повысить свой уровень знаний по различным предметам, и проведение олимпиад школьников, и повышение квалификации учителей, и внедрение в образовательный процесс современных информационных технологий.

Ученые вузов обеспечивают информационно-методическое сопровождение деятельности краевого научного общества учащихся по 16 направлениям, работают в жюри краевого этапа всероссийской олимпиады школьников.

Успешному освоению учащимися школьной программы, их профессиональной и интеллектуальной самореализации способствуют воскресная физико-математическая школа, школа юного архитектора, малая лесная академия, созданные на базе Тихоокеанского государственного университета. В Дальневосточном государственном гуманитарном университете работает заочная физико-математическая школа. В Амурском гуманитарнопедагогическом государственном университете – школа будущего филолога, школа будущего учителя, а также химико-биологический профильный класс для учащихся старших классов МОУ СОШ № 22 Комсомольска-наАмуре. В Комсомольском-на-Амуре государственном техническом университете для старшеклассников созданы малый авиационный факультет, малый технологический факультет, информационно-переводческий центр для старшеклассников «Профессионал», физико-химический класс для учащихся 10-11 классов МОУ СОШ № 27 Комсомольска-на-Амуре.

Большая работа проводится вузами в рамках повышения квалификации учителей. Уже стали традиционными ежегодные семинары по предметам, лабораторные практики с применением современного учебного оборудования.

С участием Тихоокеанского государственного университета в масштабе края реализуются важные информационно-технологические программы. Хабаровский краевой центр новых информационных технологий ТОГУ осуществляет техническую поддержку и обеспечивает повседневную работу Хабаровской краевой образовательной информационной сети (ХКОИС), благодаря которой возможен доступ к сети Интернет и образовательным ресурсам вузов для всех школ края, межшкольных методических центров, учреждений среднего профессионального образования. В ближайшее время необходимо включить в ХКОИС учреждения дополнительного образования детей, школы-интернаты для детей-инвалидов.

Сотрудниками центра разработан образовательный портал «Пайдейя» для учащихся школ, учреждений профессионального образования, преподавателей общеобразовательных и специальных дисциплин, родителей. На портале представлены и постоянно пополняются материалы для самостоятельной работы и самоконтроля учащихся и студентов, дидактические материалы для учителей, специальные образовательные программы для олимпиад и конкурсов, заочных школ.

Дальнейшее сотрудничество между профессорско-преподавательским составом вузов и учителями школ мы связываем с организацией профильного обучения старшеклассников, разработкой программ элективных курсов, расширением участия школьников и студентов в совместной научноисследовательской, проектной деятельности, в том числе по выполнению заданий промышленных предприятий и организаций, научно-исследовательских институтов, лабораторий, краевых музеев, библиотек, архивов.

1_"У современного студенчества сегодня больше возможностей" [большая картинка]

– Сколько ребят поступили в вузы в этом году? Хорошо ли, по вашему мнению, что сегодня все выпускники поголовно хотят получить высшее образование?

– По предварительным данным, в 2010 году более пяти тысяч выпускников общеобразовательных учреждений края планировали продолжить дальнейшее обучение в высших учебных заведениях. Всего же в вузы края зачислено более 7 тысяч человек, что почти на тысячу меньше, чем в 2009 году. Среди них почти треть – это выпускники школ из других субъектов Федерации. Этому в немалой степени способствовал единый государственный экзамен. В 2010 году по результатам ЕГЭ в вузы края зачислено более 90 процентов первокурсников.

Большинство выпускников школ края, как видите, хотят получить высшее профессиональное образование, по-моему, это неплохо. Но гораздо важнее, если выпускники вузов будут востребованы на рынке труда. А за этим стоит слаженная и кропотливая работа и образовательных учреждений края, начиная со школы, и органов управления образованием всех уровней, и работодателей.

– Какие же специалисты сегодня нужны Хабаровскому краю? И какие профессиональные предпочтения у выпускников школ?

– В настоящее время важны специальности машиностроительного, энергетического, транспортного, строительного профилей, к числу которых относятся «Тепловые электрические станции», «Технология, оборудование и автоматизация машиностроительных производств», «Промышленное и гражданское строительство», «Теплогазоснабжение и вентиляция», «Подъемнотранспортные, строительные, дорожные машины и оборудование», «Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения». Например, в текущем году для поступления по целевому приему только для ФГУП ДВПО «Восход» и ФКП АПЗ «Вымпел» администрацией Амурского муниципального района было направлено 17 человек.

На протяжении трех последних лет наибольшим спросом среди старшеклассников школ края и их родителей пользуются информационно-технологический, социально-гуманитарный, социально -экономический и физико-матема тический профили обучения.

Конечно, в крае проводится работа по приведению структуры подготовки кадров с высшим профессиональным образованием в соответствие с сегодняшними потребностями экономики. Так, в 2009 году был увеличен приём в учреждения высшего профессионального образования по укрупненным группам специальностей «Информационная безопасность», «Приборостроение и оптотехника», «Информатика и вычислительная техника», «Электронная техника, радиотехника и связь», «Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника». В то же время сократился прием по группам специальностей «Физико-математические науки», «Строительство и архитектура», «Образование и педагогика», «Экономика и управление».

Надо признать, объемы подготовки кадров нашими вузами по некоторым специальностям превышают потребности рынка труда. Но невзирая на сложности с дальнейшим трудоустройством, выпускники школ продолжают поступать на специальности экономического, юридического, управленческого профилей. Хотя статистика показывает следующее: из общего числа выпускников вузов, зарегистрированных в качестве безработных на 1 января 2010 года, 48 процентов составляют выпускники именно этих специальностей.

– На Ваш взгляд, чего не хватало высшему образованию, студенческой жизни, вузам в целом в Ваши студенческие годы по сравнению с днем сегодняшним? Что хотелось бы возродить из того, что было утеряно в 90-е годы?

– В нашу студенческую бытность по сравнению с сегодняшним днем у студентов было гораздо меньше возможностей использовать в обучении информационные технологии. У современного студенчества больше возможностей и в плане международного сотрудничества, получения дополнительного образования, в том числе и за рубежом. Обязательное распределение выпускников на работу заменено системой содействия трудоустройству. Выпускник получил свободу в выборе рабочего места. Отрадно, что возрождается многое из того, что было утрачено в 90-е годы: создана система студенческого самоуправления, активизируется работа общественных объединений и организаций, творческих коллективов, возрожден КВН, развивается движение студенческих строительных отрядов, работают волонтерские отряды, продолжают действовать студенческие научные общества.

– Нередко, когда студент приходит на работу после вуза, ему говорят: «Забудь, что изучал в институте!» Как, по-вашему, возможно состыковать теорию и жизнь?

– Сегодня, как никогда, актуален вопрос взаимодействия вузов и работодателей в вопросах определения структуры, объемов и качества подготовки специалистов. Именно работодатели определяют требования к компетенциям выпускников, поэтому необходимо вовлечь их в прогнозирование перспективных кадровых потребностей экономики и социальной сферы, существенно расширить участие работодателей в финансировании подготовки специалистов. Достижению этих целей будет способствовать введение федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения.

Подготовила Ольга Винайкина.
Фото предоставлено министерством образования Хабаровского края